На территории ЕС отмечается резкий рост стоимости продуктов питания. В течение мая этого года инфляция в еврозоне установила исторический максимум с момента введения единой валюты в 1999 году и достигла показателя 8,1 % в годовом измерении. Основной ее причиной эксперты называют подорожание энергоносителей. Но весомый вклад в общую инфляцию дает и рост цен на продукты питания, алкоголь и табачные изделия.
Хлеб и нефть — всему голова
По словам главы эстонского Союза пищевой промышленности Сирье Потисепп, стоимость продуктов питания растет, и оптимистичных прогнозов нет. «Мы видим, как все время повышается цена на зерно — а зерно влияет на все продукты. Мы не можем ничего спрогнозировать, так как не знаем, какой будет урожай осенью», — говорит Сирье Потисепп.
Руководитель латвийского Центра содействия развитию сельскохозяйственного рынка Ингуна Гулбе также отмечает, что цены на продукты, которые попадают к конечному потребителю, вырастут. «И вырастут значительно — на десятки процентов. Я думаю, будут продукты, которые подорожают даже в разы. И нет такого продукта, про который я могу сказать, что его стоимость не вырастет. Привезти его с места производства в магазин уже стало дороже, ведь подорожало топливо», — пояснила Ингуна Гулбе. Она добавила, что в течение года в среднем продовольственные товары могут подорожать в Латвии как минимум наполовину.
В Великобритании ситуация усугубляется проблемами, возникшими при попытке Британии обеспечить себя продуктами самостоятельно. Газета Daily Mail сообщает: половина теплиц Великобритании пустует из-за нехватки рабочей силы и роста цен на отопление. По данным издания, в начале прошлого года плата за газ составляла 40 пенсов, а сейчас сумма выросла до 8 фунтов стерлингов. В итоге, по прогнозам фермеров, урожай огурцов и сладкого перца сократится более чем наполовину.
О росте цен на продукты говорят и в Германии, и в Польше, и во Франции, и в прочих странах континентальной Европы. Глава немецкого союза фермеров Йоахим Руквид также отметил, что цены на энергоносители выросли вдвое, стали дороже корма, а стоимость удобрений, в особенности азотных, в среднем увеличилась в четыре раза. Глава союза подчеркнул, что сельскохозяйственной отрасли Германии нужен газ. «Нам нужен газ в секторе удобрений, чтобы иметь возможность производить азот. Если мы не получим для него газ, в краткосрочной перспективе урожайность упадет на 30–40 % в зависимости от культур», — пояснил он.
Инфляция в США достигла нового пика, при этом стремительно растущие цены на энергию, жилье и продукты питания увеличивают расходы самым быстрым темпом за 40 лет, согласно последнему отчету, опубликованному Бюро трудовой статистики и известному как индекс потребительских цен. Продовольственный индекс увеличился на 10,1 % за 12 месяцев, закончившихся в мае, что стало первым двузначным увеличением с 1981 года. Показатели молочных продуктов и сопутствующих товаров выросли на 2,9 % в мае по сравнению с апрелем, что является самым большим ежемесячным приростом с июля 2007 года. На мясо, птицу, рыбу — на 1,1 %, на яйца — на 5,0 %. Цены на мясо резко выросли за последний год, поскольку переработчики заявили, что на их фабриках по-прежнему не хватает персонала, поэтому они не могут забивать нужное количество крупного рогатого скота, свиней и кур. Между тем спрос со стороны продуктовых магазинов и ресторанов не ослабевает, что способствует росту цен. По данным Министерства сельского хозяйства США, например, цены на куриные грудки без костей и кожи выросли на 68 % с начала года.
Нашли, чем топить
Польские власти рекомендуют своим гражданам искать источники тепла в лесу, поскольку стоимость энергии продолжает расти. Инфляция в Польше уже достигла почти 14 %, а цены на топливо превышают 8 злотых (примерно 1,74 евро) за литр. Миллиарды евро в фондах Европейского союза (ЕС) могут смягчить кризис в стране, но доступ к этой помощи по-прежнему обусловлен Брюсселем, который настаивает на изменениях в судебной системе Польши. По словам президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, европейская финансовая поддержка дойдет до Польши только тогда, когда страна согласится выполнить некоторые требования, а именно упразднить действующую дисциплинарную палату и заменить ее на независимый, справедливый и законный суд. «Могу сказать, что теоретически мы миллиардеры, а на практике все еще собираем дрова с куста», — заявил лидер крупнейшей оппозиционной партии Дональд Туск, комментируя слова Урсулы фон дер Ляйен.
Что касается сбора дров, рекомендованного правительством, то в правительстве страны добавляют, что «похоже, это последняя идея по предотвращению польской бедности, которую право и справедливость подготовили для всех нас». Населению в Польше уже давно разрешено покупать излишки, оставшиеся после вырубки в государственных лесах, однако сбор веток возможен только с согласия лесника. С каждым днем желающих узнать, как добывать дрова без штрафов, становится все больше.
Не ходите в Африку гулять
Положение в Африке выглядит еще более пугающим. Так, в Египте инфляция ускоряется уже шестой месяц подряд — на фоне резкого роста мировых цен на энергоносители и продовольствие, а также девальвации национальной валюты. Потребительские цены в этой арабской республике в годовом исчислении выросли в мае на 13,5 % (по сравнению с 13,1 % в предыдущем месяце). Это самый высокий уровень за три года. Он обусловлен внутренним ростом цен на продукты питания и напитки на 24,8 %, что является крупнейшим отдельным компонентом инфляционной корзины в государстве. Не стоит забывать и то, что данная 104-миллионная страна является одним из крупнейших в мире импортеров пшеницы.
Проблема усугубляется тем, что в нынешних условиях государства ориентируются в первую очередь на свои нужды. Так, Индия в середине мая запретила экспорт пшеницы без специального одобрения правительства. Это случилось после того, как самый жаркий март за всю историю наблюдений привел к неурожаю в стране с населением около 1,4 млрд. Хотя Индия не является основным игроком на мировом рынке зерновых, этот шаг спровоцировал дальнейший рост и без того резко возросших мировых цен на продовольствие. Пшеничное эмбарго также привело к тому, что сотни тысяч тонн зерна застряли в индийских портах, где выстроились длинные очереди из тысяч фур, ожидавших разгрузки.
А в конце мая Индия заявила, что ограничила экспорт сахара — тоже в целях защиты своего рынка и снижения инфляции. Государство, являющееся крупнейшим в мире производителем сахара и его экспортером № 2 (после Бразилии), объявило, что поставки будут ограничены 10 млн тонн в текущем году, который заканчивается в сентябре. «Решение было принято с целью поддержания доступности на внутреннем рынке и стабильности цен в течение сезона сахара», — пояснили в Министерстве продовольствия Индии.
30 мая в правительстве Таиланда сообщили Reuters, что эта страна ведет с Вьетнамом переговоры о повышении экспортных цен на рис, дабы «увеличить свое влияние на мировом рынке и повысить доходы фермеров». Это вызвало живейшее беспокойство в Южной Африке, куда около 95 % риса импортируется из Таиланда (71 %) и Индии (23,4 %). В 2020 году Южная Африка импортировала рис на 506 млн долларов, став 13-м по величине покупателем этого продукта в мире. В том же году рис был 15-м самым импортируемым продуктом в крупнейшей экономике южной части Черного континента. По данным Министерства сельского хозяйства США, на Вьетнам и Таиланд приходится примерно 10 % мирового производства риса-сырца и около 26 % мирового экспорта.
Впрочем, нашей страны этот прогноз не касается — в 2022 году в России ожидается рекордный урожай. Сбор зерна по стране может составить 130 млн тонн, в том числе 87 млн тонн пшеницы. В России инфляция носит ярко выраженный немонетарный характер. Сейчас инфляция в РФ упала прежде всего вследствие прекращения импорта инфляции с Запада, а ранее падала, когда не индексировали тарифы монополий.
Подготовила Елена Рыжкова