Ноу-тилл: сокращение затрат, оздоровление почвы
Затраты в растениеводстве сокращают по-разному. Одни делают ставку на оптимальное использование минеральных и органических удобрений. Другие стремятся минимизировать издержки на обслуживание сельхозтехники. Третьи внедряют в своих хозяйствах технологию ноу-тилл.
Сколько составляет экономия
Одним из регионов, активно внедряющих в России ноу-тилл, является Ставропольский край. По данным краевого минсельхоза, в 2015 году по нулевой системе земледелия здесь возделывали 60 тысяч гектаров. К 2020 году размеры такой пашни увеличились более чем в четыре раза и составили 245,7 тысячи га. Как утверждают местные аграрии, с переходом на нулевую систему существенно снижается себестоимость растениеводческой продукции, повышается плодородие почвы и зачастую увеличивается урожайность – особенно яровых культур. Значительно снижается расход ГСМ. Уменьшается сумма на амортизацию техники, поскольку и самой техники в хозяйствах становится меньше.
Стефан Водопьянов
– Люди держат поля под парами, а мы – нет. У нас рентабельность 138%, – рассказал ставропольский аграрий, глава КФХ Стефан Водопьянов. Он успешно перевел свое сельхозпредприятие с традиционного земледелия на технологию прямого сева более шести лет назад. Сейчас в хозяйстве по ноу-тилл возделывается более 2,5 га пашни, и о возвращении к старым традиционным методам здесь и слышать не хотят. Фермер планирует передать свое дело и свои знания сыну.
Учредитель информационно-образовательного портала «Аграрум», доктор сельскохозяйственных наук Николай Андреевич Зеленский вместе со своей командой составил примерную карту прямых технологических расходов по операциям на участке 50 га. В таблице ученые сравнили производственные затраты при работе по технологиям ноу-тилл и традиционной. «Ноутиловцы» экономят в год около полумиллиона рублей.
Прямые технологические расходы по операциям на участке 50 га
На Аргентину равняйтесь, но сами обучайтесь!
Так с чего начинать аграрию, решившему перейти на технологию ноу-тилл? Несмотря на то, что в России есть собственный, еще советский опыт почвосберегающего земледелия, остались научные труды и учебники тех лет, данную технологию признают единицы аграриев. С советских времен сельское хозяйство не проявляет особой гибкости к различным агротехническим методам и заточено в основном под интенсивные методы производства. Но нет и запрета заниматься ноу-тилл.
Некоторые российские земледельцы коренным образом поменяли свое отношение к традиционному растениеводству после посещения полей Аргентины. Зарубежные коллеги далеко продвинулись в направлении нулевой обработки почвы. Это касается не только знаний, но и сопутствующих отраслей, в том числе разработки сельхозмашин, которые максимально адаптированы под эту технологию и не требуют дополнительной модернизации. Кроме того, иностранные аграрии охотно делятся знаниями и на территории своих хозяйств, и выезжают в Россию.
Аграрии, скептически настроенные против прямого сева и не считающие нужным ехать за рубеж за новым опытом, изучают технологию на месте. Иногда – методом проб и жестоких ошибок. Невозможно смотреть, как в засуху на полях гибнут растения подсолнечника, а у соседа, который не обрабатывал землю, растения цветут как ни в чем не бывало.
Сторонники прямого сева говорят, что самое сложное – это перестроить свое отношение к земледелию. Аргументы защитников экологии порой весьма субъективны. Однако при более глубоком погружении в тему оказывается, что эта технология научно обоснована и успешно решает насущные проблемы аграриев.
Расул Гаджиумаров
– Нет принципиальных факторов, сдерживающих внедрение технологии ноу-тилл, – считает руководитель Союза сторонников прямого сева сельскохозяйственных культур из Старополья, кандидат сельскохозяйственных наук Расул Гаджиумарович Гаджиумаров. – Об этом свидетельствует и мировой опыт. Например, в той же Аргентине на юге страны осадков практически нет. При движении на север количество осадков увеличивается и на некоторых территориях доходит до 2000 миллиметров в год. При этом ноу-тилл внедрена на 90% территории этой страны. Еще один пример – Австралия, с ее очень засушливым климатом. Тем не менее, ноу-тилл в этой стране применяется на больших площадях. В Северной Америке нулевая технология на 2008 год использовалась на площади около 40 миллионов гектаров.
Сторонники прямого сева объединяются в некоммерческие организации для информационной поддержки друг друга. Так происходит и в Аргентине, где более 30 лет действует ассоциация Aapresid, и в России, где организации сравнительно молодые.
В ЮФО семинары и конференции организовывают на территориях успешных хозяйств, обрабатывающих земли без вспашки. На мероприятиях делятся знаниями не только фермеры, но и представители научного сообщества.
– Ноу-тилл – технология относительно новая, информации о ней не хватает, и мы друг друга стараемся поддерживать. Знакомимся на семинарах, обмениваемся номерами телефонов и постоянно друг с другом на связи, – говорит Стефан Водопьянов.
