Куда ведут винные дороги

Куда ведут винные дороги

В Краснодаре в конце апреля на площадке выставочного комплекса «Экспоград Юг» прошел комплекс выставок пищевой промышленности: 25-я Юбилейная Выставка «Винорус. Винотех», 25-я Юбилейная Выставка оборудования, материалов и ингредиентов для производства продуктов питания и напитков FoodTech Krasnodar, а также «Кубаньпродэкспо», InterFood Krasnodar. Участники мероприятия смогли продегустировать новинки виноделия, сыроварения, мясные деликатесы, а также обсудить перспективы развития винной отрасли и винного туризма в России.

Со вкусом каракатицы

Свою продукцию на выставке представили 87 компаний из Краснодарского края, Республики Крым и Севастополя, Ростовской области, Республики Дагестан, Ставропольского края и Волгоградской области. В этом году в павильонах наряду с отечественными продуктами также была представлена широкая линейка продовольственных товаров из Беларуси и Казахстана.

Виноделы привезли на выставку сухие, полусухие, полусладкие и сладкие, игристые вина, коньяки, бренди и дистилляты. Сыровары удивляли всевозможными наименованиями и видами молочной продукции: сыры с плесенью, паприкой, перцем, были даже черные сыры с углем и мраморные с чернилами каракатицы. Мясные деликатесы также поражали богатым выбором, а под вывеской с красноречивым названием: «Как вы это привезли?» угощали товарами из Европы, например хамоном. Цены на подобную продукцию кусались, но интереса у посетителей выставки не отбивали.

Но все же в этом году большую часть выставочного павильона заняли не стенды со вкусной продукцией, а экспозиции оборудования для ее приготовления. Новые разработки продемонстрировали 30 производителей и поставщиков оборудования и материалов для виноделия и виноградарства из России и Китая. Для виноделов и виноградарей компании представили системы метеомониторинга микро- и макроклимата, материалы для подвязки виноградников, специализированные холодильные шкафы для хранения вина, сельскохозяйственную и специализированную технику, инструмент для обрезки и ухода за виноградниками, шпалерные столбы, высококачественный посадочный материал, винные дрожжи и ферменты, бочки для ферментирования и выдержки высококачественных вин, лабораторное оборудование, стеклотару, укупорочные изделия.

Одним из центральных мероприятий первого дня выставки «Винорус. Винотех» стала церемония награждения победителей и призеров дегустационного конкурса «Южная Россия». Сам конкурс проходил 21 и 22 апреля. Участие в конкурсе приняли 35 компаний-производителей из разных регионов России, которые представили 265 образцов тихих, крепленых и игристых вин, виноградных дистиллятов. В состав жюри вошли 20 признанных экспертов, авторитетных и востребованных специалистов в винодельческой отрасли с международной винной квалификацией. Все вина дегустировали вслепую и оценивали по 100-балльной системе. Победителей поприветствовали председатель аграрного комитета ЗСК Сергей Орленко совместно с министром сельского хозяйства края Федором Дерека.

«Это специализированное мероприятие, которое дает право нашим виноделам активно позиционировать себя. Сегодня очень важно общаться и принимать правильные управленческие решения, выставка «Винорус» как раз это позволяет сделать. От имени председателя ЗСО Юрия Александровича Бурлачко и всего депутатского корпуса вручаю приветственный адрес компании-организатору и хочу пожелать развития выставке», — отметил в ходе церемонии награждения Сергей Орленко.

Бутики под сенью винограда

В ходе выставки также состоялся круглый стол, посвященный развитию винного туризма в России. Несмотря на повышенный интерес к этому виду туризма со стороны гостей (только в Краснодарском крае в прошлом году побывало около 1 млн «винных туристов») и создание новых интересных маршрутов, развитие его идет пока не очень быстрыми темпами. По мнению участников круглого стола, процесс тормозит несовершенство законодательной базы. Но постепенно вопрос решается, хотя и очень медленно. Одним из существенных стимулов могут стать изменения в законе о рекламе.

«Законопроект, предусматривающий рекламу виноделен на уличных медиаэкранах в ночное время, готов к рассмотрению во втором чтении. Его планируют обсудить после цикла заседаний по утверждению нового состава правительства», — рассказал депутат Госдумы РФ от Краснодарского края Сергей Алтухов.

Законопроект о рекламе виноделен ранее был принят в первом чтении и предусматривал возможность рекламировать продукцию винодельческих хозяйств вдоль автомобильных дорог общего пользования в тех регионах, где они производятся. Ко второму чтению проект доработали и предложили разрешить рекламу на электронных табло на территории всей России в ночное время (с 23:00 до 7:00).

На самом деле, виноделы давно отмечают, что запрет о рекламе винной продукции губит и винный туризм на корню. Из-за наличия слова «вино» компании не могут рассказать полностью об имеющихся интересных маршрутах и объектах винодельческой инфраструктуры, куда приглашают туристов.

«Уважаемые законодатели, просим вас, давайте быстрее двигаться в этом направлении (изменять существующие нормы рекламирования — прим. автора). Мы получили сейчас большое количество туристов в Краснодарском крае благодаря геополитическим изменениям. Но мы не можем зарабатывать, не рассказывая о своем продукте. А по закону это делать запрещено», — отметила вице-президент по туризму и спецпроектам ГК «Абрау-Дюрсо» Ирина Гончарова.

Второе новшество — это изменения в законе о винном туризме, которые предусматривают возможность строительства объектов винодельческой инфраструктуры на сельскохозяйственных землях.

«Винный туризм — это новый проект, который может дать импульс развитию экономики страны. Он призван, с одной стороны, защитить виноградопригодные земли, а с другой, дать возможность нашим добросовестным виноделам строить там объекты туристической инфраструктуры, которые способны стать определенным подспорьем в ведении этого бизнеса. Сейчас туристы приезжают с экскурсиями на винодельни, знакомятся с виноделами, секретами мастерства, дегустируют продукцию, но приобрести ее там же, на месте, не могут, так как на самой винодельне такой вид деятельности запрещен. Нужно создавать такие объекты инфраструктуры, которые дали бы возможность после дегустации, знакомства с винами приобретать их там же. Сейчас мы обсуждаем этажность возможных построек, площади и плотность насаждения лозы. Приглашаю всех коллег-виноделов для обсуждения», — высказался Сергей Алтухов.

Начальник отдела по виноградарству и винодельческой промышленности Минсельхоза и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Симон Черепнин согласен с депутатом, что нужно вносить изменения в законодательную базу для развития винного туризма.

«Винный туризм сейчас очень востребован, моден, престижен и важен для развития виноделия и виноградарства. Но для того чтобы этот вид туризма набирал обороты, необходима инфраструктура — хорошие дороги, винные бутики, дизайнерские винодельни, гостиницы, дегустационные залы. Но, по действующему законодательству, невозможно строить винодельни и другие объекты винного туризма на виноградопригодных землях. Сначала все возмутились — как мы будем отдавать виноградопригодную землю под строительство, вдруг все просто застроят гостиницами и виноградники вырубят. Но для стабильного развития отрасли необходимо допустить возможность строительства туристических инфраструктурных объектов на виноградопригодных землях. Это общемировая практика. По нашим предложениям в законе будет прописано, что разрешат заниматься винным туризмом на этих землях только лицензированным винодельческим хозяйствам. Общая площадь будет выделена 1,5 га, пятно застройки — 500 кв м и не более двух этажей. Возможно, эти параметры будут пересмотрены. Пока еще идут обсуждения», — сказал специалист.

По мнению Симона Черепнина, опасения, что вследствие принятия такого закона исчезнет виноградопригодная земля, напрасны. Даже при двукратном увеличении количества лицензированных виноделен на территории Краснодарского края по требованиям закона, под застройку уйдет всего 150 га виноградопригодной земли. А в наличии — 79 тыс. га такой земли. То есть туристическая инфраструктура займет всего 0,2 % от всей площади виноградопригодной земли. Зато стимулирует не только развитие винного туризма, но и виноделия в регионе, что принесет дополнительный вклад в экономику.

«При этом, думаю, все понимают, что виноградари и виноделы не заберут хорошую землю у виноградников, а будут использовать под строения какие-то неудобья, лощины, места с засоленной почвой, где и так сложно выращивать виноград. А вот под объекты инфраструктуры они вполне подойдут», — отметил представитель Минсельхоза Кубани.

«Туризм является очень важной историей с точки зрения продаж, но не менее значимо то, что винный туризм стал необходимым элементом по формированию и продвижению винной культуры. У нас в стране не существует пивного или водочного туризма, впрочем, как и в других странах. Так что винный туризм — это уникальное явление. Но, к сожалению, над законом о винном туризме мы бьемся уже третий год. Надеемся, что все же мы придем к положительному результату», — считает исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России Алексей Плотников.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности