Росрыболовство заявило о том, что в 2023 году в России выловили рекордный за последние три десятилетия объем рыбы — более 5,3 млн тонн. В ходе совещания с членами правительства глава ведомства Илья Шестаков доложил президенту РФ Владимиру Путину о том, что население страны за счет собственных ресурсов обеспечено рыбой на 150 %. С целью расширения ассортимента в Россию продолжается экспорт рыбы в объеме 606 тыс. тонн.
Несмотря на высокие показатели по добыче, цена на рыбу в магазинах остается высокой и не всегда доступной населению в тех объемах, которые рекомендуются Минздравом. Глава Росрыболовства Илья Шестаков объясняет этот факт тем, что динамика цен зависит от региона, вида рыбы и сезона промысла. Снижению стоимости способствуют меры господдержки, например субсидирование транспортировки по железной дороге. Благодаря им в минувшем году увеличились объемы перевозок рыбной продукции в центральную часть страны. Ведомство, по словам его главы, обеспокоено объемами потребления россиянами рыбы и готовит план по исправлению ситуации.
Первой в мире в 2023 году Россия стала и по вылову лосося. Пресс-служба Минсельхоза сообщает, что объем добычи составил более 600 тыс. тонн. «Это второй случай за всю историю наблюдений, — сказал Илья Шестаков, — и уже сегодня мы должны начать работу над стратегией вылова лососевых в 2024 году. Промысловикам необходимо заняться переоформлением рыболовных участков в рамках существующих методик. Иначе тех преимуществ, которые были раньше, в стратегии на 2024 год предоставляться не будет». Также глава ведомства обратил внимание коллег на то, что пополнение флота новыми рыболовными траулерами должно напрямую сказаться на проценте освоения, что уже и происходит.
Один из основных регионов вылова лосося в России — Дальний Восток. Добыча рыбы — это без преувеличения основа экономики региона. Тихоокеанские или дальневосточные лососи — чавыча, нерка, кета, кижуч, горбуша и сима — это не только основной промысел на Дальнем Востоке, дающий работу тысячам людей, но и фундамент всех природных экосистем. Причиной тому — необычный жизненный цикл лосося. Он рождается в реках и ручьях, а затем несколько лет живет в морях и океанах, достигая половозрелого возраста. На нерест лосось возвращается туда, где родился, — инстинкт ведет его именно в ту реку или в тот ручей, даже если они находятся за тысячи километров. Там и зарождается новое поколение. Попадая из соленой воды в пресную, лосось единственный раз в жизни преображается и становится таким, каким мы привыкли его видеть: яркий окрас, на спине вырастает горб, челюсть искривляется. Многие из особей погибают на пути к нересту, остальные — после того, как откладывают икру. В живых остается немного. Мигрируя из Тихого океана, лососи приносят в своих телах в прибрежную зону азот, углерод и фосфор — незаменимые удобрения для планктона, который, в свою очередь, становится пищей для молодняка. Лососи — любимая еда для более чем 130 видов животных — от бурого медведя до лисиц, выдр, орланов и даже беспозвоночных. Вещества из тел погибших лососей распространяются на многие километры от места их нереста, питают почву и растения. Таким удивительным образом лососи переносят энергию Тихого океана в прибрежные экосистемы и пресные воды.
Увеличение промышленного вылова тихоокеанского и дальневосточного лосося имеет и другую, весьма безрадостную сторону. Активисты российского эколого-просветительского движения не первый год обращают внимание властей на то, что популяция этой ценной породы нуждается в защите. «В рыболовной отрасли Дальнего Востока сегодня занято порядка 150 тыс. человек, — говорят эксперты. — Ученые и экологи региона заявляют о том, что лосося становится все меньше, богатые в прошлом нерестилища пустуют. Это в то время, когда страна ставит рекорды по промышленному вылову рыбы. Такой подход опасен тем, что через несколько лет не останется ни дальневосточного лосося, ни животных, которые от него зависят».
Но сегодня еще можно исправить ситуацию, уверяют защитники природы, если в каждом регионе вылова будут реализованы мероприятия, направленные на увеличение популяции того или иного вида. На Сахалине, к примеру, основная промысловая рыба — горбуша, большую часть которой добывают на востоке острова. Экологическая обстановка на нерестилищах в последние десятилетия наладилась: многие заводы и шахты, сливавшие свои отходы в реки, закрыты, лес горит меньше, сточные воды из населенных пунктов очищаются. Вроде бы есть условия для увеличения численности горбуши, но этого не происходит. По информации местных экологов, интенсивность вылова с каждым годом увеличивается, а горбуши становится все меньше: если в 2001–2015 годах Сахалин давал около 40 % общероссийского вылова горбуши, то в 2016–2020 годах — 6 %, а в 2021-м и вовсе 3 %. Нерестилища горбуши на Сахалине пустуют, говорят экологи, и причин тому несколько: увеличение длины ставных неводов до 3 км, рыбоучетные заграждения, облегчающие вылов рыбы и не дающие лососям двигаться выше по течению, низкая эффективность борьбы с браконьерами. Активисты-экологи, не особо надеясь на поддержку властей, все же предложили запретить промышленный вылов горбуши на несколько лет и установить показатели оптимального заполнения нерестилищ. «Вылов запретят вряд ли. Мы больше надеемся на то, что длина неводов будет уменьшена хотя бы наполовину, — говорят защитники природы, — даже эта мера повлияет на поддержание численности горбуши на Сахалине».
Что касается Камчатки, то на сегодняшний день это самое большое нерестилище в мире для всех шести видов тихоокеанских лососей. Больше всего здесь вылавливают горбуши, а вот нерки становится меньше. Размножается она на Курильском озере, это самое крупное в Азии нерестилище. Каждый год поохотиться на нерку сюда собираются до 350 бурых медведей. Это необычное зрелище привлекает на Курильское озеро тысячи туристов и ученых. Сколько нерки будет в озере, зависит от человека: на входе в водоем установлено рыбоучетное заграждение, с помощью которого рыба запускается на нерест. Для стабильного воспроизводства требуется не менее 1,5 млн рыб, говорят экологи. Важно, какое именно количество из них распределится по нерестилищам. Случается так, что люди вылавливают всю нерку в реках и ручьях, где охотятся медведи. В результате хищники остаются без пищи и из-за голода поедают собственных детенышей. Так случилось в 2020 году, когда взрослые медведи уничтожили практически все выводки молодняка. Это показательный пример того, как избыточный вылов лосося негативно влияет на экосистемы региона.
В Хабаровском крае, на Амуре, в основном нерестится кета, которая заходит сюда из Охотского моря. Эксперты-экологи не первый год обеспокоены пустыми нерестилищами. Тем не менее промышленный вылов продолжается. Из-за потепления климата и повышения температуры воды в Амуре в 2021 году лососи ушли в более холодные северные воды Тихого океана. Накануне 2022 года с целью восстановления численности рыбы экологи потребовали от властей прекратить промышленный вылов кеты в бассейне Амура сроком на четыре года…
Атлантический лосось — семга — обитает в России в бассейнах Балтийского, Баренцева и Белого морей. Самые крупные лососевые реки региона — Нарва, Луга и Нева. В настоящее время естественное воспроизводство лосося существует только в Луге. В остальных реках популяция поддерживается лишь за счет деятельности рыбоводных заводов, которые ежегодно выращивают и выпускают в реки до 160 тыс. годовалых особей атлантического лосося. Половозрелые особи возрастом три-четыре года выметывают от 5 до 18 тыс. икринок. Те, кому удается выжить после нереста, уходят в море и могут возвращаться до трех – пяти раз.
В южной части Ладожского озера, недалеко от устьев рек Волхов и Свирь, нерестится сиг. До того, как была построена Волховская ГЭС, сиг поднимался на волховские пороги до озера Ильмень, входил в реку Мста. Именно там были лучшие места для его размножения. Тогда сига добывали много — до 300 тонн ежегодно. С 1964 года волховский сиг занесен в Красную книгу России и размножается на Волховском рыбозаводе. Самки сига достигают половозрелости в возрасте трех-четырех лет и выметывают до 29–39 тыс. икринок. Также на заводе занимаются разведением ладожского сига. Обитает в Ладожском озере и озерный лосось. Половой зрелости он достигает в возрасте двух – семи лет и выметывает более 4 тыс. икринок, может размножаться до пяти раз.
Численность ладожского лосося начала сокращаться еще в прошлом веке. Сегодня он практически лишен возможности естественным образом нереститься в реке Свирь. После строительства плотины Нижне-Свирской ГЭС № 9 были нарушены нерестово-вырастные угодья и водный режим реки. Сохранение и восстановление популяции в настоящее время возможны только искусственным путем.
Таким же образом уже более 20 лет разводят и речную миногу. За все время рыбозаводом было выпущено более 80 млн личинок этой деликатесной рыбы. Ежегодно объем ее вылова в Балтийском море составляет 30 тонн.
В помощь российским рыбозаводам ученые Кубанского аграрного университета разработали первый отечественный лечебный корм для рыб. По утверждению руководителя инновационно-технологического центра аквакультуры вуза Екатерины Максим, аналогов ему никогда не существовало. На смену лекарствам в форме порошка или суспензий пришел лекарственный капсульный корм для рыб. Лечить новым ветеринарным препаратом будут осетровых, сомовых, лососевых и карповых рыб. Разработка кубанских ученых поможет следующим поколениям рыб стать устойчивыми к инфекциям и стрессам. «Капсулы могут изготавливаться для каждого вида рыб отдельно по индивидуальным параметрам и применяться во время основного кормления», — сказала Екатерина Максим. Капсульный корм прошел испытания на осетровых. После искусственного инфицирования 100 % рыб выздоровели за одну неделю.
Татьяна Симагина