Действовать по плану
Эксперты дают разные советы по переходу с традиционной на нулевую технологию обработки почвы. Одни рекомендуют составить план, разделить его на этапы, чтобы снизить финансовые нагрузки и риски ошибочных решений. В план советуют включить календарные сроки переоснащения технопарка предприятия, разработку севооборота, подготовку полей, обучение кадров.
– Перейти на нулевую технологию можно за один год, но зачастую это занимает три-четыре года, – рассказывает Р.Г. Гаджиумаров. – Тормозят переход нехватка знаний и опыта работы в конкретных агроклиматических условиях. Первое, с чего следует начинать, – это обучение руководителей и специалистов, вплоть до механизаторов. Мы знаем такие случаи, когда на полевые семинары руководители хозяйств брали с собой механизаторов, чтобы те убедились в эффективности новой технологии и поверили в результат.
Николай Павлович Чуднов, руководитель ООО «АПК Виктория» Оренбургской области, трудится по нулевой технологии более шести лет. Фермер утверждает, что ее нужно тестировать на небольших участках собственного хозяйства, делать выводы, а потом уже выстраивать план перехода.
Ставропольские аграрии Стефан Водопьянов и Алексей Невечеря сходятся во мнении, что, наоборот, переходить необходимо резко, чтобы не было возврата к прошлому. Сразу избавляться от ненужной техники, закупать необходимую и уходить в новую технологию с головой.
Сторонники ноу-тилл сходятся во мнении, что эта технология не подводит – урожаи не снижаются. Кроме того, с каждым годом земля становится все плодороднее.
– В первый год перехода на нулевую обработку мы получили 40 центнеров с гектара. К 2021-му урожайность выросла до 64 центнеров с гектара. 2020 год мы в расчет не берем, так как посевы были сильно повреждены морозами. Не было резких скачков показателей, каждый год они плавно растут, – утверждает Алексей Невечеря.
Главное – севооборот
– Первостепенное значение имеет севооборот, – делится опытом Н.П. Чуднов. – Правильный севооборот позволит уменьшить болезни, снизить объем требуемых средств защиты растений.
«Ноутиловцы» из Аргентины сеют в основном четыре культуры: пшеницу, кукурузу, сою и подсолнечник. Российские аграрии включают в севооборот к этим культурам ячмень, рапс, просо, горох и даже гречиху.
Отечественные ученые в разных агроклиматических условиях проводили исследования и пришли к выводу, что использование одной лишь технологии прямого посева не гарантирует сохранения и восстановления естественного плодородия почвы. Необходимо внедрять в севооборот сидеральные почвопокровные культуры.
Также важно чередовать растения, имеющие стержневую и мочковатую корневые системы, для естественного рыхления почвы.
– Не рекомендуется внедрять новую систему в уже существующий севооборот, – предостерегает руководитель научного направления ФГБНУ «Северо-Кавказский федеральный аграрный научный центр», доктор сельскохозяйственных наук Виктор Корнеевич Дридигер. – Это можно делать в исключительных случаях. Причем тщательно подбираются и культуры, и их чередование.
– Если соседнее хозяйство уже много лет успешно применяет нулевую технологию, то можно перенять опыт построения севооборота. Также стоит обратиться за советом к ученым-практикам. Но слепо доверять и тем и другим не стоит, всегда нужно искать собственное решение и быть готовым к изменениям, – советует Расул Гаджиумаров. – Особые семена для ноу-тилл не требуются, однако свои особенности подбора сортов и гибридов существуют. К примеру, в классической системе используют обычные гибриды подсолнечника, не устойчивые к гербициду Евролайтнинг, а в системе ноу-тилл часто сеют именно такие гибриды. Также, необходимо подбирать сорта озимых колосовых, которые оставляют после себя оптимальное количество соломенной массы. Если в хозяйстве применяется очес, то сорта с изогнутым колосом не пойдут, так как возможны потери урожая.
Что делать с техникой
Как отмечает руководитель Союза СПССК, полный переход на ноу-тилл означает отказ от любой почвообрабатывающей техники. Однако в первый год необходимо проверить плотность почвы, особенно подпахотного горизонта. Если он сильно уплотнен, то нужно провести обработку глубокорыхлителем на глубину 40 см.
Если почва имеет хорошие агрофизические свойства, то от обрабатывающих орудий можно избавиться. Придется продать и сеялки для классической технологии, поскольку они не способны качественно сеять по необработанной почве. Зачастую продают часть тракторов, так как нет необходимости в большом парке техники из-за отсутствия обработки почвы.
Однозначно можно оставить комбайны, опрыскиватели, РУМы и несколько почвообрабатывающих орудий для противопожарной обработки.
Если все же встал вопрос приобретения комбайна, то эксперты склоняются, что для ноу-тилл годится любой, но оборудованный половоразбрасывателем.
Жатки лучше приобретать очесывающие. На колосовых и льне в идеале применять именно такие, поскольку после них уровень влаги в почве выше.
