Сырье есть – продуктов мало

Сырье есть – продуктов мало

В Ставропольском крае перерабатывающая промышленность недостаточно развита. Власти и бизнес пытаются переломить ситуацию.

Чтобы понять, в каком состоянии находится переработка сельскохозяйственной продукции на Ставрополье, достаточно зайти в любой супермаркет. Продукция местных производителей там составляет не более 20 процентов, а скорее всего – меньше. И дело не только в том, что торговые сети лоббируют интересы отдельных крупных компаний. Например, «Магнит» явно отдает предпочтение производителям из Краснодарского края. Но Ставропольскому краю зачастую просто и нечего предложить. То, что переработка в крае развита слабо, признают и власти. Об этом не раз говорилось на различных совещаниях. Надо признать, что за последние пять лет сделано много, чтобы переломить ситуацию. Власти поощряют инвестиции в сельхозпереработку. В результате стали появляться новые перерабатывающие предприятия, продукция которых вполне конкурентоспособна.

Кошерное мороженое и термостатная сметана

В советские времена в крае работали успешные перерабатывающие предприятия. Но большинство из них в 90-е годы прекратило свое существование. С одной стороны, причины объективные – не смогли перестроиться под потребности рынка, переоснастить устаревшее производство; с другой – банальное воровство руководства, решившего обогатиться в смутное время. Очень мало тех, кто сумел сохранить производство и тем более – сделать его успешным. В качестве такого положительного примера можно назвать «Молочный комбинат Ставропольский», директор которого, а теперь и совладелец Сергей Анисимов, сумел создать современное производство, продукция которого пользуется спросом даже за пределами страны. Мороженое от МКСа отправляется на экспорт в Израиль, а специально прикомандированные специалисты из этой страны проверяют его на кошерность.

Молокоперерабатывающих предприятий в крае много. Большинство из них работают на базе, оставшейся с советских времен, и обслуживают потребности муниципальных районов и городских округов. Ничем особенным предприятия не выделяются.

Особо можно отметить «Казьминский молочный комбинат», открывшийся пару лет назад в Невинномысске. Основным его владельцем является колхоз-племзавод «Казьминский» – одно из самых успешных сельхозпредприятий края. Этот комбинат построен с нуля и оснащен самым современным оборудованием. Если молочный комбинат Ставропольский работает на давальческом сырье, в том числе закупая молоко и у населения, то «Казьминский» использует собственное сырье, полученное на современных фермах. Комбинат позиционирует себя как производителя экологически чистой и здоровой молочной продукции, применяющего термостатные технологии.

Индейка и баранина

Из крупных проектов последнего времени стоит выделить появление в Изобильненском городском округе комплекса по выращиванию индейки. Несколько лет компания под брендом «Индеаль» занималась только выращиванием индейки и ее первичной переработкой. Продукция глубокой переработки этой птицы в край поступала в основном из Ростовской области. Но после того как на ростовском предприятии начались проблемы, «Индеаль» оживилась, и сегодня ставропольчане имеют возможность покупать достаточно вкусные продукты из индейки, начиная от фарша и кончая колбасными изделиями и пельменями. Это пример того, как в достаточно короткие сроки можно создать современное производство, дающее работу сотням людей.

Полным ходом разворачивается проект по производству баранины, который осуществляет компания «Дамате». Ее дочерняя структура – «Ставропольский фермер» будет специализироваться на доращивании ягнят с последующим забоем и расфасовкой на туши и полутуши. На первом этапе комплекс будет производить до 5,5 тысячи тонн баранины в год, а на втором – до 11 тысяч. Почти все мясо будет поставляться оптом на экспорт, в Иран и Иорданию, возможно, и в другие страны Ближнего Востока, в том числе и Израиль.

