Рыбный день

Рыбный день

Эксперты отрасли прогнозируют, что по итогам 2024 года в России выловят около 5 млн тонн рыбы и морепродуктов. Это немногим меньше, чем в прошлом году (тогда объемы вылова составили 5,3 млн тонн — максимум за последние 30 лет). Тем не менее рыбопромышленники уверяют, что продукции хватит для обеспечения внутреннего рынка. Вместе с тем отмечается снижение интереса россиян к рыбе. Почему так происходит и что тормозит развитие рыбной отрасли, рассказали эксперты.

Дорогая добыча

О необходимости увеличить потребление россиянами рыбной продукции Правительство РФ говорит не первый год. Прозвучало это намерение и на Восточном экономическом форуме, который состоялся в начале сентября во Владивостоке. Так, Правительство России ставит задачу увеличить потребление рыбы среди россиян до 28 кг на человека к 2030 году. В настоящее время среднее потребление рыбы в стране составляет около 21,5 кг в год, что ниже показателя 2013 года, тогда этот показатель был около 27,3 кг. За последние восемь лет потребление рыбных продуктов сократилось более чем на 22 %, — пишет RuNews24.

При этом в текущем сезоне отмечается небольшое снижение объемов выловленной рыбы. Как сообщил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков в своем интервью ТАСС, с начала 2024 года уже выловлено 3,5 млн тонн рыбы и морепродуктов, что на 8 % ниже показателя за аналогичный период прошлого года. Ранее губернатор Камчатского края Владимир Солодов сообщил, что местные рыбопромышленники в этом году добудут в четыре раза меньше рыбы лососевых пород, чем годом ранее. По прогнозам экспертов, всего рыбаки смогут наловить примерно 100–110 тыс. тонн. Падение значительное — в прошлом году камчатские рыбопромышленники смогли добыть около 460 тыс. тонн. Соответственно, это отразится на цене за красную икру. Специалисты считают, что 1 кг продукта будет в этом году стоить не менее 7 тыс. руб.

О падении производства мидий на 60 % сообщили также в Краснодарском крае. За первое полугодие 2024 года в регионе произвели 118 тонн мидий — это 40 % от объема за аналогичный период прошлого года, когда произвели 297 тонн этих моллюсков, — сообщает «Кубань Информ» со ссылкой на данные регионального минсельхоза. Специалисты говорят, что снижение производства мидий в этом году было ожидаемым. Причиной стал сильный шторм, который в ноябре 2023-го повредил мидийные коллекторы у берегов Анапы и Геленджика.

Тем не менее рыбопромышленники говорят о том, что имеющегося объема рыбной продукции вполне хватит для обеспечения нужд внутреннего рынка, тем более что спрос падает из года в год. Если же ставится планка на увеличение потребления россиянами рыбы, тогда необходимо создавать гарантированные рынки для сбыта продукции, а также вводить условия для снижения цены на нее. А вот в этом направлении рыбопромышленники на сегодняшний день видят пока что существенные препятствия.

«Для увеличения потребления рыбопродукции мы много раз предлагали государству рассмотреть вопрос создания госзаказа, в рамках которого рыбаки смогут поставлять продукцию напрямую для нужд государственных структур — армия, МВД, больницы, детсады и школы. К сожалению, пока этого не происходит, хотя тема давно обсуждается. Нужно менять механизм поставки рыбопродукции. Сейчас рыбу государственные учреждения закупают по аукционам. Нам кажется, что более взаимовыгодно будет напрямую отладить эти поставки. По нашим подсчетам, из 5 млн тонн 700 тыс. тонн можно гарантированно поставлять на государственные нужды. Это будет выгодно и рыбакам, и государству, и сработает как элемент пропаганды и повышения интереса к рыбной продукции», — предлагает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.

Одним из мощных сдерживающих факторов для роста спроса на рыбную продукцию, по мнению экспертов, является ее цена. Согласно исследованию СберМаркетинга, в 2024 году разброс цен на рыбу варьируется от 120 до 2500 руб/кг, с медианной ценой около 350 руб/кг. Для сравнения, 1 кг куриного мяса в июне в России в среднем стоил около 220 руб. При этом цена на рыбную продукцию растет в зависимости от степени удаления от рыбодобывающих регионов, вида рыбы и множества других факторов, влияющих на ценообразование.

«Мы вынуждены констатировать факты, что год от года цена на рыбу будет расти. В некоторых случаях будет расти кратно. Сегодня большинство квот продается на аукционах, и так называемые инвестквоты требуют достаточно большого количества средств у рыбопромышленников, чтобы их реализовать. Актуальная закредитованность рыбной отрасли составляет примерно 1 трлн руб. От этой ситуации выигрывают только банки, рыбакам никакой поддержки не оказывается. Закредитованность высокая, и за все платит конечный потребитель. У некоторых компаний, которые активно участвуют в предложенной государством программе инвестквот, примерно 80 % от общего дохода идет на обслуживание кредитов и только 20 % — на развитие производства и заработную плату. Надо сказать, программа инвестквот дает определенные результаты для строительства флота. Но главными бенефициарами данного процесса, помимо банков, на сегодняшний день становятся ремонтники и судостроители. А на рыбаков ложится вся нагрузка. Дешевле себестоимости продавать невозможно, поэтому экономических предпосылок для снижения цены на рыбную продукцию в настоящее время нет», — пояснил Георгий Мартынов.

Крабы на вес золота

Именно из-за высокой себестоимости процесса идет на экспорт огромная часть рыбной продукции, добываемой на Дальнем Востоке, который является основным поставщиком рыбы. По словам Георгия Мартынова, из общероссийского вылова в 5,3 млн тонн на Дальнем Востоке добывается около 3,5 млн. Около 500 тыс. тонн рыбы добывают северяне, остальные объемы приходятся на Азово-Черноморский бассейн, а также внутренние водоемы. Для Дальневосточного бассейна основной объем промысла — это минтай, около 2 млн тонн, часть из которого уходит на экспорт.

Отдельная тема — крабы. Практически весь деликатес уходит в Китай. Так, по данным Росрыболовства, с января по июль поставки российских крабов в Китай выросли на 9 %, до 19 тыс. тонн. Это почти на 2 тыс. тонн больше, чем Поднебесная закупила за аналогичный период прошлого года. Экспорт крабов в Поднебесную растет ежегодно. Например, с 2021 по 2023 год он увеличился в 2,1 раза, свидетельствуют цифры таможенной статистики стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Да, мы почти всего краба продаем в Китай. Хотя экспортные цены также падают. Себестоимость добычи крабов при этом растет до колоссальных сумм. На последних аукционах некоторая стоимость лотов достигала 10 млрд руб. и более за добычу 2 тыс. тонн крабов. Кроме того, надо построить еще судно, которое будет стоить 4–5 млрд руб. Крабовые компании на сегодняшний день сильнее всех закредитованы. Поэтому цены на краба не могут быть низкими, а по экспортным ценам внутренний рынок фактически не берет краба. Невозможно при среднем уровне зарплаты обычному потребителю покупать такую премиальную продукцию», — отметил глава Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья.

Независимый эксперт по ритейлу Михаил Лачугин считает, что наши рыбопромышленники физически не могут производить крабов в таких объемах, чтобы предоставлять их массовому потребителю по приемлемой цене. Поэтому краб в ближайшие годы так и будет оставаться не всем доступным деликатесом.

«Вот черная икра, например, может стать в обозримом будущем достаточно доступным продуктом. Сейчас появляется много аквакультурных хозяйств, которые разводят осетровых, соответственно, она постепенно перейдет из дефицитного продукта в достаточно доступный. По крабам такой тенденции нет», — говорит эксперт.

Кроме цен, сдерживающим фактором для роста потребления рыбы является отсутствие внятной государственной пропаганды и направленной работы бизнеса в этом отношении.

«Нет системной работы с потребителем в плане популяризации именно рыбной продукции. В итоге она остается в разряде проблемной, сложной категории. В России сейчас нет и специализированных рыбных магазинов, какой была в СССР, например, сеть «Океан» с огромными объемами и выбором рыбной продукции. Пока появляющиеся сети специализированных рыбных магазинов предлагают относительно небольшой ассортимент. И там нет нормальной коммуникации с потребителем. Нужно понимать, что слово «деликатесы» сегодня отпугивает потребителя. Они сразу оценивают продукцию как излишне дорогую и недоступную и идут в массовые сети, где выбор рыбной продукции еще меньше», — отметил эксперт.

При этом, по мнению Михаила Лачугина, госпропаганда у нас может работать весьма результативно. Но раз пока повышения интереса к рыбной продукции у населения не наблюдается, значит, эта задача не является приоритетной на уровне государства.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2025 | Политика конфиденциальности