01 апреля 2021

Малая авиация в помощь

Малая авиация в помощь

Самый распространенный метод борьбы с вредителями и болезнями сельхозкультур, как известно, основан на обработке растений химикатами – это необходимые операции для получения большого и качественного урожая. Аграрии также знают, что эффект от проведения таких защитных мероприятий напрямую зависит от сроков. Однако наземные способы внесения СЗР не всегда возможны. Необходимое количество сельхозтехники иногда просто отсутствует. На  помощь хозяйствам приходит малая авиация.

Сертификаты, чтобы летать

Споры о том, что дороже и выгоднее, идут давно, но каждый сельхозтоваропроизводитель решает для себя сам. Кто-то уже в начале сезона заключает с авиационными компаниями договоры, некоторые надеются на авось и погоду. Между тем, у авиахимработ (АХР) есть свои преимущества. Так, например, своевременное проведение агрономических операций дает ощутимую прибавку к урожаю – 20-30%. В некоторых регионах обработка полей с воздуха происходит в сезон, когда наземная техника просто не в состоянии выйти на поле, потому что вязнет в грязи из-за высокой влажности почвы. И здесь у самолетов конкурентов нет – даже имеющиеся на рынке пневмоходы не всегда справляются с весенней распутицей, особенно в черноземных регионах.

Если рассматривать вопрос с точки зрения легальности, то выполнение авиахимработ с соблюдением всех сегодняшних требований закона заметно повышает их стоимость. И эта стоимость ложится на плечи земледельцев, которые ежегодно из-за этого теряют сотни тысяч рублей. Ведь чтобы летать над полями, надо иметь действующий сертификат летной годности, сертификат эксплуатанта на авиахимработы, к которым предъявляются жесткие требования. Кроме того, авиакомпания должна иметь собственное техническое обслуживание, кадровый состав. Все это – дорогое удовольствие, а потому получается, что заниматься АХР могут только крупные авиационные предприятия. 

 Вадим Цыганаш

По словам исполнительного директора Ассоциации авиаработ Вадима Цыганаша, достойной замены малой авиации пока нет. Единственная разница – в качестве предоставляемых услуг. Но ее легко определить уже на первоначальном этапе. В одном случае земледелец заключает договор и имеет гарантии, в другом – пытаясь работать с нелегалами, он заплатит практически ту же сумму, но ему придется надеяться на авось.

Право на авиахимработы

У легально работающей компании  должен быть сертификат эксплуатанта. Кроме того, эти компании, как правило, являются членами соответствующей Ассоциации. Сейчас на уровне правительства принимаются новые Федеральные Авиационные Правила (ФАП), которые упрощают жизнь аграриям и эксплуатантам авиаработ. В их числе – возможность заключить договор на страховые случаи по ущербу третьим лицам и взыскать с нерадивой авиакомпании компенсацию за некачественно выполненные работы.

Сегодня несколько типов летательных аппаратов имеют право заниматься авиахимработами. Легкие и сверхлегкие воздушные суда занимаются ультра малыми объемами распыления. Но если требуется проводить работы с поливом 50 и больше литров на гектар, то привлекаются авиакомпании, у которых есть самолет АН-2.

Авиахимработы могут помочь существенно повысить качество урожая с помощью поздних подкормок, не повреждая растения. Кроме того, наземная техника, даже самая современная, может «вытоптать» до 10% урожая. Именно поэтому АХР продолжают оставаться востребованными у сельхозтоваропроизводителей. 

Марина Калинина

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности