Квоты, ФГИСы, урожай

Квоты, ФГИСы, урожай

В августе в Казани состоялся масштабный форум селекционеров и семеноводов «Русское поле – 2024». Впервые в подобном формате за одним столом обсуждений сошлись представители власти, бизнеса и науки. Национальный семенной альянс — организатор мероприятия — подвел итоги двухдневной работы и ответил на вопросы, которые остались за кадром. Что будет с квотами на семена в следующем году? Нужно ли запретить экспорт российских семян? Каким будет урожай кукурузы? Об этом рассказали на итоговой пресс-конференции НСА.

Индивидуальный подход

В рамках форума, помимо разностороннего общения в кулуарах, а также на полях и других площадках, провели пять тематических круглых столов. Ключевой — по взаимодействию бизнеса с селекционерами и семеноводами.

«Главная цель была — проработать технические задачи, которые бизнес ставит перед селекционными центрами, исходя из своей технологической потребности. А селекционеры, в свою очередь, озвучили свои возможности. На другом круглом столе обсудили преимущества и недостатки классических и новых методов селекции. В итоге решили, что классическая селекция остается на первом месте, но в симбиозе с новыми методами она дает синергию, которая позволяет разрабатывать конкурентоспособные гибриды и сор­та. Поговорили и о проблеме кадров», — рассказал председатель Совета НСА Игорь Лобач.

По итогам мероприятия возникли не только новые решения, но и новые вопросы. Так, на пленарном совещании с министром сельского хозяйства РФ Оксаной Лут неоднократно заявлялось, что на сегодняшний день квоты по семенам выбраны всего лишь наполовину. То есть аграрии проявляют активный интерес к отечественной селекции. Этот факт, возможно, также окажет влияние на последующее квотирование по культурам в следующем году.

«Решение по квотам на следующий год будет принимать Минсельхоз РФ. Министр по этому поводу высказалась однозначно, что квоты будут, но к ним будут подходить достаточно осторожно, с учетом того, какая будет обеспеченность семенами на территории России. По каждой культуре будет свой отдельный расчет. Так же было и в прошлом году. НСА еще в мае 2023 года предоставил свои прогнозы по поводу обеспеченности семенами, произведенными на территории РФ от всех компаний — отечественных и иностранных. На мой взгляд, прогноз совпал с реалиями на 92 %. Мы, правда, считали и считаем, что завозить семена кукурузы не надо, их хватает и без дополнительных поставок. Причем у российских сельхозпроизводителей по-прежнему оставался выбор — они могли приобрести как отечественные гибриды, так и произведенные иностранными компаниями на территории РФ, которыми засеяли 28 тыс. га. Тем не менее в Минсельхозе оставили квоту на ввоз 5 тыс. тонн кукурузы, из них 500 тонн — это восковидная кукуруза. По подсолнечнику тоже мнения были разные — от 0 до 12 тыс. тонн, остановились на 7 тыс. тонн. Семян, насколько мне известно, хватило всем», — рассказал Игорь Лобач.

В этом году сразу после посевной эксперты НСА также составили свои прогнозы, которые, правда, пришлось подкорректировать в связи с засухой.

«Но в любом случае мы по-прежнему считаем, что квоты на кукурузу должны быть нулевые. Квоты на подсолнечник тоже надо будет уменьшать в зависимости от объема производства, и они тоже, на наш взгляд, будут стремиться к нулю. По сахарной свекле — отдельная тема, надо смотреть с Сахарным союзом, какие у нас будут объемы в этом году. На сегодняшний день мы пока не можем сказать, сколько будет семян. Но, по имеющимся прогнозам, до 50 % потребности семян мы можем произвести, если все будет хорошо с погодой. Особый разговор должен быть по нишевым культурам — это пивоваренный ячмень, восковидная кукуруза, по высокоолеиновому подсол­нечнику. Сейчас трудно говорить, какие квоты будут нужны на следующий год. Но наша позиция жесткая — мы должны свой рынок защищать. Второй момент — никто не запрещает иностранным компаниям работать на отечественном рынке, но по нашим правилам. Только через совместные предприятия и только с теми гибридами, которые созданы этими совместными предприятиями в сотрудничестве с нашими аграрными научными учреждениями», — считает Игорь Лобач.

Также председатель Совета НСА надеется, что Минсельхоз РФ сможет устранить некоторые спорные моменты, которые возникли при распределении квот в этом году. В частности, квоты достались компаниям, которые не имеют опыта поставок.

«Мы считаем, что должны быть более жесткие критерии, определяющие условия для компаний на получение квот. Это технический вопрос, думаем, его смогут решить», — прокомментировал специалист.

Кроме того, Игорь Лобач обратил внимание на то, что существенную негативную роль в поставках семян на текущую посевную сыграли контрабанда, контрафакт и фальсификат. Доля фальсификата сегодня по семенам масличных культур, по данным Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и масличных культур, достигает 15 %. В 2022 году его доля была 8 %. Это очень дестабилизирует отечественный рынок, и иностранные компании, работающие на нем, весьма озабочены этим вопросом.

Сохранить экспортные рынки

Еще один из моментов, озвученных на форуме, касался экспорта семян. По словам Игоря Лобача, Россия никогда не прекращала экспорт семян, даже в 1990-е, 2000-е, 2010-е годы. В больших объемах за рубеж отправляют колосовые, рис, сою, подсолнечник, кукурузу. Даже семена сахарной свеклы поставляют российские производители не только в страны ближнего зарубежья, но и дальнего, например африканские страны, Латинскую Америку.

«Экспорт нужен не только чтобы освобождать свой рынок, но и подтверждать свою конкурентоспособность, потому что это мировой и независимый рынок. Говорят, что отечественных селекционеров поддерживает государство и именно поэтому продаются их семена. Но это не совсем так. Даже по сахарной свекле семена поставляем в Египет уже три года, может, в небольшом объеме по сравнению с другими странами, но на нашу продукцию есть устойчивый спрос. Значит, отечественные семена конкурентоспособны», — рассказал специалист.

В связи с этим вызывает вопрос предложение одного из депутатов Госдумы запретить экспорт оригинальных семян сельхозкультур.

«Мы от запретов экспорта наших семян страдаем еще больше, чем от запрета экспорта просто зерна, пшеницы, риса. У нас семян хватает. Если мы сейчас запретим экспорт семян зерновых колосовых, то те рынки, которые с таким трудом за 30 лет наши селекционеры из Национального центра зерна им. Лукьяненко завоевали, мы моментально потеряем. И вспомните, когда в 2010 году запретили экспорт зерна в целом, какие усилия были приложены, чтобы исключить из этих ОКВЭДов семена для посева. На политическом уровне пришлось эти вопросы решать», — прокомментировал эксперт.

В числе актуальных для аграриев тем на сегодняшний день — запуск с 1 сентября ФГИС «Семеноводство».

«Это очень положительный инструмент для нашего рынка и отрасли. Конечно, как у любой новой системы проблемы при старте и обкатке вполне возможны. Сегодня не всегда получается автоматически подтягивать информацию с других ФГИС по земле, по зерну, это будет тормозить нашу деятельность. Поэтому это, возможно, будет болезненно и сложно, но положительный эффект от введения ФГИС «Семеноводство» будет значительно выше. И самое главное, уйдет фальсификат с рынка. В случае возникновения общеотраслевых проблем мы будем держать руку на пульсе — «подруливать» в ручном режиме. Вспомните, когда вводили ФГИС «Зерно», полгода всех лихорадило. Постепенно большинство вопросов были решены. Так будет и с новой системой», — говорит Игорь Лобач.

Засушливый год

Обсудили и виды на урожай кукурузы в этом году на фоне засухи, от которой пострадали южные и центральные регионы.

«Засуха повлияла прежде всего отрицательно на участки гибридизации, особенно по среднеранним гибридам. Жара стояла свыше 36–38 °C, пыльца в таких условиях становится стерильной. Аналогичное влияние жара оказывает и на товарные посевы, биология кукурузы одинакова что у семенной, что у товарной. По пути из Краснодара в Казань проехали 13 регионов, везде очень четко прослеживается чрезмерно быстрое высыхание кукурузы. Насколько снизится урожайность, посмотрим после уборки. Но снижение будет однозначно», — прокомментировал председатель Совета НСА.

К сожалению, пока без ФГИС «Семеноводство» нельзя определить урожайность различных гибридов на разных полях. Но визуально в НСА отметили, что отечественные гибриды кукурузы выглядят лучше, чем иностранные, то есть экстремальную засуху пережили лучше — еще один стимул развивать отечественную селекцию и соответствовать не только запросам бизнеса, но и условиям производства.

В России ГМО нет

Еще один вопрос касался эффективности контроля ГМО в продукции, производимой в России. В НСА прокомментировали, что меры, прописанные в нормативных актах о необходимости проверки каждой партии семян на ГМО, чрезмерны. В России в принципе селекцией ГМО специально никто не занимается, так что взяться таким семенам фактически неоткуда.

«Проверять их надо не столько на территории РФ, сколько на границе, когда сюда ввозятся не только семена, но и товарная продукция. На форуме обсуждали этот вопрос. Контроль, возможно, нужен при ввозе семян в Россию, а на вывоз, на экспорт нет смысла проверять на ГМО оте­чественные семена, особенно если страна-импортер этого не требует. Вместе с тем поднимали вопрос о производстве или выращивании семян для стран Латинской Америки, где очень широко распространены ГМО-сорта, гибриды. Если у нас их не будет, то этот рынок будет по сути дела потерян. Но в целом, что касается проверки семян на ГМО, мы за то, чтобы внутри страны отменить такой контроль по семенам оте­чественной селекции», — рассказал Игорь Лобач.

ОЛЬГА РОМАНОВА

Земля и Жизнь, 2003-2025 | Политика конфиденциальности