Назвать напитки своими именами
В июле 2021 года вступили в силу поправки в федеральный закон о регулировании алкогольной продукции (171-ФЗ), которые уточняют понятие «российское шампанское» и вводят термин «коньяк России». Эти изменения вызвали ажиотаж на международном рынке. Некоторые импортеры даже приостанавливали поставки своей продукции в РФ.
Высокий потенциал винодельческой отрасли
Документ уточняет определения и устанавливает дополнительные требования для производства винодельческой продукции. Так, формулировку «игристое вино (шампанское)» заменили на категорию «игристое вино, включая российское шампанское». Понятие «шампанское» разрешили использовать только в отношении напитка, произведенного на территории России.
С инициативой по изменению закона 171-ФЗ еще в 2017 году выступила группа депутатов Госдумы РФ. Законодатели тогда объясняли свою идею заботой об отечественной винодельческой отрасли и национальных производителях. Национальная экономика, по мнению депутатов – инициаторов поправок, не использовала высокий экономический потенциал винодельческой отрасли в качестве «эффективного инструмента развития южных регионов России». Якобы ни одна сельскохозяйственная культура не обеспечивает на единицу земельной площади столько рабочих мест и валовой продукции, как виноград.
Как ранее писал об этом РБК, поправки уточняли используемые в отрасли определения. В частности, такие как «винодельческая продукция» и «виноматериалы», относили коньячный спирт к виноделию, вводили понятия игристого вина (шампанского), российского коньяка и других напитков. Включали малых производителей в программы стимулирования развития малого предпринимательства и содержали другие в принципе полезные положения.
Но Правительство тогда не поддержало законопроект, указав в предварительном отзыве на большое количество нестыковок и нечеткость формулировок. Документ дорабатывался, в 2019 году был принят в первом и во втором чтениях. Но потом был снова возвращен ко второму. В итоге финальное рассмотрение прошло сразу в двух чтениях в июне 2021 года. Поправки получили свою финальную форму лишь ко второму чтению и не обсуждались с профессиональным сообществом.
В пользу отечественного производства
Как отмечал один из авторов законопроекта депутат Госдумы Константин Бахарев, поправки в 171-ФЗ были необходимы для поддержки российского винного производства и достижения единообразия требований к российской и зарубежной продукции. Он напомнил, что быстро развивающаяся винодельческая отрасль в России получила свой собственный регулирующий документ (468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии») только в 2019 году, и требуется его доработка.
Самой обсуждаемой и скандальной новацией стала необходимость убрать слово «шампанское» с бутылок импортного производства – точнее, с контрэтикеток, расположенных на обратной стороне бутылки, а также из сопроводительной документации. Это стало причиной приостановки отгрузок в Россию продукции со стороны Moet Hennessy. Специалисты компании-импортера трактовали эту норму как запрет на использование слова «шампанское» применительно к своей продукции.
Скандал быстро вышел на международный уровень. Как ранее писал РБК, Французский комитет шампанских вин тут же призвал временно прекратить поставки вин в Россию. При этом сама Moet Hennessy уже согласилась маркировать свои напитки, поставляемые в Россию, как «игристое вино» вместо «шампанское», и возобновит поставки после корректировки информации на этикетках.
Все это обусловлено тем, что содержащееся в законе определение «игристые вина (шампанское)», которое раньше использовалось компаниями-импортерами (при ввозе и регистрации в системах учета, например, в ЕГАИС), в результате поправок изменилось на «игристое вино, включая российское шампанское». Изменение терминологии в определениях и классификации винной продукции потребует от импортеров не только поменять информацию на бутылке, но и провести новую сертификацию продукции.
Как отмечают эксперты рынка, новые термины и определения в том виде, как они прописаны, несут технические риски со стороны регуляторов. По оценкам экспертов, изменения потребуются для 20 тысяч наименований, что обойдется отрасли в 140-150 млн руб. Вопрос даже не в финансах, а в том, что аккредитованная лаборатория не рассчитана на такие объемы обработки образцов, которые сначала еще нужно импортировать. Сколько недель она будет обрабатывать запрос всего рынка – неизвестно. А ведь еще требуются изменения в кодах ЕГАИС и ТН ВЭД.
Вид продукции, а не географические наименования
Определение «российское шампанское» в контексте закона также является неоднозначным. По регламентам, принятым в ЕС, название «шампанское» могут иметь только игристые вина, произведенные во французском регионе Шампань по определенной технологии и из конкретных сортов винограда.
Кроме того, законодательные изменения вводят термин «коньяк России» – это определение может быть указано на этикетке продукции, произведенной на 100% из выращенного в России винограда. Поправки также создают систему подразделения коньяков по году выдержки: ординарные, марочные и другие. Правда, закон в течение семи лет со дня его вступления в силу разрешает переработку или использование коньячного дистиллята, произведенного за пределами России, для производства коньяка. Однако, как и «шампанское», термин «коньяк» является защищенным географическим наименованием. Коньяком может называться только бренди, произведенный во французском департаменте Шаранта, где находится город, давший название напитку – Коньяк.
В России, которая использует оба эти названия для производства собственной продукции, вопрос о правовой охране «шампанского» и «коньяка» поднимался еще после вступления в ВТО. Но тогда Федеральная служба по регулированию алкоголя разъясняла, что на кириллице термины определяют вид продукции, а не наименование места происхождения товара или географическое указание.
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ
ФОТО
kubanmakler.ru
msh.rk.gov.ru
myslo.ru