Банановый кризис себя исчерпал

Банановый кризис себя исчерпал

В начале 2024 года все международные паблики сообщили о том, что в Эквадоре, крупном поставщике бананов, креветок и цветов по всему миру, разразилась уличная война с наркокартелями. Импортеры замерли в ожидании дефицита. В начале февраля Россельхознадзор ограничил поставку бананов в Россию с пяти предприятий Эквадора. Но уже по другой причине: в бананах была обнаружена многоядная муха-горбатка, опасный карантинный объект для России и стран ЕАЭС. Ведомство попросило поставщиков проверить эквадорских экспортеров.

Свято место пусто не бывает

Сегодня продукцию в Эквадоре активно покупают несколько стран. США — нефть и цветы, Китай — креветки, Япония — нефть, какао-бобы и замороженные овощи, Евросоюз — бананы, рыбные консервы и цветы, Россия — бананы и ананасы. Бананов в России едят даже больше, чем яблок, — порядка 9,8 кг в год на душу населения.

Режим внутреннего вооруженного конфликта, объявленный президентом Эквадора Даниэлем Нобоа, практически сразу же оказал свое влияние на торговлю: поставки из Эквадора во многие страны заметно упали. Россия же продолжала торговать в прежних объемах, пока на ряде предприятий страны-поставщика не обнаружилась муха-горбатка. Кстати, не впервые: подобная ситуация уже происходила в 2019 году, когда Россия завозила из Эквадора до 96 % бананов от всего объема импорта этого фрукта. Многоядная муха-горбатка не только уничтожает запасы, но и является переносчиком холеры. В начале февраля Россия заявила о возможности кратного ограничения импорта бананов из Эквадора, что впоследствии и было сделано до устранения причин запрета.

Накануне событий в январе 2024 года Россельхознадзор объявил о том, что свои бананы в Россию начала поставлять Индия. Вторая партия прибыла уже в феврале, импортеры взяли курс на наращивание объемов поставок. К слову сказать, бананы в России настолько популярны, что около года назад государство задумывалось о том, чтобы признать их социально значимым товаром, таким же, как мясо или яйца.

В ходе встречи с индийской стороной, которая состоялась 2 февраля, обсуждались поставки в Россию не только бананов, но и манго, ананасов, папайи и гуавы. К производителям было только одно требование: наличие фитосанитарного сертификата об отсутствии карантинных организмов в товарах в соответствии с законодательством ЕАЭС. Заинтересованность индийской стороны положила начало более активному сотрудничеству. Согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, на сегодняшний день Индия является самым крупным производителем бананов в мире — 33 млн тонн. Китай производит 12 млн тонн, Индонезия — 8,7 млн тонн в год.

Дефицит как стимул

По уже сложившейся традиции любая угроза дефицита поднимает во всеоружии отечественных производителей, готовых дать самый решительный отпор любым проблемам. Так случилось и на этот раз. Ученые-агрономы озадачились тем, как можно выращивать бананы в России в промышленных масштабах. Сразу же заговорили о строительстве теплиц в центральной части страны и на Урале, а специалисты из Краснодарского края предложили заменить бананы очень похожими плодами — азиминой. Свою готовность выращивать бананы для российского потребителя высказали и башкирские аграрии. Заведующая уфимским лимонарием Фарида Садыкова уверила коллег, что местные лесоводы вполне справятся с этой задачей, ведь в теплицах лимонария уже выращивают один сорт плодов, ничем не уступающий по качеству импортным бананам. Но теплицы небольшие, и пока это только эксперимент. Для промышленного выращивания нужно построить блочные теплицы, провести отопление, вложить немалые средства. «Все затраты быстро окупятся, — уверяет Садыкова. — Бананы начинают плодоносить на второй год. И опыт у нас есть: мы закладывали банановые плантации в Туркменистане, нас даже в Уганду приглашали».

Растут бананы и в ботаническом саду Тверского госуниверситета — сорт Кавендиш. Это те самые маленькие тропические ароматные бананы, которые в магазинах стоят кратно больше обыкновенных. Как утверждает директор сада Юрий Наумцев, выращивают их здесь уже семь лет, средний вес одной кисти достигает 25–30 кг. «Банан очень непривередливый, — говорит Юрий Наумов, — потому он гораздо дешевле многих экзотических фруктов, даже несмотря на то, что едет к нам издалека».

По поводу того, можно ли считать потенциальным производителем отечественных бананов юг страны, мнения экспертов разделились. Одни говорят о том, что если будет найдена нужная агротехника, то выращивать их можно и в открытом грунте, в отличие от других регионов. Другие утверждают, что и на юге придется строить теплицы. «Бананы, которые растут на территории Сочи, несъедобные, — утверждает ведущий научный сотрудник Сочинского национального парка Галина Солтани. — Наши бананы — декоративные. Плодовым комфортно в тропиках и южных субтропиках. В Сочи даже наши холодостойкие сорта теряют надземную часть при понижении температуры. Банан — это огромная трава, его листья замерзают зимой и их удаляют».

