Российские экспортеры нацелилась на рынок Узбекистана

Российские экспортеры нацелилась на рынок Узбекистана

Одним из самых привлекательных экспортных рынков для российских перерабатывающих предприятий в сфере АПК на сегодня является рынок Узбекистана. Вопросы его потенциала обсуждали представители отраслевого сообщества во время тематической онлайн-конференции. Мероприятие собрало более 200 участников, его организатором стал Федеральный центр «Агроэкспорт».

В СНГ любят вкус российских продуктов

Эксперты рассмотрели перспективные направления интеграционного взаимодействия ЕАЭС и Узбекистана, ознакомились с проектом создания агрологистического комплекса в республике, изучили концепцию развития российского экспорта продукции АПК в эту страну. Отечественные производители кондитерских изделий, молочной, колбасной и другой готовой продукции в основном реализуют свои товары в страны СНГ. Так исторически сложилось, что многие цепочки поставок сформировались еще во времена СССР. Потребители в этих странах любят вкус российской продукции и ценят высокое качество, что влияет на формирование состава покупательской корзины.

Узбекистан активно развивает внешнеэкономическую деятельность, и этим республика привлекательна для России. Страна имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе, который позволяет ей беспрепятственно перемещать товары, капитал, рабочую силу и предоставлять услуги участникам объединения. Кроме того, через Узбекистан открываются торговые пути в Среднюю Азию, например, в Пакистан и Афганистан.

Как отметил руководитель центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов, Узбекистан входит в топ-5 стран – покупателей российской продукции. На нее приходится около 10% отечественного аграрного экспорта среди стран СНГ. За последние три года товарооборот между Россией и Узбекистаном удвоился и в 2020 году превысил один миллиард долларов. Такая позитивная динамика свидетельствует о высоких возможностях развития дальнейших экономических отношений между Россией и Узбекистаном.

Накормить развивающийся Узбекистан

Стабильный спрос на продукты питания и его рост обусловлены увеличением уровней рождаемости и доходов населения. Ожидается, что к 2024 году его численность достигнет 37 млн человек.

– Рост населения в Республике Узбекистан значительно превосходит среднемировые показатели, а также показатели в азиатском регионе практически в два раза, – комментирует Дмитрий Краснов.

За последние четыре года ВВП республики в среднем рос более чем на 4%. Экономика показала позитивную динамику даже на фоне пандемии. Руководитель Центра «Агроэкспорт» считает, что во многом это связано с либерализацией экономики и стимулированием деловой активности.

За последние годы в республике наблюдается рост сетевого ритейла. Ожидается, что в 2024 году доля крупных супермаркетов в общем объеме розничных продаж увеличится. Несколько крупных зарубежных торговых сетей рассматривают возможности выхода на рынок Узбекистана, и у многих российских компаний уже имеются налаженные отношения с этими сетями.

Основными товарными позициями по состоянию на 2019 год в стране являются подсолнечное масло с объемом рынка 201,3 млн долларов, шоколадные изделия – 47,6 млн долларов и растворимый кофе – 22,4 млн долларов. Доля РФ по этим позициям велика, занимает 63–84% российской продукции на узбекском рынке.

Представители «Аргоэкспорта», НЭО Центра и RUSFAIR GROUP провели исследование рынка Узбекистана и представили участникам конференции наиболее перспективные продуктовые позиции для экспорта – это сахаристые кондитерские изделия, маргарин и рынок детского питания. Планируется, что к 2024 году объем рынка сахаристых кондитерских изделий в стране достигнет 64 млн долларов.

Маргарин на сегодняшний день занимает существенную долю в поставках продовольствия в Узбекистан. Тем не менее, экспертное отраслевое сообщество прогнозирует, что этот рынок продолжит расти и дальше. Ожидается, что его объем превысит 150 млн долларов к 2024 году. Рынок детского питания также будет расти, и к 2024 году превысит 50 млн долларов. Прогнозы связаны с увеличением уровня рождаемости.

Логистика не поспевает за экономикой

Как отметили эксперты, экономика Узбекистана развивается настолько быстро, что в логистическом сегменте не успевают создавать новые высокотехнологичные объекты. По примерным оценкам, в республике не хватает около 2 млн тонн мультитемпературных складских мощностей.

Действуют несколько логистических комплексов, специализирующихся на оптовой торговле, но в основном они интегрированы с крупными переработчиками плодоовощной узбекской продукции, и экспортеров из России не приветствуют. Существует много мелких объектов, увы, тоже заточенных под конкретных производителей или оптовиков.

Но проблема решается. Сегодня при государственной поддержке обоих государств реализуется проект, который будет представлять собой мультитемпературный комплекс для приема, подработки, фасовки, доработки в основном плодовоовощной продукции. Вполне вероятно, что это будет первый комплекс с присутствием российского фитосанитарного порта. Планируется, что он будет работать как на отправку, так и на прием продукции, и вольется в «зеленый коридор» на уровне интеграции с ЕАС.

ОЛЬГА САВЕЛЬЕВА

Краснодарский край

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности