Рынок требует органики?

Рынок требует органики?

С 1 января 2020 года в России вступил в силу Федеральный Закон «Об органической продукции». Одновременно с ним начали действовать и аналогичные документы регионального уровня. Еще раньше были приняты национальные и межгосударственные стандарты. Все вместе они создали правовую основу для развертывания в стране нового аграрного кластера – органического сельского хозяйства.

«Окно возможностей» для земледельцев

Экологически чистое сельхозпроизводство, пожалуй, один из наиболее динамично растущих сегментов мирового рынка. Его объем в 2019 году составил 129 млрд долларов. По прогнозам, через пять лет эта цифра достигнет почти четверти триллиона долларов. Это лишь немногим меньше нынешних капиталовложений в возобновляемые источники энергии или в разведку и добычу нефти и газа.

Мировым лидером по продажам органической продукции являются США. За ними следуют Германия и Франция с объемами рынков 12 и 11,3 млрд евро соответственно. Каждый ежегодно прибавляет примерно по полтора миллиарда евро. Не отстают от них и малые страны. Так, в 2019 году среднестатистический швейцарец потратил на органику 344 евро, а датчанин – 338. Чтобы оценить потенциальный объем рынка ЕС, нужно принять во внимание, что в нем действует программа, согласно которой доля органического земледелия должна составить 25%. Так что в скором времени счет пойдет не на десятки, а на сотни миллиардов евро.

Но свободной земли в Европе мало, импорт востребован, а потому перед отечественными аграриями открылось окно возможностей. Правда, оно может быстро захлопнуться, в первую очередь, из-за конкуренции со стороны сельхозпредприятий Украины, Молдовы, Казахстана и даже Южной Америки. Пока что Россия со своими менее 200 млн евро оборота (0,18% мирового) выглядит более чем скромно.

Органика и пандемия. Плюсы и минусы

Влияние пандемии коронавируса на рынок «органики» оказалось неоднозначным. С одной стороны, закрытие целых стран нанесло, конечно, удар по экспорту. Но с точки зрения долгосрочных последствий, влияние пандемии можно оценить как позитивное. В борьбе с пандемией европейцы пришли к выводу, что экологически чистые продукты повышают иммунитет организма – важнейший защитный барьер от ковида. Отсюда резкий рост спроса на органическое продовольствие. По экспертным оценкам, сегодня он превышает предложение на 5%.

Однако, по словам  председателя правления Союза органического земледелия России Сергея Коршунова, российский экспорт органики в страны ЕС не вырос, а напротив – упал до 20 млн евро, составив менее 1% от общего объема. Одна из причин – переориентация отечественных производителей на внутренний рынок. Если совсем недавно он был на 80% занят иностранными компаниями, то сейчас это соотношение составляет 50 на 50.

Из двадцати более-менее регулярных экспортеров осталось лишь пять-шесть. А всего на начало текущего года в нашей стране насчитывалось 130 сертифицированных компаний. Плюс еще 30–50 находились на этапе конверсии, то есть перехода к органическому земледелию. Из этих 130 имеют российские сертификаты 60, международные – 82, а 12 – и те, и другие. Большинство – 117 предприятий – выпускает пищевую продукцию, сырье и корма, девять – биопрепараты и удобрения, а 4 представляют торговлю. Для сравнения: в маленькой Австрии, по словам атташе ее посольства в РФ Карин Доппельбауер, таких предприятий более 18 000, под органику занято свыше 26% почвы.

Что побуждает вкладывать в относительно новую отрасль миллиарды средств? Вот лишь несколько плюсов. Первый – очевидная польза чистых продуктов для здоровья человека. Второй – снижение потребления энергии и восстановление плодородного слоя почвы, а также окружающей среды вокруг сельхозугодий. А это открывает дополнительные возможности. К примеру, развитие агротуризма.

Гарантированный сбыт открывает весьма заманчивые перспективы. Поэтому в открывшуюся нишу устремилось множество производителей и государств. Но на этом пути есть немало трудностей.

Вначале – сертификация

Получить документ российские аграрии могут в одном из семи аккредитованных центров. Например, в краснодарском краевом филиале Россельхозцентра или в ростовском филиале ФГБУ «Центр оценки качества зерна». Обратиться в них можно из любого региона.

Однако дело это непростое и недешевое. Цена вопроса – 250–300 тысяч рублей. В прошлом году процедуру сертификации в России начали лишь три десятка предприятий. Такими темпами, считают в Союзе органического земледелия, мы решим проблемы своего рынка лет через 400–500.

На сегодняшний день не существует документа, дающего право работы на всех рынках: в Европе действует европейский регламент, в США – USDA organic, в Юго-Восточной Азии – JAS. Поэтому сначала каждый заявитель должен определиться с направлением работы, а уже потом обращаться к зарубежным сертификационным компаниям, которых в России около десятка (если считать реально работающие). Количество систем стандартов (и, соответственно, маркировки) на сегодняшний день измеряется сотнями (по некоторым оценкам, до 500). При этом  европейский сертификат, в отличие от китайского или американского, признается во многих странах мира.

Чтобы помочь отечественным производителям в работе на зарубежных рынках Федеральный центр «Агроэкспорт» разрабатывает концепцию продвижения органической продукции. К ней должны быть привязаны конкретные меры поддержки на федеральном уровне, создана соответствующая инфраструктура. На сегодня уже действуют два таких важных инфраструктурных объекта как сертифицированные экспортные терминалы. Один из них – в порту Новороссийска.

Путь к органическому земледелию сложен, зато вход на рынок относительно дешев. Завтра «входной билет» подорожает во много раз, и от принятых сегодня решений зависит будущая доля российских аграриев как на зарубежных, так и на внутреннем рынке экологически чистого продовольствия.

 Сертификат – дело сложное

Филиал ФГБУ «Россельхозцентр» по Краснодарскому краю аккредитован в качестве органа по сертификации процессов производства органической продукции в ноябре 2020 года, рассказала начальник отдела сертификации краснодарского филиала Анна Горбунова.

На сегодняшний день у нас проходят сертификацию четыре компании: две занимаются виноградарством, одна – зерновыми культурами и одна – садоводством. Многие сельхозтоваропроизводители обращаются в наш филиал, консультируются, но пока находятся в процессе принятия решения. А это непросто, ведь универсальных рецептов нет, поскольку технологии производства органической и традиционной продукции существенно отличаются. Так, в первом случае запрещается применять пестициды, стимуляторы роста, генно-модифицированные организмы. Процесс получения сертификата занимает 2–3 года, к сожалению, на этом этапе меры господдержки пока не предусмотрены.

Путь к получению сертификата начинается с предоставления заявки и пакета документов, перечень которых содержится в ГОСТ 33980. В дальнейшем наши специалисты работают с предоставленными документами, проводят выездные проверки (не менее двух раз в год) и другие мероприятия.

Контролю подлежит весь процесс производства продукции (оборудование, состояние почвы, окружающей среды, компетентность персонала) – от посева и вегетации до сбора урожая и его транспортировки. Требования жесткие:

– запрещено использовать опрыскиватель, который ранее распылял пестициды, он должен быть только для биопрепаратов;

– вся техника после работы на обычном поле при переезде на «органическое» должна быть обработана дезинфицирующими средствами, разрешенными ГОСТом 33980, по согласованию с органом по сертификации;

– весь технологический процесс должен быть максимально изолирован от традиционного производства.

Сертификат выдается на три года и включается в единый государственный реестр производителей органической продукции Минсельхоза РФ. Но и после его выдачи наши специалисты продолжат инспекционные проверки хозяйства. При нарушении требований ГОСТа 33980 действие сертификата может быть приостановлено или отменено.

Со своей стороны я бы посоветовала всем желающим, прежде чем заняться органическим земледелием, для начала определить тип продукции, которую проще всего вырастить без применения «химии». А также оценить наличие базовых условий: уровень загрязненности почвы, воды, наличие в округе «грязных» производств, а также существование буферной зоны, отделяющей территорию «чистого» хозяйствования от всего остального. Это может быть река или лесополоса.

Сертификат, выдаваемый филиалом ФГБУ «Россельхозцентр» по Краснодарскому краю, имеет силу на территории не только России, но и стран Евразийского экономического союза – Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Армении.

ИГОРЬ ЯРМИЗИН

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности