Соскочить с импортной иглы: институтам отечественного семеноводства придется ускориться

Соскочить с импортной иглы: институтам отечественного семеноводства придется ускориться

На юге России активно идет посевная. По данным Минсельхоза РФ, подготовились к ней аграрии заблаговременно и в полном объеме. Хватает и семян, и средств защиты растений, и удобрений. Однако что будем сеять осенью — большой вопрос. В стране по-прежнему серьезная зависимость от импортных поставок семян сахарной свеклы, гибридов — кукурузы и подсолнечника, а также картофеля. Учитывая геополитические изменения в мире и беспрецедентные санкции, импортный канал поставок семян может прикрыться в любой момент. Поэтому, по мнению экспертов, необходимо в экстренном порядке нарастить мощности производства отечественных семян и снизить зависимость от импорта — это единственно возможный путь в современных реалиях.

Прогнозы не оправдались

В этом году, несмотря на внешние ограничения, посевная в России стартовала раньше, чем в 2021 году. По словам министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева, яровой сев провели на площади более 200 тысяч гектаров, подкормка прошла на территории общей площадью около трех миллионов гектаров озимых культур.

— Общая посевная площадь 2022 года по планам составит 81,3 миллиона гектаров — практически на миллион гектаров больше, чем годом ранее. В том числе увеличены посевы зерновых, зернобобовых, масличных культур, сахарной свеклы, картофеля и овощей открытого грунта. Рассчитываем, что урожай зерна составит около 123 миллионов тонн, масличных — 22,6 миллиона, сахарной свеклы — 41,5 миллиона тонн, картофеля в организованном секторе — 6,8 миллиона тонн, овощей открытого грунта в организованном секторе — 5,2 миллиона тонн, — отметил министр на совещании с Президентом России.

Несмотря на то, что за последний год стоимость удобрений и средств защиты растений выросла в разы, аграрии все же сумели обеспечить себя к началу сельскохозяйственных работ 2022 года. Главное, хватило семян. Однако прогнозы некоторых экспертов на следующий сезон уже не так оптимистичны.

— По пшенице мы достигли уровня продовольственной безопасности. У нас 97% по официальным данным семян российской селекции. Но с остальными культурами все намного сложнее. Так, семена подсолнечника на 70–75% импортные. Остальное — первая репродукция элитных семян или даже вторая, третья. Качество, в отличие от суперэлиты, которая поставляется с Запада, хуже. Своей суперэлиты у нас нет. Такие же проблемы по семенам сахарной свеклы. По данным Высшей Школы Экономики, 98% семян сахарной свеклы, которая выращивается на наших полях, — это импорт. Своего семеноводства по сахарной свекле практически нет. Поэтому сегодня имеются большие сомнения, сможем ли мы обеспечить семенами свеклы следующую посевную — а ведь это самая глобальная проблема. Производство сахара стратегически важно и для экономики, и для обеспечения социума необходимым продуктом, — говорит учредитель Национального аграрного агентства Александр Гавриленко.

Проблема с селекцией отечественных семян для России не нова. С 2014 года говорится об импортозамещении в этой сфере. По факту удалось добиться улучшения далеко не по всем позициям. Например, озвучивая итоги 2016 года, экс-министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев отметил, что доля импортных семян сахарной свеклы на текущий момент составляет 80%, семян кукурузы — 44%, семян подсолнечника — 53%. По семенам овощей и картофеля эта зависимость достигает 50%. Для стимулирования работы в этом направлении, по словам Александра Ткачева, субсидировали строительство селекционных центров. Первые 10 селекционно-семеноводческих центров и 4 селекционно-генетических центра уже получили поддержку. По планам это должно было позволить к 2020 году снизить поставки импортных семян почти в два раза: семян сахарной свеклы до 50%, кукурузы и подсолнечника до 25%, картофеля до 40%.