А где же взять столько овец? На Ставрополье такого поголовья нет. Об этом мы спросили министра сельского хозяйства края Владимира Ситникова. Он согласился, что край в ближайшее время не осилит поставку овец мясных пород для «Ставропольского фермера», поэтому предприятие будет закупать животных в республиках Северного Кавказа и в Калмыкии. Но наличие такого мощного потребителя будет стимулом для развития мясного овцеводства в крае. Конечно, этот проект даст толчок для развития отрасли, обеспечит работой достаточно большое количество людей. Но думается, большинство жителей края и не заметят появление такого предприятия. Качественной баранины на прилавках ставропольских магазинов вряд ли прибавится, так как вся она будет уходить на экспорт.

Большие надежды на малый бизнес

Безусловно, инвестиции крупного бизнеса – это хорошо, и их надо поощрять. Однако прорыв в развитии перерабатывающей промышленности они едва ли обеспечат. И прилавки наполнят только частично, и работу дадут сравнительно небольшому количеству людей. Изменить ситуацию с переработкой сможет только массовое развитие малого бизнеса.

Большие надежды возлагаются на кооперативы, в которых производители сельхозпродукции, объединившись, стали бы совладельцами перерабатывающих предприятий. Получается идеальная схема: свое сырье – собственная переработка. Под такие проекты в крае выделяются значительные суммы в виде грантов. Так, в прошлом году на поддержку кооперации было выделено 200 миллионов рублей. Но, как признают в минсельхозе, создание кооперативов идет медленно. Основная причина в том, что люди не доверяют друг другу. Многие предпочитают работать в одиночку. Но только единицам удается создать при таком подходе по-настоящему успешные перерабатывающие предприятия.

Лет десять назад я писал о мясоперерабатывающем предприятии из Буденновска «Дюк», которое специализируется на производстве колбасных изделий. Это пример, когда один владелец бизнеса сумел неплохо раскрутиться. Колбасу на «Дюке» делали великолепную. Постепенно предприятие стало создавать свою фирменную торговую сеть, открыло несколько магазинов в Ставрополе. Но ожидаемого прорыва не произошло. На рынке колбасных изделий – огромнейшая конкуренция. Как правило, владельцы предприятий начинают идти по пути снижения издержек не за счет оптимизации производства, маркетинга, а экономии на качестве. В итоге – предсказуемая потеря интереса со стороны потребителя.

Кооперация как раз может помочь переработчикам снизить себестоимость продукции за счет объединения производителей сырья, которые заинтересованы в получении дополнительной прибыли от переработки, но понимают, что на этапе поставок надо сдерживать аппетиты ради конечного результата. Примером такого успешного союза сельхозтоваропроизводителей и переработчиков может служить созданный не так давно производственно-потребительский кооператив «Новокавказский». Он объединил фермеров, производящих молоко. Сначала они просто сдавали его на общий молокосборный пункт, оборудованный охладителем, что позволило конкурировать с многочисленными частными заготовителями. Потом «Новокавказский» выиграл грант на строительство молокоперерабатывающего завода. С момента создания кооператива прошло четыре года, а завод уже работает и выпускает великолепные мягкие сыры. Они, кстати, стали участниками конкурса «Вкусы России». Можно назвать еще с десяток примеров успешной деятельности производственно-потребительских сельскохозяйственных кооперативов. Но на огромный край этого, конечно же, мало.

Министр сельского хозяйства Ставропольского края Владимир Ситников вручает сертификат на грант председателю кооператива «Новокавказский» Владимиру Дорошенко

Идеальной видится такая схема в развитии переработки в крае. Одна линия – это крупный бизнес, который может позволить себе создание больших современных производств одновременно с собственной сырьевой базой. Он же может стать локомотивом, который потянет за собой сельхозтоваропроизводителей, обеспечив им гарантированный сбыт продукции.

Другая линия – это малый бизнес, объединенный в различного вида кооперацию, что позволит ему стать более конкурентоспособным. Именно эти малые формы хозяйствования смогут сосредоточиться на производстве высококачественной, экологически чистой продукции с учетом запросов небольших групп населения. Необязательно эти продукты должны стремиться занять полки крупных супермаркетов. Им уютнее будет в небольших фирменных магазинчиках, у которых сформируется свой круг покупателей, доверяющих им и благодарных за высокое качество.

Сергей Иващенко

Фото автора

Ставропольский край

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности