АПК и внешние рынки: объемы выросли, но только в деньгах
В 2021 году российский агропромышленный комплекс увеличил объем экспорта. Главную позицию в структуре российских поставок за рубеж по-прежнему занимают зерновые. Кроме того, лидером роста экспорта продукции АПК в прошлом году стала масложировая продукция.
Деньги
Резкое увеличение мировых цен на всю сельскохозяйственную продукцию и продукты питания в целом привело к тому, что показатели поставили рекорд в объемах экспорта продукции российского АПК и составили более $36 млрд. В 2020 году эта цифра составила 30,6 млрд, но при этом валовые показатели в объемах значительно снизились и составили 63,3 млн тонн. Годом ранее аграрии поставили на внешние рынки на 13,7 млн тонн больше продукции, а денег заработали меньше. С учетом меньших логистических затрат на поставки меньших объемов, но при этом увеличившегося денежного потока, прошедший год можно считать для АПК успешным. Во всяком случае, большая денежная масса смогла как минимум сдемпфировать естественную инфляцию, а также поправить собственную бухгалтерию.
Зерновые
Зерновые по-прежнему занимают главную позицию в структуре российского экспорта как по объему, так и в стоимостном выражении. По сведениям центра «Агроэкспорт», за 2021 календарный год было отгружено почти 41,8 млн т на $11 млрд. В 2020-м поставки были на уровне 48,9 млн т на $10,2 млрд. Средняя цена продукции увеличилась с $208 до $266 за тонну. Структурно, показатели экспорта выглядели так: пшеницы было вывезено на $8,7 млрд ($8,2 млрд в 2020-м), ячменя — на $1,2 млрд ($1 млрд), кукурузы — на $961 млн ($676 млн). Одной из особенностей зернового экспорта в 2021 году явилась тенденция к снятию некоторых ограничений по экспорту именно в зерновом сегменте, что помогло нашим аграриям выйти на новые рынки, такие как Саудовская Аравия и Алжир. Тем не менее, по мнению экспертов, регуляторные ограничения все же оставались, и они не позволили достичь более высоких валовых показателей по объемам экспорта. Но это никак не сказалось на статусе России как нетто-экспортера на внешних рынках: второй год подряд мы вывозим больше, чем импортируем.
Мясо, масло, жир
Лидером роста экспорта продукции АПК в прошлом году стала масложировая продукция, вывоз которой в стоимостном выражении вырос на 48% до более чем $7 млрд, а средняя цена — с $605 до $950 за тонну. Общая тенденция роста денежной выручки при уменьшении объемов сохранилась и в этом секторе. По данным «Агроэкспорта», в натуральном выражении экспорт снизился с 8 млн т до 7,4 млн т. В структуре поставок преобладало подсолнечное масло, его закупки внешними потребителями составили почти $3,9 млрд против $2,7 млрд в 2020 году. Стоимость продаж рапсового масла, шротов и жмыхов примерно одинакова — их поставки превысили $1 млрд. Годом ранее отгрузки рапсового масла были на уровне $586 млн, шротов и жмыхов — $650 млн. Аналогичные тенденции отмечены и в экспорте мясной продукции. В прошлом году на внешние рынки было поставлено 509,4 тыс. т на $1,1 млрд, в 2020-м было 525,1 тыс. т на $885,7 млн т. В том числе вывоз мяса птицы вырос с $420 млн до $519 тыс. т, свинины — с $324 млн до $371 млн, говядины — с $85 млн до $213 млн. В натуральном выражении экспорт свинины, свиных субпродуктов и шпика в прошлом году оценочно составил около 190 тыс. т, тогда как в 2020-м было вывезено 206 тыс. т. Аналитики рынка свинины считают, что объемы поставок могли быть и больше, но в ценовую политику вмешался Китай, резко нарастив производство и продажи свинины во втором полугодии. Это явилось основной причиной уменьшения поставок свинины во Вьетнам и Гонконг — они стали для экспортеров менее интересными из-за сложной логистики и некоторых ограничений, связанных с COVID-19. Но в деньгах экспорт удалось нарастить, причем в основном за счет изменения структуры экспорта: объемы отгрузок мяса увеличились, а шпика и субпродуктов снизились.
К слову, Вьетнам оказался в числе крупных импортеров продукции российского свиноводства, и в общем объеме закупок свинины российские поставщики заняли 50 процентов, что является несомненным успехом. Традиционно крупными импортерами российской свинины остались Украина, Беларусь и Гонконг. Их доля в закупках российской продукции свиноводства осталась на уровне 90 процентов.
По мнению Генерального директора Национального союза свиноводов Юрия Ковалева, ситуация с экспортом продукции свиноводства в этом году останется на том же уровне, что и в прошлом, а это примерно 180–200 тыс. т. в валовом объеме. Но эти цифры, вероятно, могут измениться в сторону увеличения, если удастся открыть новые рынки. Переговоры идут с Китаем, Филиппинами, Таиландом. Что касается экспорта мяса птицы и птицеводческой продукции в целом, то она сильно осложнена эпизоотической ситуацией в ряде регионов России.
Молочная продукция, рыба и морепродукты, прочая продукция
Молочная продукция вот уже много лет не может выйти из тисков паритета спроса и предложения, а по некоторым позициям спрос как раз превышает предложение. Тем не менее, поставки молочной продукции за рубеж в прошлом году составили 221,1 тыс. т на $370,4 млн. В 2020-м было вывезено 207,1 тыс. т на $318 млн. В том числе экспорт сыров и творога вырос с $83 млн до $109 млн, кисломолочной продукции — с $74 млн до $86 млн. Вывоз рыбы и морепродуктов увеличился в 2021 году на 34% до более чем $7 млрд, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности — на 13% до $4,7 млрд.
Существует в статье экспорта АПК и такой пункт, как «прочая продукция» — ее экспорт увеличился на 10% и в денежном выражении составил $4,6 млрд.
Что 2022-й нам готовит
Перспективы роста поставок на экспорт в этом году будут, и это очевидно, напрямую завязаны на росте внутреннего производства. А вот роста эксперты рынка продукции АПК и не ожидают. Производство сельскохозяйственной продукции в принципе всегда сильно зависело от внешних факторов, прежде всего климатических, а в последнее время, в связи с заметными проявлениями изменения климата и сдвига зон традиционного земледелия, еще и биологических и энтомологических. Поэтому в прогнозах на будущий год основные игроки экспортного рынка единодушны в прогнозах: объемы останутся, скорее всего, на уровне прошлогодних с незначительными колебаниями по некоторым видам, и это будет считаться неплохим результатом. Правда, нельзя не учитывать и еще один фактор — политический.
Нестабильная международная обстановка, взаимные санкции, создание новых военно-политических блоков — все это при оценке перспектив внешнеторговых связей может сыграть в любую сторону, поэтому политическую составляющую тоже не сбрасываем со счетов.