Выбор сеялки – целая наука
Сеялки для прямого сева с шириной захвата 4-6 м в настоящее время стоят около 3-4,5 млн рублей. Для их приобретения зачастую недостаточно средств, вырученных после продажи почвообрабатывающих орудий.
– Не так важно каким «металлом» вы сеете, главное – это растение, – говорит Расул Гаджиумаров. – Для него нужно создавать оптимальные условия. Подходит техника, способная сеять без замятий, в чистое от растительных остатков семяложе, создавать наименьшее уплотнение, особенно весной, когда почва мягкая. При приобретении сеялки обращайте внимание на расстояние между сошниками. Если они слишком близко расположены, то будут забиваться. На мой взгляд, ширина междурядий должна быть минимум 19 сантиметров. Чем больше сошники разнесены в шахматном порядке, тем лучше. Вряд ли подойдет универсальная сеялка. Конечно, можно использовать и универсальную, но результат будет непредсказуемый. В идеале необходимо менять култера и сеялки под конкретные культуры.
Кстати, аграрии отмечают, что на 4-5-й год работы по ноу-тилл появляются слизни. Для борьбы с ними могут помочь сеялки со специальными бункерами-мелкогрануляторами для внесения метальдегида в дозе 3 кг/га. Однако часть гранул могут попадать в почву и не доходить по назначению. Поэтому лучше вносить разбрасывателем, но минимальная доза при этом 7 кг/га
Амортизация сеялки – достаточно затратная процедура. Связано это с высокой стоимостью и постоянной заменой рабочих органов – култеров и сошников. Однако расходы все равно значительно ниже, чем при работе по традиционной технологии. Так, при возделывании сои на Ставрополье по традиционной технологии амортизация составляет 2785 руб./га, или 13% в структуре затрат, а по ноу-тилл – 1894 руб./га, или 11,4% в структуре затрат.
Живая земля сама накормит!
«Ноутиловцы» из Аргентины работают по нулевой технологии три десятилетия. Почва настолько стала плодородной, что, как они утверждают, это позволило почти полностью отказаться от использования минеральных удобрений. И это похоже на правду. Ставропольские аграрии наблюдают на своих землях то же самое.
– Удобрений мы сейчас используем мало, поскольку за шесть лет возделывания земли по нулевой технологии состав почвы изменился настолько, что она самовосстанавливается, – рассказывает Стефан Водопьянов. – В ней много червей, микроорганизмов, влаги. К нам приезжают сотрудники НИИ, вместе мы контролируем, чтобы земля была живая.
Однако В.К. Дридигер считает, что впервые два-три года внедрения ноу-тилл внесение минеральных удобрений крайне важно, поскольку пашни выжаты интенсивными технологиями.
В начальный период необходимо увеличить и дозу азотных удобрений. Наука рекомендует вносить около 90 кг д.в. азота под озимую пшеницу за вегетацию, а в некоторых хозяйствах вносят более 100 кг д.в. азота в разной форме на один гектпр. Однако не всегда увеличение дозы может привести к экономическому эффекту. Поэтому увеличивать необходимо в разумных пределах.
– Азот без фосфора работать не будет, – говорит Расул Гаджиумаров. – Нужно довести фосфор до высокого значения, а потом давать высокие дозы азотных удобрений. Азот лучше вносить в жидком виде (КАС, ЖКУ, карбамид). Но если много влаги, можно и в гранулированном. Лучше всего вносить минеральные удобрения по почвенной диагностике на основании расчетов выноса.
Некоторые культуры на удобрения вообще не откликаются. Например, опыты ставропольских ученых показывают, что с соей бесполезно работать, надо уделять внимание ее предшественникам. Сорняки в ноу-тилл контролируют с помощью севооборота и применения гербицидов. Причем применяют те же гербициды и в тех же объемах, что и в традиционной системе, и дополнительно еще вносят глифосат в дозе около 3 л/га в год. Расходы на инсектициды такие же, что и при классической системе земледелия.
Ноу-тилл – технология будущего?
Самый сложный период перехода – первый год. У многих есть сомнения в выборе технологии. Понадобятся не только опыт в растениеводстве и финансы, но и крепкие нервы. Сомнения развеиваются к первой уборке урожая, как только аграрий увидит собственными глазами собранный со своих земель урожай. Второй и самый важный момент – финансовый. Затраты не окупаются в первый же год. Возможно вывести предприятие «в ноль». Оптимально запланировать окупаемость вложений на срок два-три года.
– Я беру кредиты на пополнение оборотных средств, – делится секретами Стефан Водопьянов. – Два раза в год, субсидированные, под 3-5%. Они помогают маневрировать в продажах, выжидать цену, чтобы дороже продать зерно.
Оздоравливая земли, сторонники ноу-тилл, по сути, оздоравливают и экологию своих регионов. Таким образом, проблемы плодородия земель, ранее считавшихся непригодными для ведения сельского хозяйства, решаются здесь и сейчас.
ОЛЬГА САВЕЛЬЕВА
Краснодарский край