Государство — это мы

Государство — это мы

Сегодня на прилавках продовольственных магазинов импортных товаров становится все меньше. Достойное место занимает отечественная молочка, продукты переработки нашей пшеницы, свежее мясо. По мнению руководителя ведущего предприятия Краснодарского края «ДВВ-АГРО» Виктора Девтерёва, в условиях санкций, растущего давления на Россию именно самодостаточность поможет сохранить продовольственную безопасность на должном уровне. Главное, чтобы люди работали на совесть и понимали, что они — часть государства.

Кому нужны пошлины?

— Сельское хозяйство сегодня — одна из самых важных отраслей, ведь от того, что мы вырастим, произведем, будет зависеть продовольственная безопасность страны. Но санкции сейчас серьезно давят и на аграриев…
— На самом деле, что касается сельского хозяйства, по сравнению с другими отраслями, например, туризмом, мы находимся в относительно стабильном состоянии. Продолжаем работать, провели посевную, скоро начнем готовиться к уборке. У нас процесс непрерывный. Работать надо круглый год. Даже в пандемию мы никого не отправляли в вынужденные отпуска, не сокращали штат. Земля без внимания и заботы оставаться не может. Так и сейчас, продолжаем сеять и пахать — сезон-то в разгаре. Конечно, сложно в текущий период делать прогнозы даже на ближайшее время, но одно остается неизменным — потребность в качественных продуктах, которые вырастят аграрии.

— В этом году эксперты прогнозируют рекордный урожай. Правда, экспортные пошлины не дадут получить полную цену фермерам за зерно. Как вы считаете, нужно ли в такой ситуации, как сейчас, оставлять экспортные пошлины?
— Тут ситуация двоякая. С одной стороны, экспортные пошлины действительно снижают прибыль аграриев. Так, сегодня мировая цена за тонну пшеницы — 435 долларов. Пошлина примерно 112 долларов. Убираем пошлину, остается 300 с небольшим долларов за тонну — реальная мировая цена для наших аграриев. Конечно, придется еще потратиться на логистику, но все равно можно получать по 260–270 долларов за тонну. Если перевести на рубли, то нам сегодня предлагают 16 руб. за кг с НДС, что примерно соответствует цене на мировом рынке. Поднимется курс доллара, повысится и цена на пшеницу. И, наверное, пошлина. Кажется, это невыгодно для сельхозпроизводителей, но если расценивать пошлины как форму налога, то становится понятна их целесообразность для нашего государства и общества.

— То есть они нам нужны?
— Во-первых, собранные благодаря пошлинам деньги идут на финансовую поддержку тех же аграриев. Во-вторых, как любые налоговые средства, помогают решать многие общегосударственные вопросы. Благоустраивать, развивать инфраструктуру, в том числе и сельских территорий — мест, где живут аграрии. Так работает вся мировая система. Так что можно бесконечно жаловаться на то, что пошлины забирают часть прибыли, а можно подумать о государстве, о своей малой родине, наконец. Нужно помогать друг другу и, возможно, чем-то жертвовать — в том числе и прибылью. У нас же не Америка, где главный девиз — «Капитал любой ценой». В России, к счастью, другие ценности — и в политике, и в бизнесе, и в социуме. Конечно, очень бы хотелось иметь как можно большую цену на пшеницу, получать хорошую прибыль без пошлин. Но если говорить о стратегическом развитии страны, то наше правительство сегодня все делает правильно.
Ждем хорошей цены

— Как же все-таки аграриям получить максимально высокую цену за зерно? Поделитесь секретами руководителя успешного предприятия.
— У многих фермеров сельскохозяйственный сезон проходит одинаково. Закупают средства защиты растений, удобрения, технику, выращивают урожай и тут же с колес начинают его продавать, чтобы окупить затраты. Также аграриям нужно освободить хранилища, получить деньги на оборотку. Но в последний год цена ресурсов сильно выросла и полученные деньги за проданный летом с колес урожай часто не позволяют окупить расходы. Цена летом, как правило, низкая, в идеале нужно дождаться ноября-декабря, когда стоимость зерна вырастет, и тогда уже продавать. Понятно, что не все могут позволить придержать продукцию до лучшего времени, да и сейчас тактика выжидания может не сработать. Последние 5 лет наблюдается нестабильная ситуация на рынке в плане ценообразования: можно продержать зерно, а нужную цену так и не получить, поэтому необходимо тщательно мониторить ситуацию, смотреть на шаг вперед. Тут каждый решает для себя, какие варианты ему подходят больше.

СПРАВКА
«ДВВ-АГРО» — частное сельскохозяйственное растениеводческое предприятие. Учредители предприятия — Девтерёв Виктор Владимирович, Девтерёва Ирина Валерьевна. На 16.10.2019 г. в использовании 15657,1807 га земель. Создано 246 рабочих мест. С 818 человеками и 4 предприятиями заключены договоры аренды сельскохозяйственных угодий с ежегодной выплатой арендной платы.
Более 10 лет предприятие относится к передовым аграрным производителям, занимая лидирующие позиции по урожайности зерновых. Выращивает пшеницу, ячмень, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу и другие культуры.
Относительно недавно вошедшее в структуру «ДВВ-АГРО» ООО «Колхоз Заря» организовало молочно-товарное производство. Животноводческое направление возглавил брат Виктора Девтерёва — Сергей. Пока что о больших успехах говорить рано, тем не менее направление развивается, надои большие, молоко качественное и сбыт стабильный.
По словам Виктора Девтерёва, появление стада КРС решает сразу три проблемы. Во-первых, получают органическое удобрение для повышения урожайности на полях. Во-вторых, идет прибыль от самого производства. В-третьих, и это тоже очень важно, сохраняются рабочие места и жизнь в поселке.

— Какая цена сегодня устроит аграриев?
— Важно, чтобы цены на пшеницу остались хотя бы на том уровне, который был в 2021 году — 17–20 руб. за кг. Цена на пшеницу вообще не должна падать, ведь мировая в долларах выросла в 2 раза. У нас говорят о том, что рубль укрепляется. Но на бумаге или реально? Не хотелось бы на сегодняшний день, имея мировую цену 400 долларов за пшеницу (а будет еще больше — 600–800), продавать зерно за бесценок. Сейчас никто не знает, что нас ждет в сентябре 2022 года: может, цена пшеницы дойдет до 1 тыс. долларов за тонну. Но нам это принесет выгоду или нет? Я думаю, нужна честная игра правительства в данной ситуации. Если есть высокие мировые цены, — значит, пусть аграрии заработают, сейчас как раз для этого подходящая ситуация. Хотя были сезоны, когда цены на пшеницу на мировом уровне были низкие: зерна было в избытке, и аграрии еле выживали. Сегодня, наоборот, может возникнуть дефицит на мировом рынке и повышение цены, этими обстоятельствами нужно воспользоваться. Но все зависит от государственной политики.

— Кстати, о государственной политике. Сегодня правительство разработало и запустило много новых мер поддержки аграриев. Какие вы считаете наиболее эффективными?
— Одна из лучших мер поддержки — дешевые кредиты. Ничего больше и не нужно. Мы недавно взяли два кредита в банке «Кубань Кредит» под 4% на развитие предприятия, раньше брали и под 2% — отличная помощь сельхозпроизводителям. Получали субсидии по банковской линии от Россельхозбанка, где нам компенсировали процент. Также воспользовались субсидиями от края на развитие животноводства. При закупке скота из расчета на одну приобретенную корову получили деньги из государственной казны, получаем дотации и на литр молока. Работает схема оформления и получения субсидий достаточно хорошо, слаженно — главное, соберите и правильно оформите все документы. Помощи сейчас от государства аграриям идет много.

Плюсы реальной экономики

— Сейчас мнения разделились буквально полярно. Одни считают, что мы без продукции других стран не сможем прожить, другие думают наоборот, — что Россия вполне может себя всем обеспечить. А Вы как считаете?
— Конечно, мы находимся в более выгодном положении. У нас экономика реальная, а не надуманная. Мы действительно выращиваем зерно, добываем газ, нефть, множество полезных ископаемых — все то, что нужно для нормального функционирования экономики и для жизни людей. Мы прекрасно сможем прожить без товаров премиум-класса, например, айфонов, а вот без еды никто не обойдется. Практически по всем необходимым продуктовым позициям мы можем заместить импорт. У нас есть своя рыба, мясо, молочка. Из отечественной пшеницы можно делать многие продукты: каши, печенье и пр. Нужно налаживать производство и работать. Наша страна самодостаточна, мы все можем вырастить и себя прокормить.

— Но выбор сократится?
— Не вижу ничего страшного в этом. Ведь что нужно по большому счету человеку? Овощи, фрукты, хлеб, мясо или рыба, какие-то напитки. В принципе, товар ограничен. Разнообразие на прилавках, которое мы видим в супермаркетах, — просто вариации необходимых продуктов. Мы вполне можем справиться без тысячи наименований товара. Нужно сокращать философию потребления и развивать другие ценности, которые у нас были всегда. В Америке и Европе философия потребления ставится во главу угла, именно поэтому они считают, что для нас уменьшение ассортимента будет болезненно. Но мы много лет жили, например, без манго, ели свои яблоки, здоровее были.

— Что же, совсем отказаться от импорта?
— Нет, я этого не говорил. Конкуренция нужна. Мы должны сделать так, чтобы наши продукты были вкуснее. И мы к этому стремимся. Причем работать нужно не только над вкусами и качеством, но и над упаковкой — не возвращаться же к молочным бидончикам 70-х. Должна быть правильная экономика, основанная на честной конкуренции товаров.

По совести и по закону

— И все же совсем отгородиться от всего мира будет неправильным…
— Этого и не нужно. Сегодня экономика построена на принципе взаимообмена. Разные страны производят свои продукты, свою технику, свои ноу-хау. И выгодно ими торгуют. Но нас поставили уже давно в неравные условия. Наше зерно, ресурсы хотят покупать за копейки, а зарубежные машины «джондиры» (John Deere — прим. ред.), например, продают нам за миллионы. Неравнозначный обмен. Нас долгое время вытесняли из общего рынка на задворки, а сейчас экономика полностью перекраивается. Я считаю, что это к лучшему, и в первую очередь в нашей стране. Да, для этого нужно время, но мы идем в правильном направлении. Для нашей молодежи сегодня появился прекрасный шанс что-то создавать, развивать, продвигать. Главное, чтобы работать на совесть и с душой.

— И по закону?
— Конечно. Недавно спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко объявила, что бизнесу нужно дать больше воли. Но это не означает, что не нужно соблюдать законы и, например, не платить налоги. Наше предприятие работает уже более 25 лет. Никогда даже мысли не было о том, чтобы использовать какие-то серые схемы, уходить от налогов, не выплачивать сотрудникам зарплату. Мои работники для меня — полноправные партнеры. От каждого из нас зависит успех предприятия, а если брать шире, то и государства. Для меня это важно: быть вместе со своей Родиной в хорошие и непростые времена и быть честным с самим собой и окружающими.

Ольга РОМАНОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности