Импорту перекроют кран

Импорту перекроют кран

Давление на рынок импортного вина продолжается. В прошлом году по инициативе Ассоциации виноградарей и виноделов России (АВВР) повысили пошлины на зарубежную продукцию из недружественных стран с 12,5 до 20 %. Сейчас организация настаивает на новом росте пошлины для вин из стран НАТО в 10 раз. Как эти меры отражаются на рынке и отечественном виноделии, разбираемся с нашими экспертами.

Пошлины ввели — проблемы остались

Как мы уже писали ранее, повышенные ввозные пошлины на импортное вино из недружественных стран начали действовать в России с 1 августа 2023 года. Отечественные виноделы надеялись, что данная мера поможет переориентировать покупателей на российские вина и переформатирует рынок, где серьезную конкуренцию составляла иностранная продукция по очень демократичным ценам. Изменения действительно произошли. После повышения пошлин ввоз импортного вина из недружественных стран стал сокращаться, в декабре падение достигло 40 %. Однако на прилавках сетей меньше иностранного вина не стало.

«Основная проблема в том, что мы слишком открыто и заранее начинаем обсуждения о введении подобных мер. Наши виноторговые компании как только слышат о возможном повышении пошлин, начинают завозить огромное количество импортного вина. Это в результате приводит к перезатариванию рынка. Если хотим, чтобы такие меры работали, нужно готовиться к этому кулуарно. А сейчас мы только стимулируем наши виноторговые компании к закупке и завозу больших партий импортного вина. Его стараются быстрее продать, и начинается демпинг. В итоге российское вино снова остается в стороне с более высокими ценами. Отечественные производители не могут позволить себе продавать вина по такой цене, как иностранные производители, даже после повышения пошлины до 20 %, как это произошло в прошлом году. За рубежом для виноделов действует множество различных мер поддержки, компенсации и субсидии выделяют буквально на все этапы работы. У нас сложнее, в первую очередь из-за того, что сильно выросла себестоимость производства вина на фоне санкций. Иностранное оборудование подорожало в разы, не хватает собственных питомников. В итоге мы не можем расширяться хорошими темпами и давать нашим потребителям достаточно качественные вина по низкой цене, как иностранные. И повышение пошлин особо ситуацию не изменило как в отрасли, так и на рынке», — считает глава Союза сомелье и экспертов России Артур Саркисян.

С экспертом согласен и руководитель проекта ООО «Виноградники Варваровки» Валерий Тройчук. По его мнению, основные проблемы, которые тормозят развитие отрасли, несмотря на поддержку государства и введение барьера для импорта, пока не решаются или решаются слишком медленно.

«Главная проблема, которая возникла не сегодня, и даже не вчера, — отсутствие питомниководства в нашей стране как отрасли. Во времена СССР в каждом хозяйстве был свой маленький питомник, где выращивали свои саженцы. Не всегда лучшего качества, но это была массовая история, то есть имелся свой материал, сейчас его катастрофически не хватает. Тех исторических питомников уже давно нет. Сегодня работают три-четыре питомника, которые не могут удовлетворить потребности нашего рынка. В итоге мы вынуждены завозить саженцы из Европы. Это дорого, а сейчас стало еще дороже. И приобретение иностранных саженцев не субсидируется, в отличие от покупки отечественных. Это совершенно правильно со стороны государства, но нам приходится непросто», — рассказал Валерий Тройчук.

КСТАТИ
Как сообщают РИА Новости со ссылкой на данные Международной организации виноградарства и виноделия, потребление вина в мире в прошлом году упало до минимумов с 1996 года. Всего в 2023 году в мире выпили 22,1 млрд литров вина, тогда как годом ранее — 22,7 млрд. Среди главных причин спада — серьезное снижение потребления в Китае и энергокризис, вызвавший существенное подорожание вина в большинстве стран. В России тем временем потребление вина увеличилось на 3 %. Всего в 2023 году в стране выпили 860 млн литров. Таким образом, потребление вернулось на доковидные уровни 2019 года.

Вторая проблема — отсутствие специальной отечественной техники, которая может работать на сложных рельефах виноградопригодных земель.

«Уникальные терруары всегда маленькие и неровные, имеют очень сложный рельеф. Для того чтобы с этого участка максимально получить необходимое количество и качество винограда, мы вынуждены уплотнять посадку, сокращать междурядья, увеличивать количество кустов в ряду, а для этого нужна специальная техника. У нас вообще нет таких тракторов. Снова нужно закупать импортную технику. То же самое относится к высокотехнологичному оборудованию. За последние 30 лет у нас так и не появилась отрасль по производству оборудования для виноградарства и виноделия. Сейчас мы видим только первые росточки. Но тот спрос, который будет только расти, имеющиеся предприятия не в состоянии удовлетворить. Линий розлива вообще нет в России и в близком окружении, прессов для выдавливания винограда тоже. Высокотехнологичного оборудования российского производства у нас на сегодняшний день нет, и перспективы его появления туманные. На Китай тоже надеяться в этом плане особо не приходится. Были случаи, когда скопированное западное оборудование все равно не работало так, как оригинал. Всегда есть неизвестные нюансы, которые разработчики предпочитают держать в тайне», — говорит эксперт.

А вот руководитель проекта «Вино и Люди» Алексей Синельников считает, что повышение пошлин на импортное вино все же сыграло свою роль для переориентации отечественного потребителя на отечественную продукцию.

«Я считаю, что справедливо, когда в стране базовое вино по невысокой цене — местное. Посмотрите на опыт европейских стран. В любом магазине во Франции, Италии, Испании 90 % вина будет местное, причем подавляющая часть произведена именно в том регионе, где и продается. То есть в Бургундии ритейлеры поставят на полки именно бургундское вино и тому подобное. То же самое должно быть и у нас. А вот более дорогое вино может быть импортным, в этом сегменте должна быть высокая конкуренция. Зачем нам завозить вино по 300–500 руб. за бутылку из-за границы, если мы сами можем сделать такое. И наш продукт будет намного больше похож на вино, чем то, что привезли из Франции за эти деньги. Если вино стоит 300–500 руб., это не означает, что оно плохое. Просто это бюджетные варианты с индустриальной технологией изготовления. Как бы то ни было, на мой взгляд, вал недорогого импортного вина введение пошлин подрубило. Аудитория, которая пьет недорогие вина, не очень предана странам-производителям. Если подорожает, перейдут на отечественные по той же цене. Наши виноделы готовы им предложить такой продукт. В этом смысле введение пошлин сработало», — комментирует Алексей Синельников.

Куда уйдет покупатель

В этом году Ассоциация виноградарей и виноделов России снова обратилась к Правительству РФ с инициативой о новом повышении пошлин на импортные вина. Подобное предложение не у всех вызвало понимание.

«Повышение пошлины в 10 раз станет фактически запретительной мерой для ввоза импортной продукции. Это слишком радикальное решение. Надеюсь, что данную инициативу власти не поддержат. Занавес ведет к заболачиванию отрасли. Все это может закончиться тем, что, на мой взгляд, наши вина станут хуже. Появится много игроков, которые начнут делать не очень качественное вино, с которым и займут полки. Наших виноградников просто не хватит, чтобы восполнить ушедший дешевый импорт», — считает Алексей Синельников.

«С одной стороны, привозя иностранные вина из стран НАТО, мы тем самым финансируем их. Это недопустимая ситуация, но нужно балансировать. Сделав очень высокие пошлины, убьем виноторговую отрасль, компании начнут закрываться. Сейчас мы не можем заполнить рынок отечественной продукцией. В итоге потребитель просто переключится на другие алкогольные напитки», — комментирует Артур Саркисян.

Валерий Тройчук также считает, что введение запретительных пошлин приведет к ограничению выбора потребителей, что вряд ли можно считать правильным. А также это может способствовать значительному росту цен на импортную продукцию. Тем более рост цен на вина и так произойдет с мая на фоне повышения акцизов.

Согласно поправкам к Налоговому кодексу РФ, Статья 193, налогообложение подакцизных товаров теперь осуществляется по следующим ставкам: крепленое (ликерное) вино, крепленое вино наливом с 1 мая по 31 декабря 2024 года включительно — 141 руб. за 1 литр; с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — 147 руб. за 1 литр; с 1 января по 31 декабря 2026 года включительно — 153 руб. за 1 литр. Игристые вина, включая российское шампанское: с 1 мая по 31 декабря 2024 года включительно — 119 руб. за 1 литр; с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно — 124 руб. за 1 литр; с 1 января по 31 декабря 2026 года включительно — 129 руб. за 1 литр.

Ранее в АВВР отметили, что благодаря консолидированной позиции Министерства сельского хозяйства и Министерства финансов Российской Федерации вступающие в силу с 1 мая 2024 года изменения в Налоговый кодекс РФ в части изменения акцизного обложения производства винодельческой продукции не влияют на себестоимость производимого в России вина из российского винограда. То есть российские виноделы, а также любители оте­чественной продукции, должны оказаться в плюсе. Но уже в начале апреля 10 российских виноделов объявили о повышении цен на свою продукцию. В числе причин также называются и акцизы. На фоне роста цен покупатели действительно могут переориентироваться. Только не с импортного на отечественное вино, а совсем на другие напитки.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности