Томаты моль поела
Главные площади под овощными культурами остаются в южных регионах страны. Большие площади они занимают в Нижнем Поволжье, которое не зря называют всероссийским огородом. На первом месте в Волгоградской области – томаты. Однако их замечательные питательные и вкусовые свойства привлекают не только людей. Эти плоды служат приманкой и рассадником множества болезней и вредителей. Недавно к таким прибавилась томатная моль.
Стремительный натиск
Кандидат биологических наук Евгений Комаров подробно рассказал о новом вредителе. Ученый плотно занимался изучением томатной моли на территории Волгоградской области все последние годы. Сейчас Евгений Владимирович работает старшим научным сотрудником лаборатории защиты растений Всероссийского НИИ орошаемого земледелия, а до этого возглавлял орган инспекции волгоградского филиала Ростовского референтного центра Россельхознадзора. Так что тему освоил серьезно.
Итак, южноамериканская томатная, или минирующая, моль Tuta absoluta – вредитель пасленовых культур из семейства выемчатокрылых молей. Впервые обнаружен и описан чуть больше ста лет назад в Перу (отсюда и название). Затем в последующие годы ХХ века насекомое зарегистрировали в большинстве стран Южной и Центральной Америки.
В конце 2006 года этот опасный вид был зарегистрирован уже на территории Европы, в испанской провинции Валенсия. А в следующем сезоне томатную моль обнаружили сразу в нескольких точках на побережье Средиземного моря, причем всюду и сразу она нанесла серьезный ущерб. Потери урожая достигали 100 процентов. В 2008-м году вредитель был обнаружен в Северной Африке на территории Алжира и Марокко, а в 2009 и 2010 годах отмечался почти во всех европейских странах. К нынешнему времени томатная моль распространилась на севере до Норвегии и на востоке – до Китая. Евгений Комаров говорит, что столь стремительное распространение вредителя на огромные расстояния связано в основном с перевозками томатов.
– У нас в стране южноамериканскую томатную моль впервые обнаружили десять лет назад в теплицах Краснодарского края, – говорит Евгений Владимирович. – А за год до этого ее начали находить на пограничных пунктах пропуска во время досмотра контейнеров с томатами из Турции. Как первый итог – к началу 2020 года томатная моль выявлена на территории семи российских регионов. Еще сообщают, что в 2016-м этот вредитель также зарегистрирован в Чувашии.
Расставили ловушки
Мониторинг южноамериканской томатной моли на территории Волгоградской области шел с 2016 по 2020 год. Главным средством были ловушки с феромонами томатной моли производства Всероссийского НИИ карантина растений. С конца мая по август каждый сезон их ставили на полях томатов в Городищенском, Среднеахтубинском и Ленинском районах – они давно считаются главными производителями этой культуры в регионе. За сезон устанавливали от 400 до 550 феромонных ловушек с экспозицией от двух до трех недель.
Энтомологическую экспертизу попавшихся в ловушки насекомых проводили в лаборатории по методике ВНИИКР. Далее Евгений Комаров рассказал, что с этими насекомыми делают под микроскопом. Сразу скажем, ничего хорошего (для моли). А все для того, чтобы выделить гениталии для точной идентификации насекомых. Изготавливали временные, а при необходимости и постоянные препараты гениталий. За время мониторинга томатной моли всего было исследовано больше пяти тысяч экземпляров молевидных чешуекрылых. Теперь сравним результаты.
– В 2019 году при экспертизе насекомых, собранных в феромонные ловушки на полях в одном хозяйстве Среднеахтубинского района, мы впервые обнаружили два экземпляра самцов южноамериканской томатной моли. Обследование растений и плодов для поиска характерных для гусениц повреждений результатов не дало. Тогда это позволяло сделать вывод о незначительной численности популяции вредителя на этом участке и недавнем его проникновении на территорию области, – продолжает Евгений Комаров.
В 2020 году ситуация резко изменилась. За сезон мониторинга южноамериканскую томатную моль обнаружили в восьми овощеводческих хозяйствах, причем в трех районах области – Среднеахтубинском, Ленинском и Городищенском. По сравнению с предыдущим годом особей самцов томатной моли в феромонных ловушках нашли гораздо больше. В некоторых было до ста экземпляров и более – и это на одну ловушку!
Вредителя находили как в открытом грунте на полях томата и болгарского перца, так и в летних парниках. Также Евгений Владимирович отметил случай, когда в одном хозяйстве Ленинского района томатную моль обнаружили в феромонных ловушках, поставленных на картофельной плантации для мониторинга другого карантинного вида – картофельной моли. Причем самцы томатной моли выявлены в 20 из 25 ловушек, в каждой от 13 до 20 экземпляров.
– Визуальные обследования полей в местах массовой поимки самцов томатной моли дали возможность обнаружить плоды томата с характерными признаками повреждений гусеницами вредителя. Энтомологическая экспертиза таких плодов, проведенная в лаборатории Волгоградского филиала Ростовского референтного центра Россельхознадзора, выявила в них гусениц южноамериканской томатной моли, – отмечает Комаров.
Еще один карантин
На основании полученных в результате мониторинга сведений управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в сентябре минувшего года установило карантинную фитосанитарную зону и карантинный фитосанитарный режим по томатной моли в одном из хозяйств Среднеахтубинского района. Так что у производителей томатов в Волгоградской области появилась еще одна серьезная проблема в защите урожая. Ведь новый карантинный вредитель способен при большой своей численности нанести серьезный ущерб овощеводству. Примеры есть. В Таджикистане потери урожая от этого вида в некоторые годы достигали 30 и даже 40 процентов. Ростовская область тоже успела пострадать: недоборы томатов приблизились к 30 процентам, и что еще больнее – качество снизилось на 70 процентов. Есть данные, предупреждает Евгений Комаров, что ущерб урожаю томатов может доходить до 80–100 процентов.
Гусеницы вредителя развиваются как в листьях и стеблях, так и на плодах пасленовых культур. И хотя основным кормовым растением для этого насекомого является томат, отмечено питание его гусениц на перце, картофеле, баклажанах, табаке, разных видах дикорастущих пасленовых. Во Франции заметили питание гусениц томатной моли на фасоли.
Еще печальнее, что в условиях Нижнего Поволжья биология и фенология южноамериканской томатной моли практически не изучены. Известно, что этот поливольтинный вид способен давать до десяти и больше поколений в год.
Установка феромонных ловушек
– Вероятно, у нас в регионе вредитель может развиваться в трех-пяти поколениях в зависимости от погодных условий как зимнего, так и весенне-летнего сезонов, а в условиях закрытого грунта при наличии кормовых растений – круглогодично, – предупреждает Евгений Владимирович. – Минируя листья и выгрызая ходы в молодых побегах и стеблях томата, гусеницы способны существенно уменьшать фотосинтетически активную поверхность растений. А это ведет к замедлению их роста и потерям урожая. Внедряясь в плоды, гусеницы существенно снижают их товарные качества.
Паразиты не спасут
Ситуация значительно осложняется тем, что вредитель очень быстро вырабатывает резистентность к пестицидам. Значит, придется постоянно их менять и увеличивать дозировки. Ученые отмечают, что устойчивость томатной моли к инсектицидам на основе индоксакарба за последние годы увеличилась в 27,5 раза. К препаратам, действующим на синтез хитина – более чем в 200 раз!
За рубежом массово испытывают и применяют биологические методы борьбы с южноамериканской томатной молью. Эффективными энтомофагами яиц и личинок вредителя называют хищных клопов Nabis pseudoferus, Nesidiocoris tenuis и Macrolophus pygmaeus, а также разные виды паразитических перепончатокрылых из рода Trichogramma. Вот только методы эти показывают эффективность лишь в закрытом грунте. В открытом грунте у нас в стране рекомендованы против томатной моли препараты на основе имидаклоприда, дельтаметрина, циперметрина, малатиона.
Нашествие нового для Волгоградской области карантинного вредителя – южноамериканской томатной моли, резкое увеличение ее численности и распространения в 2020 году уже создали серьезную угрозу для выращивания продукции на территории региона. Биологические особенности вида в условиях Нижнего Поволжья еще слабо изучены, а нехватка эффективных и научно обоснованных мер защиты томатов от опаснейшего вредителя требует особо пристального внимания специалистов по защите растений и энтомологов.
Владимир ЧЕРНИКОВ,
наш спецкор
по Волгоградской области