Доктор, врачующий… землю

Доктор, врачующий… землю

Хорошо помню, как перед началом уборки хлебов ученый-практик Виктор Стефанович Полоус стоял на пшеничном поле, что на окраине кубанского села Свободного, и любовался роскошными, тугими и по-настоящему полновесными колосьями «озимки».

–У этого сорта символичное имя – «Фортуна», – давал тогда пояснения Полоус, – в нашем хозяйстве «Кубань-Агро» еще есть поля, на которых есть почти такие же красавцы-колосья. Правда, они других сортов, например, Таня и Гром.

Виктор Стефанович рассказал о том, что с коллегами много внимания уделял семенам пшеницы, которую в сельхозпредприятии «Кубань-Агро» пестовали на опытных полях. Результат работы впечатлял: урожайность вырастала примерно на треть.

Когда в свое время в Краснодаре проходили краевые семинары-совещания, то их организаторы взяли за правило – каждый раз предоставлять слово Полоусу, который в ту пору был, как часто говорят сейчас, «два в одном»: и практик – главный агроном управления сельского хозяйства Кущевского района, и ученый – кандидат сельскохозяйственных наук.

– Мне было неловко от того, что я превращался в штатного выступающего. Правда, у меня все же было что рассказать новенького участникам совещаний. Например, мы в числе первых в крае отказались от применения ручного труда при выращивании сахарной свеклы. Люди были избавлены от изнурительной и долгой прополки этой сладкой культуры. У них появилось больше свободного времени. Кстати, знающие люди с улыбкой утверждали, что тогда резко возросла в районе рождаемость детей… Наши хозяйства стали активно применять жидкие органические удобрения. Их экологичность и результативность были в ту пору необычайно высоки. Говорил я коллегам и о выращивании выгодной, но временно забытой в те времена культуры – клещевины. Кстати, за ее тонну хозяйство получало по четыре тонны кормов для животноводства. Получали и солидные суммы за продажу клещевины. Из нее производили касторовое масло и компоненты для авиационного горючего. Хочу подчеркнуть, что приобрести необходимый практический опыт и материал для кандидатской диссертации мне помогла работа агрономом в хозяйствах Кущевского района. Также открою секрет, что я – выпускник редкого по тем временам факультета (сейчас его и вовсе нет в агроуниверситете) – тропических и субтропических растений. Но судьба сложилась так, что я не поехал работать за рубеж, а остался трудиться на Кубани. Тогда же увлекся противоэрозийной обработкой земли, нулевой обработкой почвы. Впитывал уроки знаменитых почвоведов – Мальцева, Бараева. А когда мой давний друг и единомышленник по сбережению плодородия земли Александр Антонович Боримский пригласил меня в «Кубань-Агро», я сразу согласился. В этом сельхозпредприятии мы предметно занимались вопросами оздоровления почвы. Не сочтите за нескромность, но благодаря нашему взаимопониманию и совместной работе по внедрению нулевой обработки почвы, по сути – без вспашки, мы увеличили содержание гумуса – главного органического вещества в почве – на две десятые процента. Общий процент гумуса на почвах «Кубань-Агро» достиг четырех процентов, а по краю его содержание составляет сейчас около трех с половиной процентов. Кстати, век назад его в почве было в 20 раз больше…

Об уникальном ученом-практике я как-то спросил директора «Кубань-Агро» Александра Антоновича Боримского, который удивил меня ответом:

– Интересно получается: Виктор Стефанович – мой заместитель по современным технологиям, но как доктор сельскохозяйственных наук он для меня – учитель. Посмотрите, какой стоит в вазе букет богатырских колосьев. О таком сорте еще никто не слышал. Его основатель – Полоус Виктор Стефанович. Имя нового сорта – «Надежда». Это результат поиска и отбора лучших растений пшеничных сортов. Одно семя дает 18-20 стеблей хорошо развитых колосьев. А общий вес зерна с одного растения составляет в среднем 30-35 граммов. Это в шесть раз больше, чем дает обычное семя. Полоус долго и активно сотрудничал с коллегами – краснодарскими учеными Найденовым, Бородиным и Боровиком. Отношение Виктора Стефановича к земле трепетное, поэтому нередко он произносит: «Ваше благородие, почвы плодородие…». Его, доктора наук, мы еще называем и доктором, врачующим землю. Ее мы обрабатываем в основном поверхностно – плоскорезами, дискаторами и фрезами. То есть вторгаемся в наши обычные черноземы всего на 6-10 сантиметров. А в некоторых хозяйствах пашут на глубину 25-35 сантиметров. Вот поэтому нередко и видны на полях черные валуны или, как говорят в народе, «чемоданы». А это, к сожалению, убивает плодородие и последующую урожайность культур.

….Не так давно учредитель-инвестор почему-то поспешно сменил руководителя «Кубань-Агро», и Виктор Стефанович стал сотрудничать с новым предприятием – «Фермерские технологии», где его знания и опыт тоже востребованы. Новые руководители рады, что в их коллектив влился непримиримый борец и пропагандист минимальной или нулевой почвенной обработки, который всегда говорит о ее устойчивости к ветровой эрозии. Полоус напоминает всем, что такая обработка почвы – энергосберегающая, экономная.

В заключение не могу не сказать и о том, что к защите докторской диссертации Полоус шел долго – двадцать лет, но все же добился своего. Значит, верный у Виктора Стефановича девиз: «За мечту бороться надо!».

ВЛАДИМИР НЕСТЕРЕНКО

Фото автора

А также ru.dreamstime.com и pinterest.ru

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности