Российская бедность имеет крестьянское лицо
В Торгово-промышленной палате РФ обсудили проблемы российского АПК и предложили пути его дальнейшего развития.
Возможности для роста
В конце марта в Москве прошло совместное заседание Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России и Комитета ТПП РФ по развитию АПК. Тема мероприятия: слаженное взаимодействие предприятий промышленности, агропромышленного комплекса и Правительства России для реализации потенциала АПК. Сложностей в российском сельском хозяйстве сегодня хватает. Председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса академик РАН Петр Чекмарев в своем выступлении обозначил основные проблемы и рассказал об имеющихся возможностях для роста. По его словам, Россия обладает огромным сельскохозяйственным потенциалом. Земельный фонд страны составляет 1707,5 млн га. При этом доля сельского хозяйства в ВВП – всего 6%. В рейтинге стран по ВВП Россия находится всего лишь на 12-м месте. А по уровню и продолжительности жизни наша страна занимает 110-е место в мире. За последние 20 лет количество человек, занятых в сельском и лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве, сократилось с 10,7 млн до 4,3 млн. Заброшено 20 млн гектаров сельхозземель. С 1990 по 2019 год на 37 млн га снизились посевные площади. Страна экспортирует сельхозпродукцию на сумму более одного триллиона рублей и почти на столько же – импортирует. Доля расходов населения на продовольствие составляет 28%.
Петр Чекмарев
По оценкам Петра Чекмарева, в 2020 году производство продукции сельского хозяйства достигло более 6 трлн рублей. Причем рост происходит как в растениеводстве, так и в животноводстве. Однако производственный потенциал отечественного АПК гораздо выше, убежден спикер. Для удовлетворения потребности в продовольствии и основных продуктах питания Россия должна производить 146–150 млн тонн зерна из расчет одна тонна на человека в год. Плюс экспортировать до 50 млн тонн в год продукции растениеводства. А в перспективе производство зерновых и зернобобовых культур увеличить до 200 млн тонн ежегодно при наличии площади посева более 65 млн га и урожайности выше 30 ц/га.
Производство сельскохозяйственной продукции действительно с каждым годом растет. Но далеко не так быстро, как хотелось бы. В стране, например, до сих пор не хватает собственных фруктов и овощей – более 11 млн тонн. Также не хватает собственного молока. Чтобы закрыть собственные потребности, Россия должна ежегодно производить 50 млн тонн молока. Для этого необходимо либо увеличить надои до 8000 ллитров в год, либо поголовье до 12,5 млн голов КРС, а также расширить площади под кормовыми угодьями.
Для улучшения ситуации в отечественном АПК Петр Чекмарев предложил решить такие проблемы как сокращение площадей посевных земель, резкое снижение занятости населения в отрасли. Также спикер подчеркнул важность обеспечения аграриев современной сельхозтехникой, которая позволит существенно повысить динамику производства.
Экспорт – не ограничивать, а увеличивать!
Председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин в своем докладе рассказал о ситуации в сельскохозяйственном секторе по сравнению с показателями 2010 года. В российском АПК произошел серьезный рост практически по всем позициям. Производство зерновых в стране увеличилось в два раза, свиноводство выросло почти в полтора раза, констатировал спикер.
Однако следует отдавать себе отчет в том, от какой базы происходил этот рост, сравнить наши достижения с 90-м годом и тем состоянием, в котором сегодня находится современный мир. По сравнению с 90-м годом, несмотря на очевидный технологический и социальный прогресс, реальный рост оказался не столь велик. Например производство зерна в России за последние 30 лет выросло всего лишь на 14%.
Как отметил в своем выступлении Константин Бабкин, в мире объемы производства продовольствия увеличились в 1,8 раза. А в России его выпускают на ту же сумму, что 30 лет назад. В 1992 году производство продовольствия составляло 3,5% от мирового, а сегодня 2,1%. Если наша страна стремится, как минимум, восстановить свои позиции, то нам нужно на 70% увеличить объемы производства сельхозпродукции.
И для этого есть все возможности. В стране, например, много пустующих посевных площадей. Также мы можем увеличить урожайность с использованием современных технологий. Объем в 240 млн тонн зерна – вполне достижимая цифра для нашей страны. Кроме того, мы вполне способны увеличить поголовье КРС, в три раза нарастить объемы производства молока, убежден Константин Бабкин.
По словам спикера, многие руководители предприятий по производству сельхозтехники нацелены на рост. Однако опасаются инвестировать и расширять производство, так как не знают, что будет буквально через полгода. Рынок сельхозтехники снова может упасть, а значит, инвестиции окажутся напрасными и приведут к убыткам. Среди отрицательных сигналов – это, например, ограничение экспорта зерна, заморозка продовольственных цен на сахар и подсолнечное масло. Непоследовательность Правительства может привести к серьезным падениям на рынке сельхозтехники, как это уже бывало не раз. Тем самым, тормозится развитие механизации села.
По мнению Константина Бабкина, чтобы рост был стабильным, а не скачкообразным, нужно не ограничивать экспорт продовольствия, а расширять его. Большие объемы Россия может продавать, например, в Китай.
Эта страна является одним из крупнейших импортеров сельскохозяйственной и пищевой продукции – в 2018 году импорт составил около 130 млрд долларов. Однако доля России на рынке Поднебесной составляет всего 1,6%. Для Китая мы не являемся надежным и последовательным партнером. То мы стимулируем экспорт продовольствия, то, наоборот, его ограничиваем. И это происходит постоянно и непредсказуемо. Поэтому китайцы переориентировались на закупку продовольствия и сельхозтехники на других рынках. Например, из Южной Америки. В результате рынок производства комбайнов в одной лишь Бразилии больше, чем рынок комбайнов всей Северной Америки.
Адресная помощь малоимущим
В России отсутствуют условия для развития несырьевых отраслей экономики, считает Константин Бабкин. Себестоимость производства продовольствия постоянно растет. Повышаются акцизы, увеличивается стоимость электричества. Вводятся новые транспортные налоги – та же система «Платон», например, где тарифы постоянно повышаются. Все это ведет к снижению конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства. Для увеличения доходности села председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России предложил отменить топливный акциз для сельскохозяйственных производителей (маркировать соответствующее топливо). Установить специальный тариф для предприятий сельского хозяйства, в первую очередь животноводческих, мукомольных, зерновых. Отменить плату за систему «Платон» для перевозки сельскохозяйственных грузов. Отменить единый сельскохозяйственный налог.
Оставляет желать лучшего и качество отечественной сельхозпродукции. До сих пор продолжается так называемая либерализация стандартов качества продовольствия. Если раньше продукты были обязаны соответствовать советским ГОСТам, то современные стандарты сильно смягчены. Так, по оценкам экспертов, около 50% меда на рынке является фальсификатом. Производители продовольствия попадают в ситуацию неравной конкуренции. Снижается сбыт продукции, подавляется экономическая активность населения, увеличивается количество бедных слоев населения.
Константин Бабкин
По мнению спикера, о малоимущих гражданах нужно заботиться не посредством снижения оптовых цен на продукты, а посредством адресной помощи. Это более эффективная мера поддержки. Адресная помощь могла бы позволить ужесточить требования к производству продовольствия в целом и создала бы условия для экономического развития села. При затратах около 200 млрд рублей в год, по оценкам Константина Бабкина, такая система могла бы дать налоговый эффект более 500 млрд рублей. Если реализовать все эти меры, то страна могла бы увеличить производство продовольствия на два триллиона рублей в год.
В своем выступлении Константин Бабкин коснулся и так называемой политики пространственного развития. Субсидии, которые Правительство предоставляет труженикам села, распределяются крайне неравномерно.
– Мы проанализировали, как средства поддержки распределяются в Рязанской, Тверской, Ярославской и Курской областях, – рассказал спикер, – и увидели, что трем крупнейшим агрохолдингам в каждом из этих четырех регионов достается более 80% всех субсидий.
Для дальнейшего развития сектора АПК Константин Бабкин предложил такие меры промышленной политики как развитие экспорта для наращивания внутреннего производства, а также социальной инфраструктуры в сельской местности и другие. Все проблемы решаемы, и наша страна имеет все возможности для экономического, аграрного и демографического развития.
Сохранить традиционную культуру
На социальные проблемы сельских территорий в своем выступлении обратил внимание научный руководитель Федерального научного центра аграрной экономики, академик РАН Иван Ушачев. Несмотря на относительно высокие темпы развития отечественного АПК в последние годы, продолжает нарастать дисбаланс в социальном развитии села. Ощутимых изменений в уровне и качестве жизни сельского населения пока не наблюдается.
По мнению Ушачева, сельские территории, помимо экономической задачи, всегда несли в себе цивилизационную миссию и являются хранителями традиционной национальной культуры. Но ситуация на селе остается сегодня неудовлетворительной, вызывая большую тревогу и озабоченность.
Как считает спикер, в первую очередь важно обеспечить высокий уровень занятости и доходов сельского населения, поскольку нарастает разрыв в уровне безработицы между городом и селом. В 2019 году разрыв был двукратным. При этом в 16 регионах уровень безработицы составляет более 10%. В результате почти четверть сельского населения находится за чертой бедности, тогда как в городе доля малоимущих составляет 7%. Поэтому есть все основания говорить, что российская бедность имеет крестьянское лицо.
Среднемесячная номинальная зарплата в сельском хозяйстве недотягивает до 60% средней зарплаты по стране в целом. И это на фоне снижающихся реальных располагаемых доходов населения. Расходы на питание, по оценкам Ивана Ушачева, составляют 46% от потребительских расходов, а качественные продукты становятся все менее доступными населению.
– Мы считаем, что необходимо увеличить поддержку малоимущих слоев населения на базе адресной помощи и введения механизма фудшеринга, – прокомментировал Иван Ушачев. – Необходим переход от моноотраслевой к диверсифицированной модели экономики, которая предполагает перенос из городов в село предприятий других отраслей. В том числе сферы услуг. И не ограничиваться при этом сельским туризмом и народными промыслами.
Сельхозтерриториям, прежде всего в нечерноземной зоне, необходимо придать особый статус – по типу территорий опережающего социально-экономического развития, имеющих преференции и особые условия ведения хозяйственной деятельности. Для стимулирования развития на селе альтернативной занятости следует установить кредитные и налоговые льготы всем юридическим и физическим лицам, регистрирующим свою деятельность в сельской местности и создающим рабочие места в несельскохозяйственной сфере. Также нужно способствовать созданию удаленных рабочих мест на селе с помощью широкополосного доступа в интернет. Это станет драйвером развития интернет-торговли на селе.
Деурбанизация в разумных пределах
В числе других важных направлений комплексного развития сельских территорий Иван Ушачев отметил развитие инженерной и социальной инфраструктуры. Например, уровень сетевой газификации на селе до сих пор составляет всего 60%.
– Есть мнение, что прорыв в экономике нашей страны можно сделать только за счет крупных агломераций. Мы же предлагаем это сделать за счет разумной деурбанизации мегаполисов, – прокомментировал спикер. – На одного жителя мегаполиса тратится в сто раз больше средств по сравнению с сельским жителем.
Для сокращения затрат на долгое время проводилась политика оптимизации учреждений социальной сферы. Это привело к массовому закрытию маловместимых сельских школ, детских садов и других учреждений социальной сферы. Сегодня Правительство принимает меры по исправлению печальных результатов такой оптимизации. Вопрос в том, почему по указанию Президента РФ в программах профильных министерств не выделяются отдельной строкой средства на строительство социальных учреждений в сельской местности.
В своем докладе Иван Ушачев отметил проблемы с демографической ситуацией на селе. Вследствие деградационных процессов появилось новое, необычное и неестественное для нашей страны явление. По рождаемости российское село впервые уступило городу, а смертность становится выше городской. В результате село превосходит город по интенсивности естественной убыли населения. Для преодоления этой ситуации Ушачев предложил объединить интересы экономического и демографического развития сельских территорий. Предоставлять гражданам долгосрочный кредит на строительство собственного дома и организацию бизнеса. А возврат этого кредита увязать с количеством детей в семье. За каждого новорожденного ребенка – списывать часть долга. Такой подход позволит улучшить демографию не только на селе, но и в стране в целом.
Проблемы носят системный характер
Одной из ключевых системных проблем развития отечественного АПК остается инвестиционная недостаточность. В 2020 году, по данным Росстата, инвестиции в основной капитал сельского хозяйства сократились на 7%. Снижение инвестиций было более глубоким, чем по экономике в целом. И такая ситуация наблюдается не первый год. Причинами слабой инвестиционной активности Иван Ушачев считает низкую доходность многих сельхозпроизводств, а также большую закредитованность и ограниченный доступ к льготным финансовым ресурсам. Уровень рентабельности в отрасли в 2020 году с учетом господдержки составил лишь 13%. Этого явно недостаточно для развития сельхозпроизводства.
Важнейшим фактором в формировании цен на сельхозпродукцию является рост себестоимости, которая в свою очередь зависит от конъюнктуры цен на ресурсы для сельского хозяйства. За последние пять лет стоимость ресурсов росла в два раза быстрее, чем цены на продукцию производителей: 17,6% против 9%. Например, цены на дизельное топливо увеличились на 21%, на электроэнергию – на 33%.
Для стабилизации цен на агропродовольствие спикер предложил ввести нулевую ставку акциза на продажу топлива для сельхозтоваропроизводителей, а тарифы на электроэнергию привести в соответствие с тарификацией для предприятий промышленности.
Нестабильность и недостаточность объемов оказываемой господдержки также является одной из основных проблем в отечественном АПК. Несмотря на принятую стратегию развития до 2030 года, правила игры для сельхозтоваропроизводителей продолжают постоянно меняться. Только за 2020 год в госпрограмму было внесено 10 изменений. И уже три изменения – в 2021 году. Это не позволяет участникам рынка планировать свою производственную и инвестиционную деятельность.
Для решения системных проблем на селе эксперты возлагают большие надежды на госпрограмму комплексного развития сельских территорий и программу развития сельского хозяйства. Однако слабой стороной обеих программ остается финансовое обеспечение, которое подвергается систематическому сокращению.
АНДРЕЙ ПУГАЧЕВ