Уже отшумели новогодние праздники, и главное украшение — лесные красавицы — отправлены на утилизацию либо упакованы и спрятаны до следующего года, если это синтетическая копия елки или сосны.
Согласно исследованиям банка «Русский стандарт», в минувшем году продажа натуральных елей возросла на 86 %. Они победили в поединке с искусственными, которые завозятся в основном из Китая.
Глава благотворительной природоохранной организации «Наш фонд» Ольга Лакустова отметила, что гораздо экологичнее все же живая елочка. Ведь пластиковые сделаны из материала, который разлагается, возможно, не одну сотню лет, если вообще склонен к распаду. Еще накануне праздника РБК в пресс-службе Рослесинфорга рассказали, что поставки рождественских елок из Европы будут значительно сокращены из-за санкций. Но их все же в меньшем количестве завозили частные компании, с соответствующими накрутками, естественно. Но, как говорится, не было бы худа… Данная ситуация дала зеленый свет развитию отечественных питомников и своим заготовителям. Плюс возросло производство искусственных елей, в стране уже существует 17 производителей, которые используют 80 % местного сырья. Импорт оказался минимальным: перевозки дорогостоящие, а цена возросла всего на 10–20 %. Живые деревья, как утверждают специалисты, выращиваются в особых питомниках, на землях, непригодных для широкого применения. Ели перед Новым годом вырубают, отправляют на продажу, а на их месте высаживают новые саженцы.
По минимуму или бесплатно
Но в определенных регионах практикуется также вырубка лесных растений — например, в лесничествах Ленинградской области, где таковая разрешается с 1 декабря. Но для этого требуется оформить разрешение, для чего необходим только паспорт: на одного человека можно заготовить одно дерево бесплатно.
А жители Подмосковья обращаются в Мособллес, где вырубка разрешается на основе купли-продажи. Цены, конечно, намного ниже рыночных, но тем не менее заплатить нужно. Ежегодно в лесничестве сеются новые семена, они необходимы для восстановления лесов на местах промышленных или санитарных вырубок, Центрлесхоз как раз занимается выращиванием посадочного материала. Например, в Дмитровском лесничестве семена елей сеют в начале мая, ухаживают за молодыми деревцами, следят, чтобы не болели, не подвергались нападениям вредителей. До 3,5 млн саженцев выращивается, их достаточно, чтобы засадить 1 тыс. га для озеленения Московской области. Всего 10 тыс. выращивают здесь для Нового года. Процесс небыстрый: специалисты утверждают, чтобы елка достигла высоты полтора-два метра, ее нужно растить в течение восьми лет. Лесничество не продает елки на базарах, частники сами приезжают за лесными красавицами, используя легальную рубку. Так гораздо предпочтительнее, потому что не чревато последствиями, да и заготовленное браконьерским способом дерево из леса выглядит хуже, чем выращенное на плантации. Там ее не затеняют соседние деревья, ей достаточно солнца. Причем покупатель сам может срубить облюбованное им деревце своим инструментом, при необходимости ему выдадут топор или бензопилу сотрудники, либо они сами срубят для клиента ель. При этом дерево высотой полтора-два метра стоит 500–700 руб., а работники еще и упакуют его с помощью сетки и веревки.
Обычно за сезон там реализуют штук 200, больше площади не позволяют. Бывает, люди приезжают, а когда доходит до вырубки, у них руки опускаются, жаль губить красоту. Но сотрудники объясняют, какой вред природе несет производство пластиковой елки, да и источаемый ею в квартире формальдегид не способствует улучшению здоровья. Из лесу елочка получается свежая, стоит дольше, она не пылится на базарах, да и предприятие не в убытке — плантации постоянно восполняются. В столице теперь организовываются пункты приема елок, их используют на корм и опилки для животных в зоопарках.
Особой роскошью для праздника считалась датская ель, которую завозили из Европы. Как заметила заместитель генерального директора по защите и воспроизводству лесов ГАУ МО «Центрлесхоз» Анастасия Свободина, многие представляются питомниками датских пихт, которые на самом деле просто завозят. Иногда, правда, привозят маленькими и доращивают.
Дать вторую жизнь
Согласно информации для ТАСС озеленителя питомника «Ботаник-сад» в Краснодарском крае Владимира Солодова, пихта, высотой полтора метра может расти до 15 лет, в два раза дольше, чем обычная ель, хотя в общем-то неприхотлива, может выращиваться на любых почвах. Но хлопот с ней немало: ее регулярно подстригают, создают форму конуса. В «Ботаник-сад» пока еще только выращивают такие пихты, которые будут высаживаться в парках и садах. Плантация под рубку таких деревьев — удовольствие не из дешевых, легче уж действительно из Европы привезти. Преимущество пихты — она стоит дольше обычных елей, хотя цена кусается. Но даже такая дорогая пихта через пару-тройку недель теряет свой вид, хотя еще быстрее осыпаются ели колючие. И все же чистый воздух в квартире приоритетнее, пусть и приходится убирать мусор от натуральных деревьев. Спрос на хвойные растения в крае возрастает и в Курганинском районе, эта ситуация способствует строительству питомника хвойных деревьев и кустарников.
Как подтверждают исследования, в стране искусственные ели стали покупать на 16 % меньше, чем в прошлом году. Цена на них небольшая, поэтому люди пользуются ими два-три года и выбрасывают, покупают новые, более модернизированные.
Как объяснил Игорь Поздняков, юрисконсульт отдела защиты прав потребителей Роскачества, если в мусорный бак выбросить живую ель, она, разлагаясь, будет отправлять в атмосферу метан. Гринпис подсчитал: дерево высотой два метра в процессе гниения выделит 16 кг углекислого газа. Что характерно, в лесу упавшие растения вреда не приносят, они становятся не мусором, а компостом для других зеленых собратьев, поэтому Правительство Москвы ежегодно проводит акцию «Елочный круговорот», организовывая пункты сбора елок и сосен для переработки их в щепу.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области утилизация осуществляется по проекту «Елки, палки и щепа». С 9 января в Туле также действовала акция «Сдай елку на переработку!». 14 пунктов приема елок открылось в Новосибирске. А в Самаре можно было просто отнести деревце на контейнерную площадку — там на 4,5 тыс. площадок организовывался сбор елок. Жители же отдаленного Красноглинского района могли оставить ель на парковке «МЕГА Самара» возле сортировочной станции. В Сочи проходила своя акция «Елку в переработку». Жители Краснодара также могли до 20 января сдать в утиль праздничные ели, вынеся их на ближайшую контейнерную площадку, предварительно освободив от игрушек, мишуры и скотча. Они пошли на корм животным, на переработку в щепу для удобрения, отсыпки дорожек в скверах, парках и прочего.
Даже если сбор не организован, дерево можно было порезать и закопать. В частном секторе хвоей накрывают грядки, чтобы сохранять влагу, задерживать рост сорняков, ветки и ствол также подойдут для растопки.
В крайнем случае ель можно распилить, связать и положить в мусорный бак. Но лучше всего сдать дерево на переработку, дав шанс растению получить вторую жизнь.
Что касается утилизации искусственных елок, то их следует просто выбросить в мусор, как предлагает эксперт проекта Гринпис в России «Ноль отходов» Дмитрий Нестеров, поскольку их переработка не производится не только у нас, но и за рубежом. Поэтому в пластиковые отходы синтетических красавиц не стоит отправлять.
Как видим, даже, казалось бы, отслужившее свою миссию дерево еще может пригодиться — просто нужно об этом слегка позаботиться.
Наталья Слюсаренко
Подготовлено с использованием материалов сайтов: eadaily/com/ru/news; rbc.ru/business