В этом году участники винного рынка уже наблюдают существенное снижение импорта зарубежных вин. Эксперты считают, что текущая ситуация — отличный шанс для российских производителей выйти на новый уровень и занять освобождающиеся ниши. Готовы ли отечественные виноделы максимально заменить импорт, а покупатели оценить по-новому российскую продукцию, обсуждали на выставке вин, алкогольных напитков и материалов для виноградарства Vinorus.
Дегустируем и выбираем
В павильоне, где проходит ежегодная выставка, витают ароматы сыров, свежайших устриц, мясных деликатесов и, конечно, благородных вин российских компаний. В этом году участие в выставке приняли более 40 российских производителей вина из разных регионов: Краснодарский край, Севастополь и республика Крым, республики Северного Кавказа и другие. Свою продукцию представили «Кубань-Вино», «Мысхако», Дербентская винодельческая компания, «Агролайн», «Мильстрим — Черноморские вина», ЮВК «Очаково», Gunko Winery и многие другие. В их числе новые небольшие винодельни, еще только осваивающие рынок.
Предприятия не только предложили свою продукцию для знакомства и дегустации, но и поборолись за высокие награды для своих вин. В рамках выставки прошел Международный дегустационный конкурс «Южная Россия», завершившийся церемонией награждения. За два дня жюри конкурса, состоящее в этом году из 17 признанных российских винных экспертов, оценило 171 образец вин, представляющих 24 отечественных винодельческих хозяйства. В итоге золотые медали достались образцам от предприятия «Абрау-Дюрсо» и Дербентской винодельческой компании.
— Кубанские вина по праву считаются гордостью России. Они стабильно получают самые высокие оценки на международных конкурсах. Ежегодно копилка наших виноделов пополняется почти сотней медалей, а в винных картах российских ресторанов все чаще можно встретить именно кубанские вина.
Некоторые позиции уже покорили и другие страны, доказав свою самобытность и неординарность, — отметил вице-губернатор Кубани Андрей Коробка.
Вот — новый поворот
Правда, сейчас главная задача российских виноделов — покорять не другие страны, а завоевать признание отечественных покупателей. Современные тенденции таковы, что доля импорта тихих вин стремительно падает. Удастся ли повернуть потребителя в сторону российских напитков и какие сложности сегодня ожидают отечественных производителей — это стало главной темой для обсуждения на выставке экспертами и участниками рынка.
По словам ведущего аналитика ИЦ WineRetail Антона Но-сова, сейчас импортеры тихих вин переживают не лучшие времена. В числе актуальных проблем — двукратный рост транспортного тарифа от Прибалтики до РФ, изменения маршрутов, очереди на переходах, сложности с морской перевозкой из Нового Света, проблемы с банковскими переводами на фоне 100%-ной предоплаты. Кроме того, эксперты отмечают в текущем году снижение интереса у части европейских производителей к российскому рынку тихих вин, а также прогнозируют предстоящее снижение лояльности к импортному вину у российских потребителей на фоне падения личных доходов.
— Сегодня появилась новая реальность и новые обозначения, влияющие на ситуацию. Речь идет о таких понятиях, как дружественные и недружественные страны. Так вот, в 2021 году 66% тихих вин импортировалось в Россию именно из недружественных стран, и только 34% — из дружественных, — говорит Антон Носов.
В этом году ситуация должна измениться. Как отметил аналитик, по итогам 2021 года в целом объемы розничных продаж тихого вина составили 540 млн литров. В текущем году, скорее всего, российские производители смогут поставить на рынок свои традиционные 300 млн литров тихого вина. Потери объемов рынок понесет за счет снижения импорта. Оценочно на рынке недосчитаются 90–120 млн литров зарубежного вина.
— Такая ситуация может привести к повороту в сторону российского вина. Если смотреть в процентном соотношении, то в 2021 году доля внутреннего производства составляла 44%, импорта — 56%. В 2022 году мы ожидаем увеличение доли внутреннего производства до 60%, снижение импорта до 40%. Фактически выпадение импорта, которое мы сейчас наблюдаем, — это шанс для российского производителя, который сейчас лучше подготовлен по сравнению с 2014 годом, когда была похожая ситуация на рынке, — говорит Антон Носов.
Главное, чтобы хватило винограда. Однако, по словам экспертов, пока что объемов винограда в ситуации этого года мы выращиваем недостаточно. Всего, по данным Минсельхоза РФ, сейчас в России под виноградниками технических сортов занято 72,5 тыс. гектаров. В лидерах — Краснодарский край, Республика Крым, Дагестан. Наиболее активно закладка молодых виноградников идет на Кубани. Порядка 70% саженцев в крае в возрасте около 15 лет, 20% — менее 5 лет. Это, по мнению экспертов, хороший показатель, который сработает уже в ближайшие годы в сторону увеличения производства российского вина. Но это дело будущего, а пока торговым сетям нужно уже весной, на этапе подрезки лозы, формировать необходимый объем, цену, ассортимент, вкус и стиль вина — все параметры того продукта, который они хотят получить осенью.
— Полностью обеспечить потребности российского рынка наши производители пока не готовы. Но есть шанс выйти на рынок и завоевать определенную аудиторию, которая раньше употребляла в большей степени импортное вино. У нас сейчас отличные возможности изменить ситуацию. Сокращение импорта вина, в свою очередь, подтолкнет и государство более активно вкладывать средства, развивать меры поддержки отечественных питомников. Российское виноделие начало серьезно меняться с 2014 года. В последующие годы на него обратили активное внимание, определился рынок сбыта. Главное сейчас — производить достойный продукт. К сожалению, в 2014 году на волне растущего интереса к российскому вину некоторые компании перестали заботиться о качестве. Надеюсь, в этот раз наши производители используют выпавший шанс в полной мере, — отметил президент Союза сомелье и экспертов России Артур Саркисян.
Завинтят ли цены
Говорили и о проблемах, которые уже переживают российские производители на фоне санкций. Серьезно выросла цена на комплектующие. За счет этого некоторые эксперты прогнозируют повышение цены, в том числе и на отечественный продукт, хотя каждый производитель будет решать этот вопрос исходя из своей ситуации.
— Прежде чем мы принимаем решения по росту цены, мы должны оценить реальную покупательскую способность потребителя нашего продукта, ведь стоимость на пути от производителя до полки в магазине вырастет в несколько раз, поэтому рост цены должен быть обоснованным и действительно необходимым. Нужно понимать, в каком сегменте мы можем это сделать, а в каком — нет. В свою очередь хочу отметить, что существует множество путей к сдерживанию цены, несмотря на растущие затраты в производстве продукта. Для этого необходимо оптимизировать свои расходы по комплектующим. Если ваш продукт давно представлен на рынке, он имеет хорошую оборачиваемость и историю продаж, то клиент, который покупает бутылку с вашим вином, не смотрит на качество этикетки, так что на бумаге уже можно сэкономить. И это только один из примеров. Сегодня наши бутылочники имеют возможность заменить деревянную пробку на винтовую, это также снизит расходы без потери качества вина. Поэтому не стоит торопиться и повышать цену вслед за всеми. Помните: всегда найдется такой поставщик, который предложит лучшие условия, — считает генеральный директор винодельни «Мысхако» Сергей Дубовик.
В свою очередь, на фоне санкций и сокращения импорта ждут изменения ситуации и небольшие винодельни. Сейчас они испытывают серьезные проблемы с реализацией своего товара.
— Сети не берут, потому что у нас маленькие объемы. Рестораны не принимают, так как пользуются старыми, привычными брендами, не хотят знакомить покупателя с новым продуктом. В итоге нам очень сложно найти рынок сбыта. Надеемся, что в результате действия санкций выиграют не только крупные производители, но и мы, — надеется коммерческий директор КФХ «Панасенко» Анна Панасенко.
По словам Артура Саркисяна, действительно, сейчас все российское виноделие будет в выигрыше. Рынок сбыта развивается и у маленьких виноделен, и у крупных производителей. А с уходом импорта интерес к российскому вину будет расти повсеместно. Собственно, для этого выставка и проводится: познакомить покупателей с отечественным продуктом и наладить связи между производителями и торговыми сетями, научить прислушиваться друг к другу и завоевывать новую аудиторию. Как отметил Антон Носов, доля сухих тихих вин, импортированных из недружественных стран в 2021 году, составляет 73%. Россия производит только 30% сухих вин. Соответственно, этот сегмент на отечественном рынке нужно увеличивать, чтобы не потерять аудиторию. По мнению экспертов, от понимания современных тенденций культуры пития, потребностей покупателей и зависит успешное освоение освободившихся ниш нашими виноделами и выход российского рынка на новый уровень.
Юлия ЖИТНИКОВА
Фото автора