Производители выиграли, потребители – нет?
Семь лет назад импортозамещение было одним из главных трендов отечественной политики и экономики. Сегодня страсти немного улеглись. Однако программу никто не отменял. Результаты импортозамещения многие оценивают по-разному. Одни считают, что эта программа стала катализатором развития отечественного АПК. Другие критикуют за снижение качества продукции на прилавках и рост цен.
Полностью от импорта так и не избавились
Много и громко говорить о том, что России нужно самой производить товары, ввозимые из-за границы, начали только с 2014 года. Но проблемой импортозависимости более или менее системно стали заниматься еще в 2012 году. То есть еще в докрымский период и связанных с этим санкций стран Запада. Была принята Государственная программа развития сельского хозяйства на семь лет. Но в итоге программу пришлось подкорректировать. Против нашей страны ввели экономические санкции, а Россия ответила на них продуктовым эмбарго. Отсутствие на прилавках некоторых импортных продуктов – это запрет именно со стороны России, а не западных стран.
В 2015 году была создана специальная правительственная комиссия по вопросам импортозамещения, приняты пакеты нормативных актов, направленных на господдержку российских производителей. Это были и льготные кредиты, и субсидии, и многое другое.
Как ранее отмечала кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Ермилова, основное, что было выделено в программе – это процедура финансирования отраслей. Основными формами являлись софинансирование, субсидирование, гранты, льготное кредитование и иные преференции, которые могли способствовать развитию отраслей. Отдельно стоит отметить проектное финансирование. Этот инструмент – достаточно новый для российской практики. Предполагалось, что направляться такое финансирование будет на проекты стоимостью свыше миллиарда рублей. Поскольку инвестиционные проекты в промышленности, да и в сельском хозяйстве могут быть достаточно капиталоемкими, внедрение такого инструмента в практику предприятий было обоснованным.
Но не все оказалось так просто, как задумывалось изначально. Импортозамещение – процесс длительный. Россия, например, отказалась от яблок из Польши. Но чтобы нарастить производство своих фруктов, нужно несколько лет. Как минимум – чтобы выросли плодовые деревья, как максимум – чтобы создать или восстановить всю сопутствующую инфраструктуру.
Как подсчитали независимые эксперты, за период действия программы импортозамещения государству пока не удалось полностью достичь поставленных целей. Так, импорт молочной продукции сократился на 20% (хотя должен был сократиться на 30%), а по импорту овощей сокращение составило 27% вместо запланированных 70,3%. Россия по-прежнему остается нетто-импортером овощей и фруктов.
Цены выросли. Как насчет качества?
И все же, как отметили в Национальном рейтинговом агентстве, достижения в российском импортозамещении есть. И довольно существенные. Импорт мяса и субпродуктов из стран Евросоюза сократился с 2,5–3 млн тонн в 2000-е годы до 600 тысяч тонн в 2020-м. Выросло производство мяса птицы (с 0,8 до 5,05 млн тонн) и свинины (с 1,6 до 4,25 млн тонн). Производство рыбной продукции выросло с 3,68 до 4,21 млн тонн. Выпуск товаров, попавших под продуктовое эмбарго, внутри страны был в 2,5 раза больше импорта из стран, не попавших под санкции.
С другой стороны, доля импорта в целом так и не опустилась ниже 30%. Да и введенные контрсанкции не полностью перешли в импортозамещение. Часть продовольствия просто ввозят теперь из других стран. Например, основным поставщиком молочной продукции стала Беларусь, а рыбы – Чили и Фарерские острова. Овощи теперь поступают из Китая и Турции, а фрукты – из Эквадора.
Отечественные компании смогли нарастить производство «запрещенных» товаров, но еще не дотянули до полной замены импорта. Дружественные страны смогли неплохо заработать на российских потребителях, продавая «санкционные» товары
Предварительные итоги политики импортозамещения за прошедшие семь лет выглядят следующим образом. Отечественные компании смогли нарастить производство «запрещенных» товаров, но еще не дотянули до полной замены импорта. Дружественные страны смогли неплохо заработать на российских потребителях, продавая «санкционные» товары. Многие наверняка помнят нашумевшую историю с «белорусскими» креветками. А вот потребители в целом оказались в минусе. Из-за продовольственного эмбарго цены на продукты выросли, а российские аналоги все еще не достигли качественного уровня зарубежных товаров. Поэтому, если оценивать импортозамещение с точки зрения производителей, то это большой успех, но с точки зрения потребителей радоваться особо нечему.
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