Что же касается азимины, выращивать которую не первый год пытаются на Кубани, то здесь есть ряд сложностей. Вкус плодов этого дерева напоминает вкус банана с земляникой, но, к сожалению, плоды совсем не транспортабельны. Потому плоды азимины можно перерабатывать на джемы, например. «На Кубани азимину выращивают многие дачники, — говорит старший преподаватель кафедры плодоводства Кубанского аграрного госуниверситета Руслан Хупов. — Плантаций у нас нет. А вот бананы на территории южных регионов России будут расти только в теплицах, им здесь холодно. Для Кубани вполне приемлем опыт Турции, где бананы выращивают на открытых плантациях, но в случае наступления холодов их быстро накрывают. Выращивать бананы на нашем юге в промышленных масштабах вполне реально, все дело в себестоимости».

Решение принято, контроль усилен

В то время, когда российские ученые и агрономы выясняли, где и как можно выращивать экзотические фрукты, Эквадор пытался компенсировать выпадающий импорт бананов. Главное решение, которое было принято, — увеличить экспорт в Китай до 33 тыс. тонн ежемесячно (совокупный объем за год — 400 тыс. тонн). Однако прирост поставок в 50 % оказался втрое меньше потерь из-за российских ограничений. Об этом сообщали статистические службы обоих государств. Если до инцидента Россия получала порядка 120 тыс. тонн бананов в месяц, то после — около 83 тыс. тонн.

В середине февраля решением Россельхознадзора поставки бананов с пяти предприятий Эквадора, на которых были зафиксированы нарушения, должны были возобновиться. Под гарантии госслужб Эквадора в Россию, после того как будет проведена лабораторная экспертиза, могут вернуться прежние 30 % от всего объема бананового импорта.

Технические консультации между ведомствами двух стран, на которых обсуждались принимаемые фитосанитарные меры в отношении эквадорских бананов, поставляемых в Россию, состоялись 19 февраля. По их итогам было сообщено, что в целях обеспечения безопасности число фитосанитарных проверок увеличено. Кроме этого, в зоне погрузки бананов с плантаций построена специальная карантинная зона. Власти Эквадора обязали руководителей предприятий вести постоянную борьбу с вредителями, чаще чистить контейнеры и обучать персонал. Также поставщики обязаны делать маркировку с тем, чтобы каждый этап прохождения контроля можно было отследить. Эквадорские власти пригласили представителей Россельхознадзора лично убедиться в том, что все предъявляемые к экспортерам требования соблюдаются неукоснительно. В ближайшее время профильные ведомства двух стран согласуют и Меморандум о взаимопонимании в вопросе карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска.

Экзотический или политический?

Впервые в Россию саженец банана привезли в 1754 году для оранжереи графа Шувалова. Затем бананы были высажены в царских садах. Первый урожай отправили к столу императрицы Елизаветы Петровны. Во второй половине XIX века о бананах рассказывали те, кто побывал в Париже после колонизации Алжира. В 1880 году перед Пасхой в «Петербургском листке» впервые появилось объявление о том, что магазин сыновей А. Чеснокова только что получил спелые бананы из Африки. Газетная реклама свидетельствует, что продавались они по 20–25 коп. за штуку. Через 10 лет цена упала до 15–20 коп. К началу нового века бананы в северной столице продавались повсеместно, а цена на них была очень низкой.

Во время Первой мировой вой­ны бананы в магазинах исчезли и появились только к декабрю 1938 года благодаря Сталину. Появление бананов в Москве многие напрямую связывали с известным изречением отца народов «Жить стало лучше, жить стало веселее». Факт появления бананов на прилавках свидетельствовал о том, что страна-поставщик, например Китай или Вьетнам, выбрала антикапиталистический путь развития. В 1960 году в СССР поставлялось 13 тыс. тонн бананов. С началом Вьетнамской войны и прекращением отношений с Китаем бананы к концу десятилетия опять исчезли. Зато появились гвинейские: страна объявила о просоветском пути развития. Но главным поставщиком стал Эквадор, где лишили власти военную хунту. Американцы наказали ослушников и резко сократили закупку бананов. Эквадор экспортировал их в соцстраны, в том числе и в СССР, в обмен на промышленные товары и сельхозмашины. Больше всего бананов до распада Союза съели в 1985 году — порядка 80 тыс. тонн.

Татьяна Симагина

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности