Соседское зерно ушло на карантин

Соседское зерно ушло на карантин

К началу августа российские экспортеры зерна столкнулись с неприятной мерой — Казахстан полностью запретил импорт пшеницы из РФ любыми видами транспорта, что нанесло существенный урон отечественным производителям и трейдерам. А с 23 сентября Россельхознадзор обратился в Комитет государственной инспекции АПК Республики Казахстан с просьбой приостановить выдачу фитосанитарных сертификатов на ряд продукции. Как это отразится на внутреннем рынке России, в нашей статье.

Экспорт и транзит российского зерна через Казахстан уже давно сталкивался с ограничениями и препятствиями со стороны соседнего государства. На окончательный отказ от российского зерна, скорее всего, повлиял хороший урожай собственной продукции, который получили казахстанские аграрии в этом году. На этом фоне дешевое российское зерно могло серьезно сбить цену на казахстанскую продукцию как на территории самого государства, так и соседних. Против запрета ввоза российской пшеницы тогда выступил Союз зернопереработчиков Казахстана. Они направили соответствующее обращение властным структурам (письмо имеется в распоряжении редакции). Там были отнюдь не уверены, что рекордный урожай сможет закрыть все потребности рынка, как внутреннего, так и внешнего, тем более что есть сомнения в качестве полученного зерна.

После введенного запрета на импорт российского зерна казахстанские экспортеры стали сообщать о трудностях с транспортировкой зерна в Европу через территорию России из-за ограничений Россельхознадзора. Компании жаловались на большие убытки, так как не могли загрузить зерно на суда и платили штрафы за простой вагонов на российских железнодорожных станциях, — сообщает Kursiv Media Казахстан.

А с 23 сентября последовало обращение Россельхознадзора в Минсельхоз соседей — приостановить выдачу фитосанитарных сертификатов на зерно и продукты его переработки, томаты и перцы, а также семена подсолнечника, экспортируемые в РФ. Причина — увеличение числа выявлений карантинных для стран — членов ЕАЭС объектов в подкарантинной продукции, следующей из Казахстана в Россию.

Однако вице-президент «Опоры России», председатель Комитета по сельскому хозяйству Сергей Соколов отметил, что речь про запрет ввоза данной продукции не идет. Россельхознадзор работает в тесном сотрудничестве со своими коллегами из Казахстана, решая вопрос минимизации рисков проникновения и распространения внутри ЕАЭС карантинных вредных организмов. При этом эксперт напомнил, что на протяжении продолжительного времени именно казахстанская сторона вводила необоснованные ограничения на ввоз российской пшеницы, ограничивая сначала способ ее транспортировки, затем круг получателей. В августе 2024 года уже был введен полный запрет на ее импорт. Данный шаг был сделан вопреки правилам не только ЕАЭС, но и добрососедства, считает Сергей Соколов.

«Казахстан не первый год ведет себя подобным образом. В прошлом году он ограничил круг потребителей, исключив из него трейдеров, оставив только птицефабрики, комбикормовые заводы, мельницы. С сентября 2023 года в большей степени искусственно ограничивал согласование ГУ-12 (процедура подтверждения заявки на грузовые перевозки). Причем даже для транзитных перевозок через свою территорию, например в Киргизию. Причины называли разные — то снегопад, то дожди прошли. С апреля 2024 года резко закрыл прием зерна автотранспортом из России. До этого только из Сибири около 2 млн тонн зерна уходило, автотранспортом в том числе. Существовал даже такой термин — «зерновая барахолка». Жители Казахстана свободно приезжали в близлежащие российские регионы и покупали зерно буквально с полей», — пояснил Сергей Соколов.

Также эксперт отметил, что на нашем внутреннем рынке потери казахстанского зерна никак не отразятся. Оно шло, как правило, транзитом через Россию. Основным грузом из Казахстана для транзита являлись уголь и масличные — лен, рапс. Так что наши потребители никак не пострадают.

«С учетом объемов производства внутри нашей страны Казахстан нам как поставщик неинтересен. Он является нашим конкурентом. Собственно, поэтому ввел заградительные тарифы для транзита российского зерна на рынки Узбекистана, Таджикистана, Афганистана. Необходима четкая работа по урегулированию дискриминационного транзитного тарифа, который для нерезидентов Казахстана в четыре раза выше, чем для резидентов. Также хочу отметить, что 80 % зерна Казахстана продается им уже в виде переработанной продукции, это, конечно, отличает пока соседские предложения от наших. Но у них и производство сырья меньше, и его качество тоже не всегда отвечает высокому классу. На части территории Казахстана получают пшеницу четвертого, пятого класса, есть дефицит мукомольной пшеницы. Поэтому и был всегда высокий спрос на российское зерно третьего класса. В итоге барьер для импорта, который ввел Казахстан этим летом, негативно отражается на местных мукомольных предприятиях», — сказал эксперт.

В то же время эксперт подчерк­нул, что принимаемые меры со стороны Россельхознадзора нельзя называть какой-то ответной преградой. В перечисленной выше продукции действительно были обнаружены карантинные объекты, что ставит под угрозу фитосанитарное благополучие нашей страны.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2025 | Политика конфиденциальности