Как мигранты «роняют» зарплату в АПК

Как мигранты «роняют» зарплату в АПК

Представители аграрного сектора в нескольких российских регионах больше года настаивали на открытии границ для трудовых мигрантов. В итоге сроки пребывания иностранцев в стране продлены до 30 сентября 2021 года. Но с этим согласны далеко не все сельхозтоваропроизводители.

Отечественный АПК зависит от мигрантов?

Когда из-за карантина Россия вынужденно закрыла внутренние и внешние границы, выявилась острая зависимость отечественного АПК от дешевой иностранной рабочей силы. Такая потребность есть в Волгоградской, Астраханской, Воронежской, Липецкой, Московской областях, в Краснодарском, Приморском краях и других регионах. Иностранцы востребованы в производстве овощей, фруктов, ягод открытого грунта и в консервной промышленности. К примеру, Волгоградская область ежегодно в сезон задействует около 11 тысяч трудовых мигрантов, Астраханская – около 10 тысяч.

В 2020 году нехватку трудовых мигрантов в сельском хозяйстве восполняли только за счет внутренних ресурсов – в основном акцент был сделан на безработных, студентах аграрных вузов и… заключенных. И все равно рабочих катастрофически не хватало. Ягодная отрасль потеряла несколько тысяч тонн урожая. В Приморском крае сократили площади посевов. В 2-3 раза взлетела зарплата на труд сезонных рабочих, да и цены на сельхозпродукцию тоже увеличились. Консервная отрасль Кубани, по подсчетам Руспродсоюза, недовыработала 45 млн условных банок овощных консервов и недополучила более 100 млн руб.

 Россияне не хотят работать в поле

По данным рекрутинговых агентств, в среднем лишь около 3% российских соискателей готовы заниматься тяжелым физическим трудом в сельском хозяйстве. Причины отказа разные. Основными называют крайне низкую зарплату, логистические и жилищные сложности, а также отсутствие привычки работать на сезонных работах.

Как отмечает руководитель Союза производителей ягод Ирина Козий, привлечение рабочей силы требует определенной миграции населения. Россияне, увы, не привыкли мигрировать массово.

Обычно руководители стараются не привлекать к работам местных сельских жителей. Во-первых, их осталось на селе немного, выбирать не из кого. Люди стремятся жить в больших городах. А во-вторых, те, что остались, по словам представителей бизнеса, зачастую грешат ленью и пагубными привычками. Поэтому из года в год в Россию едут одни и те же иностранцы, они готовы работать быстро и качественно, непритязательны к жилищным условиям и согласны на те заработки, которые им предлагают российские сельхозтоваропроизводители.

Все используют трудовых мигрантов, и мы будем!

Эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) провели исследование, как с ситуацией в 2020 году справлялись за рубежом. Один из самых распространенных механизмов – привлечение к сельхозработам местного населения. Так, в Германии, Франции, Бельгии, Италии и Великобритании по сей день открыты онлайн-платформы для найма и видеообучения местных жителей сельхозработам, что помогает оперативному подбору кадров. В Австралии к сельхозработам привлекали молодежь, использовали финансовые стимулы для фермеров по вовлечению местных жителей и приняли правительственную программу помощи в переселении в удаленные районы. В Испании, Франции, Бельгии сохраняли выплаты пособий по безработице и социальные пособия для тех, кто соглашался сезонно работать на полях. Однако все страны так или иначе открыли границы для трудовых мигрантов, которые намного охотнее местного населения едут на тяжелые работы, их не смущают условия труда, быта и уровень заработка.

Зимой 2021 года на заседании оперштаба Минсельхоза России по мониторингу ситуации с социально значимой продукцией специалисты обсуждали необходимость снижения дефицита трудовых кадров. Путем перераспределения вопрос частично решили, уровень дефицита снизили со 100 до 41 тысячи человек. Затем подняли вопрос о привлечении иностранцев для сезонных работ в России, его проработкой совместно занимались Минсельхоз, Минтруд и МВД РФ.

Мотивировать собственное население рублем!

Однако, как считает президент и соучредитель компании «Мираторг» Виктор Линник, дешевая рабочая сила не помогает развитию сельхозотрасли. Необходима другая стратегия – устанавливать квоты на ввоз эмигрантов, плотно заниматься профессиональным обучением соотечественников, считает, что самый эффективный метод по привлечению российского населения на сельхозработы – это увеличение уровня заработной платы. Мотивация рублем считается самой лучшей в бизнесе.

Как отмечает Виктор Линник, когда мы разрешаем ввозить дешевую рабочую силу, то плохо относимся и к иностранным, и к своим гражданам. Россиянам приходится конкурировать с иностранными мигрантами, которые живут в непонятно каких условиях. Если наши сотрудники будут получать такую зарплату, то просто не выживут в России.

Правда в словах эксперта есть. Специалисты рекрутинговых агентств отмечают, что не видят возможности заменить сезонных рабочих, к примеру, студентами, поскольку условия труда и проживания не соответствуют требованиям. Очевидно, что уровень жизни гастарбайтеров настолько низкий в их государствах, что они готовы работать за те деньги, что предлагают российские компании.

Обучать собственные кадры и модернизировать АПК

Ручной труд считается неквалифицированным, однако он тоже требует обучения, как и любой другой.

– Это иллюзия, что можно привезти мигрантов и не вкладывать в их обучение, – говорит В. Линник.

– Производство и сбор ягод – достаточно тонкий и точный процесс, – подтверждает Ирина Козий. – Сборщиков необходимо обучать. Для хозяйств выгодно, чтобы одни и те же люди присутствовали на производстве и сборе урожая.

Как рассказал председатель Картофельного союза, Сергей Лупехин, они всегда используют миграцию трудовых сил – как квалифицированных, так и неквалифицированных. Квалифицированные – это те, кто имеет права на вождение сельхозтехники, инженеры, механики. Задача – вернуть из-за рубежа людей, которые имеют трудовые навыки. Желательно тех же, кто уже имел опыт деятельности в конкретных крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Виктор Линник считает, что России не нужны такие иностранные специалисты. Вопрос ввоза мигрантов должен касаться исключительно высококвалифицированных кадров – такого уровня, которые делятся с Россией ультраинновационными технологическими решениями, помогают их осваивать и внедрять в производство. Эксперт подчеркивает, что разрушена советская система массовой профподготовки рабочим профессиям, и это плохо. Поскольку она поднимала престиж рабочих профессий, а специалисты того времени знали, что не останутся без работы и средств к существованию. Надо использовать положительный опыт прошлого.

Виктор Линник

– Если мы не будем заниматься обучением, то у нас никогда не будет квалифицированных рабочих кадров. В сложившихся современных условиях руководителям надо самим заботиться об обучении и повышении квалификации рабочих собственных предприятий. Сотрудники будут заинтересованы в профессиональном росте и высокой зарплате, а инвесторы, в свою очередь – в развитии производств. Этот процесс взаимосвязан, властям необходимо использовать механизм и выстраивать стратегию развития отрасли в данном направлении, – рассуждает Виктор Линник.

Кроме того, властям стоит определиться с приоритетами. Вначале говорится о том, что покупательская способность населения – низкая, а затем в страну ввозится дешевая рабочая сила. Это еще ниже роняет уровень зарплаты, и не только в сельскохозяйственном секторе. Таким образом, развитие АПК еще долго будет держаться на низком уровне. Ведь у людей нет заинтересованности ехать в села и развивать эти территории. Надо вводить квоты на ввоз иностранных рабочих рук, для того чтобы спровоцировать конкуренцию на рынке труда и рост уровня зарплаты, в том числе сезонных рабочих.

Работать по старинке или выходить на новый уровень?

Зачем постоянно платить хорошие деньги, проводить информационные кампании среди населения, обучать соотечественников и налаживать транспортное сообщение. Ведь проще нанимать более дешевую рабочую силу и экономить на этом. Очевидно, что задействуя дешевый иностранный труд, отечественные производители не стремятся в массовом порядке решать эти вопросы. Весьма вероятно, что рост зарплаты на сезонные работы чреват повышением себестоимости продукции и спровоцирует увеличение цен. Смогут ли дорогие продукты питания конкурировать на прилавках с аналогичными импортными товарами? Насколько россияне готовы к очередным изменениям рынка? Вопросы остаются открытыми.

А пока все работают по старинке. Но некоторые аграрии уже больше десятка лет поднимают уровень жизни своих соотечественников. Возможно, остальным стоит у них поучиться. Так, на Алтае глава сельхозпроизводства Павел Бейфорт вкладывает в строительство жилья для сотрудников хозяйства. Кроме того, он инвестирует в развитие сельской территории – строит спортивные площадки, ремонтирует школу, детский сад и фельдшерско-акушерский пункт. Возможно, если на местах руководители АПК будут заинтересованы в поднятии уровня быта селян и сельхозпроизводства, повышении зарплаты работникам, то и власти найдут возможность поддерживать и развивать отрасль в данном направлении.

ОЛЬГА САВЕЛЬЕВА

Краснодарский край

ФОТО adm-ahtuba.ru

malatyatarafsiz.com

yugtimes.com

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности