Роман Скалинчук: «Будем развивать зернотрейдинговое направление не только на экспорт»
Всего несколько лет назад на рынке зернотрейдеров в России превалировали иностранные компании. Но сегодня все большее число участников — российские игроки. На фоне конкуренции и непростой ситуации на рынке зерна могут выжить и развиваться только сильнейшие компании с богатым опытом в этой сфере и способностью к оперативным маркетинговым решениям.
Именно на эти факторы успеха делает ставку управляющий партнер, руководитель департамента зернотрейдинга Группы Компаний «Агротек» Роман Скалинчук.
Нужно целенаправленно занять свою нишу
— Департамент зернотрейдинга в «Агротеке» открылся относительно недавно, но для вас этот рынок не новый…
— Да, я занимаюсь продажами зерна уже в течение 15 лет. Руководил компанией, которая экспортировала зерно на внешние рынки, работал с внутренними потребителями. Несмотря на все сложности и колебания рынка, компания достигала высоких прибылей и успехов. Сейчас совместно с руководством «Агротека» открыли зернотрейдинговое направление, которое органично расширит сферу деятельности Группы Компаний. Аккредитовываемся со всеми экспортерами, набираем сотрудников. Планы амбициозные, чтобы постоянно держать руку на пульсе, нужно оперативно пропускать и анализировать массу информации. К этому мы сегодня и стремимся.
— Какой рынок сегодня в приоритетах компании: внешний или внутренний?
— Мы планируем развивать зернотрейдинговое направление не только на экспорт, но и работать с внутренним рынком. Сегодня цена зерна, жмыха, подсолнечных масел показывает устойчивый рост и превосходит экспортные цены на внешнем рынке. Но и внутренний рынок за последние два года серьезно изменился, и это нужно учитывать, чтобы успешно развиваться. Если раньше более выгодно было везти продукцию с центральной полосы России, то сегодня она часто дороже, чем выращенная на юге.
— То есть направление зернотрейдинга на внутреннем рынке сегодня выгоднее развивать?
— Пока да. У нас сейчас очень много переработчиков, которые дают цену выше на местах, чем экспортеры. На экспортный рынок давит плавающая пошлина, которая, в частности, определяет сегодня его волантильность. Из стран внешнего рынка пока рассматриваем только Турцию. Сегодня есть и другие площадки, где нужно российское зерно. Но я думаю, нужно спокойно, планомерно занять свою нишу, стабильно развиваясь.
Гибкость и понимание рынка — факторы успеха
— Какие культуры планируете реализовывать?
— Успешная компания должна чутко реагировать на запросы рынка. Мы также планируем исходить из этого фактора. В частности, будем продавать зерно, кукурузу, горох, масло подсолнечника. Остальными культурами будем заниматься по мере спроса. По большому счету можно продать все — рынок сельхозпродукции довольно обширный. Поступит заказ от экспортера на покупку гранулированных отрубей — будем продавать их. Гибкость и понимание рынка, соответствие его запросам — это один из ключевых факторов успеха.
— Эксперты говорят о том, что на рынке зернотрейдинга смогут сегодня успешно развиваться только компании, заботящиеся об инфраструктуре. Те, которые смогут обеспечить эффективную работу всей логистической цепочки. Какие шаги вы предпринимаете в этом направлении?
— Несомненно, это один из главных моментов в нашей работе. Мы также заботимся о создании необходимой инфраструктуры и эффективной работе всей логистической цепочки. Это существенный вклад в реализацию наших планов. В этом году план закупки у нас примерно на 390 тыс. тонн.
— Какие еще услуги будет оказывать департамент зернотрейдинга?
— Эта ниша для нас основная. Однако мы также планируем вести агросопровождение, рассказывать нашим клиентам о продукции ГК «Агротек». Поскольку все наши клиенты имеют отношение к сельскому хозяйству, думаю, информация о передовых технологиях и предложения компании будут для всех актуальны. Также мы готовы консультировать сельхозтоваропроизводителей по вопросу хранения продаваемых культур. К сожалению, весной, когда трейдеры приезжают за продукцией, приходится сталкиваться с проблемами, возникшими из-за неправильного хранения зерна. В результате этого теряются качественные показатели, снижается цена на продукцию. Бывает, что аграриям и вовсе приходится выбрасывать испорченную партию. Сегодня, например, сложная ситуация наблюдается по кукурузе. Многие фермеры убирали ее на склады сырую, схемы хранения были нарушены. В итоге продать кукурузу по тем ценам, которые просит производитель, мы не можем. Поэтому очень важно не только собрать хороший урожай, но и достойно его сохранить. Только в таком случае можно надеяться на хорошие цены.
Юлия ЖИТНИКОВА