Однако этого не произошло. Наоборот, по данным ВШЭ, с 2009 по 2019 годы доля импортных семян в агропроме только увеличилась. По кукурузе с 37% до 58%, по подсолнечнику с 53% до 73%, а по сахарной свекле и вовсе с 50% до 98%. Те же тенденции зависимости от импорта прослеживаются и в последнее время.

Так, в исследовании аспиранта Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова ООО «KAZ Minerals Russia» Кристины Бостанджян говорится, что только за три квартала 2021 года (с января по август) в Россию было ввезено 180 млн долл. семян и плодов для посева общим весом в 11,3 тыс. тонн. Более трети из них приходится на семена сахарной свеклы.

— Несмотря на достаточно высокий уровень самообеспечения картофелем и сахаром, доля импортного семенного картофеля на российском рынке составляет около 80%, а поставляемых из-за рубежа семян сахарной свеклы — не менее 97%. Ключевыми экспортерами семян в Россию являются Франция, Германия, Италия, США. Согласно заявлениям директора Всероссийского научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара (ВНИИСС) Игоря Апасова, российские селекционеры активно работают над созданием отечественных гибридов семян сахарной свеклы, способных конкурировать с гибридами иностранной селекции, и в этой области есть успехи по отдельным показателям (например, по сахаристости гибриды отечественных селекционеров превзошли иностранные), однако на сегодняшний день мы все еще отстаем по показателям жизнеспособности, урожайности отечественных гибридов семян и их качеству в сравнении с зарубежными производителями, — отмечает специалист.

Ставка на удачу

В свою очередь, ситуацию с дефицитом отечественных семян картофеля и свеклы уже в этом году глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Алексей Майоров считает очень тяжелой. По мнению сенатора, этот вопрос можно решить только при активном и совместном участии бизнеса и науки. По словам Алексея Майорова, показатели в рамках реализуемых программ по импортозамещению семян картофеля и сахарной свеклы должны достигать 75%, — пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на ТАСС. «Раньше мы хотя бы по зерновым достигали этих показателей, но нас тревожит, что по зерновым, по нашим данным, сейчас уровень самообеспеченности 74%. И по тем видам семян, о которых я уже говорил, ситуация близка к катастрофической», — сказал Алексей Майоров на расширенном заседании комитета о результатах реализации Федеральной научно-технической программы (ФНТП) развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы.

Ранее председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко раскритиковала медленное развитие семеноводства в России. В декабре 2021 года в ходе пленарного заседания замглавы Минобрнауки Андрей Омельчук сообщил, что Россия приближается к показателю в 15% по обеспечению россиян отечественными семенами картофеля, по сахарной свекле — 10%. Он напомнил, что программа развития отечественного семеноводства начала работать в 2017 году.

«Вы считаете, что это подвиг — всего 15% наших семян по картофелю? И Миннауки, и Минсельхозу — неуд за то, что уделяете недостаточное внимание развитию отечественного семеноводства. Мы 30 лет говорим об этом, но все движется темпами «в час по чайной ложке», — цитируют председателя Совфеда РИА «Новости».

Матвиенко подчеркнула, что у нас есть сельхозакадемия, НИИ, ученые, которые этим занимаются, «но результат плачевный». По ее мнению, и 15% высеянного картофеля — «это бумажный показатель». «Мы берем вопрос развития семеноводства под свой контроль. И контроль этот будет жесточайшим. Хватит плестись в хвосте, у нас в стране есть школа семеноводства. Пора предметно заняться данной темой», — сказала законодатель.

— По данным Россельхозцентра, в промышленно-товарном секторе, без учета доли ЛПХ, высаживается около 800 тыс. тонн картофеля ежегодно. На долю отечественной селекции от всего высаженного объема, который был осмотрен и сертифицирован Россельхозцентром, в 2020 году приходилось 66 тыс. тонн — 9%. Зарубежная селекция составила 468 тыс. тонн — 62%. Импорт семян из Европы в Россию достиг максимума в 2015 году и составил 32 тыс. тонн. В 2019–2020 годах импорт снизился до 9 тыс. тонн, а в прошлом году отмечалось увеличение доли импорта до 16 тыс. тонн. Скорее всего, это произошло с подачи перерабатывающих предприятий. Запустились новые заводы, линии, которым необходимо импортное сырье. Дело в том, что для картофеля, который используется при производстве картофеля фри и чипсов, используется только зарубежная селекция, — отметил исполнительный директор Картофельного Союза Алексей Красильников.
Алексей Красильников согласился, что 80% семян картофеля в России — импортной селекции. Однако подчеркнул, что это не означает, что ежегодно завозится такое количество импортного семенного материала. Просто российские овощеводы используют в своих посадках репродукции зарубежной селекции, и эта доля достигает 80%. По данным Россельхозцентра, в двадцатке сортов-лидеров картофеля по объемам сертифицированного материала урожая 2020 года есть только один российский сорт — Удача. В итоге эксперты отмечают глобальную зависимость от сортов зарубежной селекции в секторе переработки на фоне слабых перспектив отечественных наработок. При этом нельзя сказать, что новые сорта в России совсем не производятся. По словам Алексея Красильникова, на текущий момент около 30 отечественных сортов разработано, находятся в различной стадии регистрации и выпуска на российский рынок.

— Но мало вывести 30 сортов семян картофеля, нужно довести отечественную продукцию до фермеров и рынка. Все завязано на требованиях торговых сетей, которые ориентируются, в основном, именно на европейскую селекцию. Поэтому у фермеров всегда возникает вопрос, будет ли новый сорт востребован торговыми сетями, — отметил эксперт.

Об этом же говорил Алексей Майоров: семена сельхозкультур, которые создает отечественная наука, не всегда востребованы бизнесом. Одним из способов решения проблемы и переориентации на отечественную селекцию в семеноводстве сенатор видит создание государственного задания, чтобы семена, которые разрабатываются в рамках научной деятельности, не оказывались на полках или где-то в закромах, а реально использовались в высеве отечественных культур.

Дефицита не будет

Однако сегодня главное — нарастить производство отечественных семян главных культур. Сетям, в свою очередь, придется приспособиться к новым реалиям и поменять запросы. По мнению Алексея Красильникова, если в отношении России примут категоричные меры в плане поставок семян, закроют импортный канал, отечественные лаборатории смогут нарастить мощности и обеспечить овощеводов семенами. Только на это потребуется время, а следующая посевная не за горами.

— Если в этом году какой-то объем не допоставится, мы можем использовать репродукции прошлого года. В какой-то мере это скажется на объеме и качестве будущего урожая. Но картофель — это не гибридный материал, ничего катастрофического в этом плане мы не видим, — говорит эксперт.

Тем не менее члены Картофельного Союза в марте направили письмо министру сельского хозяйства РФ Алексею Патрушеву о необходимости наращивания производства качественного посадочного материала. Для этого предлагается продвигать практику использования семян высоких репродукций. В числе необходимых мер — увеличение господдержки сельхозпроизводителей на приобретение качественного исходного семенного материала для реализации на столовые и промышленные цели выращиваемого картофеля; в возможно короткие сроки наращивание силами лабораторий науки и бизнеса производства исходного и оригинального материала для дальнейшего его репродуцирования (для этого также потребуется участие государства) и другое.

Сегодня же, по мнению эксперта, все же говорить о дефиците картофеля для потребителя, даже в условиях закрытия границ, не стоит. Участники Картофельного Союза готовы увеличивать посевные площади, наращивать объемы, в том числе и по переработке. По прогнозам Минсельхоза РФ, площади под картофелем в этом году планируется увеличить на 30 тыс. га. Урожай ожидается около 7,15 млн тонн против прошлогоднего урожая 6,6 млн тонн. Также последние события должны подтолкнуть ЛПХ к увеличению площадей, отведенных под картофель. В последние годы их доля неуклонно снижалась, что не могло не отразиться на общем состоянии отрасли. Сейчас специалисты ожидают изменения ситуации, тем более государство готово субсидировать ЛПХ при условии их регистрации как самозанятых.

— Сейчас есть определенные проблемы с финансированием, связанные с ростом стоимости валюты, техники, запчастей. По данным Минсельхоза РФ, уже направлено дополнительно свыше 25 млрд руб. на льготное кредитование аграриев. Полагаем, что эти меры частично снизят сложности, которые сегодня имеются у картофелеводов и овощеводов. Также Минсельхоз России подготовил отдельную программу по развитию овощеводства и картофелеводства открытого грунта, которая положительно скажется на ситуации, — говорит Алексей Красильников.

«Белые пятна» отечественного семеноводства могут закрыть за два года

Российский селекционер зерновых культур, академик РАСХН, академик РАН Людмила Беспалова считает, что уход зарубежных поставщиков с рынка только освободит для российских селекционеров ниши и позволит эффективно продвигать отечественный продукт.

— Зерновые и колосовые культуры у нас полностью укомплектованы своими семенами. В стране работает несколько мощных институтов по селекции. Мы создали целый генофонд сортов, которые работают по всей стране и за рубежом. С кукурузой ситуация немного сложнее, но, если закроют поступления из-за рубежа, наша селекция сможет обеспечить хозяйства отечественными семенами. Что касается масличных культур — подсолнечника, рапса, — используется много зарубежных гибридов и сортов, но в России разработана большая линейка отечественных сортов, которые тоже конкурентоспособны. Просто они менее разрекламированы, отечественным организациям сложно конкурировать с крупными международными монополиями. Тем не менее уже более 20 лет мы их активно тесним. Наши сорта уже дают более высокие урожаи, чем иностранные, и сегодня Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур имени В. С. Пустовойта и частные предприятия по семеноводству и селекции вполне в состоянии удовлетворить потребность в отечественных семенах масличных культур, — отметила Людмила Беспалова.

Также академик напомнила, что в России действует Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы и сахара им. А. Л. Мазлумова, Первомайская опытная станция сахарной свеклы, где разрабатывают новые сорта овоща. В «Щелково Агрохим» тоже создали целую плеяду гибридов свеклы. Посевные площади в этом году также планируют наращивать. Только в Краснодарском крае — основном производителе сахара в России — увеличат посевные площади сахарной свеклы на 8 тыс. га — до 200 тыс. га, а само производство сахара планируется нарастить до 1,3 млн тонн. Это также должно помочь в определенной мере закрыть потребность в семенном фонде и избежать дефицита продукта на рынке.

— Конечно, семян еще не так много, чтобы обеспечить всю страну, но, думаю, за ближайшие два-три года мы сможем это наверстать. Будем накормлены, еще и за рубеж сможем поставлять, — считает Людмила Беспалова.

Заместитель генерального директора Национального союза селекционеров и семеноводов Людмила Смирнова полагает, что одним из быстрых выходов в сегодняшних реалиях сможет стать переориентация на внутренний рынок, которая сейчас уже неизбежно происходит.

— В рамках следующей посевной, возможно, фермеры засеют не 1 млн гектаров, а 700. Дефицита это не создаст. Продукцию, которая ранее шла на экспорт, перенаправят на внутренний рынок, — отмечает Людмила Смирнова. — К тому же у нас остается главное: новые высокие технологии и современная техника. Если в 1980–1990‑е годы урожайность по зерновым составляла всего 16 ц с гектара, то сейчас уже превышает 50. Так что мы найдем что посадить и в следующем сезоне даже при закрытии канала импорта.

Главный факт — научным организациям, бизнесу и государству придется сегодня действовать в слаженном тандеме, чтобы не допустить фатального дефицита семян.

— Необходима комплексная продуманная стратегия с долгими инвестициями. Нужно международное сотрудничество, привлечение специалистов в том числе и из других стран: Китай, Индия, Бразилия, последняя также является мировой агродержавой. Понадобится время и большая системная работа, чтобы восстановить и наверстать отечественное семеноводство, — считает Александр Гавриленко. — Главное, это направленная и прочная стратегия государства в этой отрасли.

Ольга Романова

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности