До конца кормозаготовительной кампании осталось совсем немного времени. Но эксперты и животноводы уверены — тенденция складывается негативная. В ряде регионов из-за сложных климатических условий возможен дефицит как по количеству, так и по качеству заготовленных кормов. Чем это грозит отрасли, в нашей статье.
По данным Минсельхоза РФ, на 7 августа во всех категориях хозяйств грубых и сочных кормов на зимне-стойловый период заготовлено 14 822,7 тыс. тонн. Потребность при имеющейся численности поголовья составляет 29 033,8 тыс. тонн, то есть фактически заготовлен 51 %. В принципе, в августе это еще не показатель, кормозаготовительная кампания заканчивается в октябре, тогда и будет точная картина. Но уже понятно, что по регионам ситуация складывается часто диаметрально противоположная. Например, в Красноярском крае к началу осени по сену и сенажу аграрии почти выполнили 90 % от плана и приступили к активной фазе заготовки силоса. В целом на условную голову в крае заготовлено около 22,5 ц кормовых единиц или 71,5 % от плана.
«В этом году благодаря теплой и влажной погоде заготовка кормов идет более высокими темпами, чем в прошлом сезоне. В Красноярском крае для заготовки силоса выращивают кукурузу, люцерну и другие культуры», — рассказал министр сельского хозяйства края Илья Васильев.
В этом году в планах земледельцев края заготовить свыше 201 тыс. тонн сена, 878 тыс. тонн сенажа, более 430 тыс. тонн силоса.
Продолжается заготовка кормов и в Ивановской области. На 27 августа сельхозтоваропроизводители заготовили 54,7 тыс. тонн грубых кормов, в том числе 26,4 тыс. тонн сена, 21,5 тыс. тонн сенажа и 6,8 тыс. тонн соломы кормовой. Сочных кормов заготовлено 257 тыс. тонн. В расчете на условную голову скота в среднем по области запасено грубых и сочных кормов по 14,1 ц кормовых единиц. В Нижегородской области, по данным Минсельхоза РФ, план по заготовке кормов для животноводства выполнен на 70 %. По данным на 27 августа, сельхозпредприятия отрасли заготовили 618 тыс. тонн сенажа (96 % от плана), 141 тыс. тонн сена (91 %), 111 тыс. тонн силоса (15 %), засыпано 23 тыс. тонн зернофуража (10 %).
Забуксовала заготовка кормов в плане сена в августе в Липецкой области. Причина — проливные дожди. На середину августа в регионе скосили 13 тыс. га естественных и сеяных трав.
Заготовлено 44,6 тыс. тонн сена и 121,4 тыс. тонн сенажа. Также запасено 21,9 тыс. тонн соломы. Общая потребность в грубых кормах для сельхозживотных на зимне-стойловый период 2024–2025 составляет 286,6 тыс. тонн. Кроме того, липецкие аграрии приступили к заготовке зернофуража. Его потребуется для КРС в этом сезоне 143,3 тыс. тонн. На данный момент (15 августа) заготовлено 17,4 тыс. тонн. Сочные корма начали заготавливать в сентябре — их для успешного прохождения зимне-стойлового периода 2024–2025 потребуется 361 тыс. тонн.
Более-менее благоприятная обстановка с заготовкой кормов сложилась в Ленинградской области, особенно в сравнении с прошлым годом, когда случившиеся заморозки, а потом засуха не позволили нарасти траве в нужном количестве. Цены на корма, вспоминают фермеры, тогда в области взлетели на заоблачную высоту. В этом году дефицита кормов не ожидается, но вот к качеству могут быть вопросы.
«Когда жара стояла и можно было косить, трава еще была не готова для укоса, а потом пошли дожди. И все же август позволил часть собрать. Но это, конечно, не те корма, не того качества, как хотелось бы. Но в целом год более-менее нормальный. Засухи сильной, как в прошлом году, не было, хотя температуры были повышенные. Также не случилось заморозков. Но из-за переноса сроков качество страдает. По оптимальным срокам нужно было убирать в начале июня, но пошли дожди, пришлось сдвигать укосы. Так что с сеном может быть проблема по качеству.
А вот по силосу, сенажу все должно быть нормально», — рассказал президент Ассоциации фермеров Ленинградской области Михаил Шконда.
В Московской области тоже погода позволила в этом году заготовить корма в нужном количестве.
«В этом году в Подмосковье кампания по заготовке кормов идет неплохо. Очень хороший сняли урожай во время первого укоса в июне. На второй укос пришлись дожди — лило с конца июля и первую половину августа. Но все равно заготовили корма в нужном объеме. В наших условиях можно и третий укос снимать, но для этого нужно было вносить удобрения. Мы не стали, нам и так хватит в этом году кормов», — прокомментировал руководитель Ассоциации фермеров «Московский крестьянский союз», глава фермерского хозяйства «Свободный труд» Рамиль Булатов.
Завершили заготовку основного объема кормов и в Агрохолдинге «Степь».
«Процесс заготовки стартовал по плану в конце апреля и проходил в штатном режиме. Основной объем работ завершился в конце июля. На данный момент (начало сентября) ожидается завершение уборки кукурузы, чтобы заготовить кукурузное зерно», — сообщила PR-директор Агрохолдинга «Степь» Ирина Грузинова.
Как пояснили в холдинге, погода не повлияла на заготовку кормов и не отразилась на качестве сырья. В Агрохолдинге «Степь» ежегодно заготавливают корм с запасом на 15–20 % от необходимого количества, поэтому заготовленного в этом году объема достаточно для кормления в течение года. Всего заготовлено 72 тыс. тонн кукурузного силоса, 37 тыс. тонн пшеничного сенажа, 35 тыс. тонн бобового сенажа, 3 тыс. тонн злакового сена и 500 тонн сена бобового. Также заготовлено более 15 тыс. тонн соломы на подстилку. Зерна пшеницы и ячменя заготовлено 7 и 17 тыс. тонн соответственно.
А вот животноводам южных регионов, не имеющим запасов с прошлого года, пришлось очень сложно. В августе на съезде АККОР Краснодарского края о тотальной проблеме с кормами в этом сезоне рассказала руководитель сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего снабженческо-сбытового кооператива «Павловский молочник» Ирина Казанина. По словам фермера, без поддержки государства в этом году многие животноводы просто не смогут сохранить поголовье.
«Главная кормовая культура — кукуруза — на Кубани практически везде сгорела на полях. Более 60 % посевов пострадало. Более-менее удалась люцерна (но в пределах Краснодарского края по различным районам и даже внутри их ситуация с люцерной различается. — Прим. автора), но кукурузы очень мало. Купить ее будет сложно, цены на фоне дефицита резко вырастут. Кроме того, есть проблемы по качеству силоса — он как трава, нет питательных веществ в нужном объеме. Придется использовать какие-то добавки, а это тоже дополнительные затраты. Но в противном случае такой рацион плохо отразится и на здоровье животных, и на их продуктивности», — рассказала Ирина Казанина.
По словам фермера, подобная засуха уже была несколько лет назад — кукуруза сгорела в крае буквально за три дня, тогда животноводов очень выручили субсидии от власти именно на закупку кормов. В этом году о выдаче таких направленных субсидий не говорят. Зато в Краснодарском крае удалось добиться положительного решения губернатора региона на повышение субсидии за литр реализованного молока — с 1 до 4 руб., это поможет кубанским молочникам пережить сложный год.
«На самом деле, если бы были адекватные цены на молоко, то нам и субсидии не нужны были бы. Когда мы начинали 10 лет назад, цена на молоко позволяла и строиться, и развиваться без поддержки государства. Но сегодня ни о каком развитии уже речи не идет без субсидий. А в сложных условиях текущего года поддержка государства поможет только пережить нелегкое время, вкладываться в развитие не получится», — говорит Ирина Казанина.
Схожая ситуация и в Ростовской области, где точно так же из-за засухи сильно пострадали посевы.
«С кормами огромная проблема в этом сезоне. Представьте, был только один укос в июне, и все. И то не очень продуктивный из-за весенней жары. Второго укоса вообще нет и не будет. Засуха сильнейшая, через день пожары на полях и в хозяйствах приходится тушить, как тут траву сохранить. В итоге на сегодня (2 сентября) заготовили только 60 % кормов — и больше не будет, хотя до официального окончания кампании еще есть время. Но время есть, а возможностей нет. Мы еще напрессовали соломы, будем соломой кормить и зерном. Из-за засухи качество зерновых и кукурузы не очень хорошее, многие продают на корма. Правда, и на такое зерно цена подскочила из-за дефицита кормов. С других регионов тоже помощи ждать нечего. Я проехал недавно по Самарской, Саратовской, Волгоградской областям — везде засуха, кормов нет. Уже сейчас фермеры скот продают гуртами, коров режут. Многие не могут себе позволить докупить корма, даже если цена на них не сильно выросла. Рентабельность фермеров сильно упала в этом году, лишних денег нет, и кредиты на оборотку уже перестали выдавать, кончились лимиты. А по коммерческой ставке кредитоваться от 19 до 26 % невозможно, никто эту ставку не осилит. Хорошо еще, что я успел получить кредит по льготной ставке на закупку молодняка, на эти деньги можно и корма приобретать. А так даже не знаю, как выкрутились бы. Лет пять назад такое уже было, маточное поголовье в итоге все сдали на мясо», — рассказал председатель Совета АККОР Ростовской области, глава КФХ Алексей Жданов.
Как прокомментировали в Союзмолоко, ключевые молочные регионы расположены в климатических зонах, в которых раз в несколько сезонов характерны засухи. В такие периоды в зависимости от остроты последствий вводятся дополнительные меры поддержки производителей. Так, в 2021 году выделялась федеральная субсидия на корма в размере 10,6 млрд руб. Субъектами РФ дополнительно выделяются средства из региональных бюджетов.
По словам исполнительного директора Национального Кормового Союза Сергея Михнюка, пока окончательно подводить итоги рано, кормозаготовительная кампания еще идет.
«Хотя тренд уже понятен — грядущие реалии будут сложными. Нужно прорабатывать какие-то дополнительные мероприятия и продумывать меры для плана Б. В этой ситуации я не исключаю, что предложение по кормам будет, но цена на них повысится. Во-первых, выросли все затраты в производственном процессе, например на ГСМ, во-вторых, нужно учитывать уровень реальной инфляции. Так что вполне возможно подорожание до 15 %. Снижение качества заготовленных кормов, недобор по питательным веществам будут компенсировать какими-то добавками, чтобы вывести на необходимый уровень рацион животных. Думаю, что в животноводческих хозяйствах уже вплотную занимаются проработкой необходимых мер для сохранения поголовья, его здоровья и продуктивности. Например, если конъюнктура сложится так, что цены на зерно будут ниже, чем стоимость грубых кормов, значит, пойдут в зерно. Главное, что есть чем кормить и кого кормить. А дальше просто нужно применять различные технологические приемы», — считает эксперт.
Впрочем, в данной ситуации некоторые животноводы уже рассматривают вариант В — возможное сокращение поголовья скота из-за нехватки кормов и средств на дополнительную закупку.
«Крыловской район Краснодарского края — погибла даже люцерна, не дала ни одного укоса. На пастбищах уже два месяца нет травы, даже сейчас кормить коров нечем. Кукурузу косим и скармливаем скоту, вместо того чтобы заготовить на зиму. Ситуация катастрофическая. Закупать корма из более «зеленых» регионов или областей мы не можем — просто нет средств на это. Молочникам хоть субсидию увеличили в Краснодарском крае, а в мясном скотоводстве, наоборот, поддержку в этом году на Кубани отменили. Так что, если совсем будет все плохо, нам проще вырезать весь скот», — рассказал фермер из Крыловского района Краснодарского края Владимир.
Подобные тенденции могут ускорить тренд на сокращение поголовья КРС, который наблюдается в России уже несколько лет. Но точная картина последствий в плане сокращения КРС на фоне проблем текущего года будет известна только после 1 января.
Так, издатель DairyNews.ru, руководитель ГК «Континентал» и ООО «Агромилк» Сергей Блюма отмечает, что по заготовке кормов в этом году ситуация очень неоднозначная, причем не только по регионам, но и внутри них. У одного фермера может быть проблема с кормами, а у его соседа в 30 км уже полторы нормы заложили.
«Но во многих регионах еще не убрана кукуруза и предстоит три-четыре укоса трав, поэтому итоги в сентябре подводить рано. Ситуация с рынком зерна тоже понятна мало, но тут скорее вопрос не количества, оно будет в достатке, вопрос в цене. Подытожу: если говорить про молочное скотоводство, то ключевую позицию в обеспеченности кормами занимают грубые корма — сенаж, силос и сено. Итоги по этой группе заготовки будут ясны только в октябре. Что касается тренда на сокращение поголовья КРС, то тут ключевым фактором все же будут не корма, а экономика. Закупочные цены на молоко в 2024 году стабилизировались и даже немного выросли. Но при этом существенно увеличилась себестоимость производства молока (в сравнении с прошлым годом минимум на 10–15 %). Несмотря на данные Росстата о несущественном сокращении количества прибыльных предприятий (а на сегодня прибыльны около 80 %), многие хозяйства выплывают в основном за счет субсидий. Смогут ли они закрыть свои кассовые разрывы и, соответственно, войти в 2025 год с хорошими финансами, это большой вопрос. Фактор субсидий и будет определять численность поголовья. Большинство будут держать поголовье до 1 января, так как во многих регионах предоставление субсидирования прямо привязано к сохранению численности, и, чтобы иметь возможность получить финансовую поддержку в 2025 году, предыдущий год нужно закончить с этим же количеством голов КРС. Поэтому, на мой взгляд, тренды определятся после 1 января 2025 года. Но в любом случае в 2025 году мы будем с молоком, так как тренд на прирост объема производства молока сохранится», — прокомментировал нашему изданию Сергей Блюма.
По данным Союзмолоко, поголовье коров в хозяйствах всех категорий к началу июля 2024 года оставалось ниже уровня того же периода 2023 года и составило 7,57 млн голов (–2,7 %, или –211 тыс. голов). В сельскохозяйственных организациях поголовье снизилось к уровню июля 2023 года на 3 % (–94 тыс. голов, до 3,1 млн голов).
«В секторе действительно наблюдается сокращение поголовья как за счет выбытия немодернизированных неэффективных хозяйств, так и за счет отказа личных подсобных хозяйств содержать коров. Кроме того, свою роль играет поколенческий фактор, когда в семейном бизнесе новое поколение менеджеров ищет более простые сектора для ведения бизнеса, например растениеводство. Необходимо предпринимать системные меры для поддержания инвестиционной привлекательности в отрасли и поддерживать прирост производства молока на высоком уровне, так как спрос на сырье держится на высоком уровне», — отметила заместитель генерального директора Союзмолоко Мария Жебит.
Председатель Совета Молочного Союза России Людмила Маницкая акцентировала внимание на том, что в прошлом году отмечалась особая убыль скота.
«Если у нас общее поголовье убывало ежегодно до 300 тыс. голов (200–300 тыс.), то в 2023 году убыло 400 тыс. голов скота. Дойное стадо убывало по 100 тыс. голов ежегодно, а за прошлый год поставили негативный рекорд — сократилось поголовье на 150 тыс. голов. Конечно, в такой ситуации просто необходимо повышенное внимание государства к этой отрасли. С 1 января 2024 года объединили компенсирующие и стимулирующие субсидии.
В состав единой субсидии включены 12 приоритетных направлений господдержки. Из них пять действуют для всех регионов, а из семи оставшихся направлений каждый регион может определить три направления, которые будут субсидироваться, в том числе сделать выбор или на поддержку производства молока, или на поддержку мясного скотоводства, или поддержку производства льна-долгунца и пр. В итоге мы не знаем, какое направление выберет для поддержки регион. Возможно, КРС туда не войдет и останется без помощи. Власти объяснили объединение субсидий тем, что уже обеспечили по всем направлениям продовольственную безопасность и стимулировать нечего, в том числе и в животноводстве. Но это не так. У нас по-прежнему в стране сохраняется дефицит производства своего молока. Но Минсельхоз РФ добивает наши цифры поставками из Беларуси и получает идеальную картину. На самом деле, нам необходимы эти субсидии. Животноводство ни в одной стране без дотаций не живет. У нас общие сложности для отрасли усугубляются разными климатическими условиями в зависимости от регионов, возможностями почвы и пр.», — считает Людмила Маницкая.
Кстати, при этом Росстат отмечает постоянный рост сельскохозяйственной продукции. В январе – июле, по данным ведомства, в отечественных сельхозорганизациях (крупные, средние, малые) было произведено 7,9 млн тонн скота и птицы, что на 4,2 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. В частности, показатель по крупному рогатому скоту увеличился на 9,2 % до 660 тыс. тонн, свиней — на 7,1 % до порядка 3,4 млн тонн, птицы — на 1,1 % до 3,8 млн тонн. Правда, в отношении КРС это как раз и может быть следствием сокращения поголовья сельхозорганизациями в силу нерентабельности и перехода на другие направления деятельности.
Но также, по данным Росстата, выросли и надои на 3,3 % до 12 млн тонн молока за указанный период, причем показатель продуктивности на одну корову вырос на 5,1 % до 5,3 тыс. кг. Но говорит ли это о сохранении или увеличении дойного стада — большой вопрос.
По мнению экспертов, власти прекрасно понимают перспективы и вводят инструменты ручного регулирования, чтобы не допустить дефицита как минимум мясной продукции на фоне сокращения КРС.
«Корма — это главный фактор для сохранения в зимний период животных. Поэтому, если нет ресурсов для покупки дополнительного объема кормов, остается только продать часть скота осенью, чтобы на вырученные деньги дать возможность перезимовать оставшемуся поголовью. В данном случае что-либо советовать животноводам сложно. Корма можно или купить, если есть деньги и сами корма продаются, или заготовить, если есть возможность. Третьего не дано. Но также хочу отметить, что процесс сокращения поголовья КРС действительно ускоряется, и нехватка кормов может этому способствовать. Думаю, ситуацию прекрасно понимают власти. Недаром Ассоциация мясопереработчиков совместно с Минсельхозом РФ уже пролоббировала на 2025 год очередное продление завоза беспошлинной бразильской говядины для стабилизации перерабатывающих предприятий России. Соответственно, это показывает уверенность и Минсельхоза, и переработчиков в том, что в ближайшее время улучшения ситуации с выращиванием и воспроизводством КРС на откорм и забой не стоит ожидать», — прокомментировал генеральный директор Национального союза производителей говядины в России Роман Костюк.
В ЭТО ВРЕМЯ
В Союзмолоко также подтверждают рост производства товарного молока в первом полугодии 2024 года. По предварительным оценкам, произведенные объемы увеличились на 2,6 % к уровню 2023 года — до 13,2 млн тонн. Прирост в сельскохозяйственных организациях составил 3,9 % (+384 тыс. тонн), до 10,2 млн тонн. Темпы прироста производства замедляются (в июне +2,4 % в СХО). Надои молока на одну корову в СХО (кроме субъектов малого предпринимательства) в январе – июне 2024 года выросли в среднем на 5,4 % (+218 кг) до 4282 кг. В регионах из числа топ-25 производителей средняя продуктивность в СХО (без учета СМП) остается выше уровня 2023 года.
ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА