25 сентября 2023

Без «черного неба»

Без «черного неба»

Власти планируют ввести запрет на сжигание рисовой соломы. Этого решения уже давно добивались общественники и экологи, особенно на территории Краснодарского края. По данным экологических организаций, каждую осень в южном регионе сжигается около 1 млн тонн рисовой соломы.

Между двух огней

Ежегодно осенью чаты и соцсети Краснодарского края пестрят сообщениями о смоге, закрывающем небо. В это время в регионе начинают массово сжигать рисовую солому, оставшуюся после уборки урожая. Из-за высокой концентрации продуктов горения в воздухе на Кубани даже несколько раз объявляли режим «черного неба». Проблема актуальна для всех рисосеющих регионов России, но Краснодарский край выращивает основную часть «белого золота». Соответственно, и ситуация здесь намного серьезнее.

Сколько помнят общественники, да и сами рисоводы, рисовую солому сжигали на Кубани всегда, с появления первых рисовых чеков. Но долгое время это делали неофициально, на свой страх и риск, получая периодически штрафы за это дело. Но другого варианта утилизации рисовой соломы на широком уровне тогда не предлагалось, хотя определенные наработки у ученых были. В итоге рисоводы оказались между двух огней. Либо штраф, либо завалы рисовой соломы. Закапывание в землю этих отходов было опасным для будущих урожаев, так как грозило развитием серьезного заболевания — пирикуляриоза.

Несколько лет назад на встречу с президентом России Владимиром Путиным попал глава крупного кубанского хозяйства Роман Ковалев, где и задал главе государства волнующий всех рисоводов вопрос про утилизацию соломы.

«Президент сказал написать официальное письмо губернатору Краснодарского края по данному вопросу и дал поручение заняться этим вопросом ученым. Правда, тогда же он вспомнил про пожары в Сибири, на Урале. Говорит: «Еще не хватало нам Кубань тушить», — вспоминает глава хозяйства.

В итоге рисовую солому разрешили сжигать официально, но с учетом многочисленных замечаний от противопожарной службы, МЧС, Роспотребнадзора. И тем не менее люди сразу ощутили дымные веяния в некогда прозрачном осеннем воздухе.

«В 2016 году в правила противопожарного режима было внесено исключение по утилизации отходов для рисовой соломы. Ее разрешили жечь, при том что солому от других культур по-прежнему нельзя было утилизировать подобным способом. Уже шесть лет это продолжается легально. Стали задымляться населенные пунк­ты вокруг Краснодара, где проходили границы рисовых чеков, люди начали жаловаться. С тех пор каждую осень разражаются скандалы вокруг сжигания соломы. Проблема в том, что солому жгли бессистемно, чуть ли не во всех районах одномоментно. Как только погодное окно случается, везде все гореть начинает, хотя так быть не должно, даже по тем же правилам, которые есть сейчас. Ее нельзя жечь при определенной силе и направлении ветра, возле леса, вблизи домов, ночью. Должен соблюдаться график и прочее. Но даже эти требования, по нашим наблюдениям, не соблюдались», — говорит эколог Дмитрий Шевченко.
Общественников поддержали и ученые. Многие заявили о вреде выбросов от сжигания рисовой соломы для здоровья жителей.

«Сжигание рисовой соломы негативно влияет на здоровье людей, особенно проживающих в непосредственной близости от рисовых полей. Образующийся при таком способе ее утилизации дым, например, способствует развитию бронхиальной астмы. В процессе горения растительных остатков в атмосферный воздух выделяются как крупнотоннажные загрязняющие вещества (оксиды азота, углерода, серы, углеводороды, сажа), так и примеси (фенол, формальдегид, тяжелые металлы — медь, цинк, железо, никель, марганец, свинец, кадмий). Из образующихся пироароматических углеводородов наибольшей канцерогенной активностью обладает бензапирен», — прокомментировал руководитель технологического центра ФГБНУ «ФНЦ риса», к.с.-х.н. Валерий Ладатко.

КСТАТИ
Что делают из рисовой соломы в других странах мира?

  • В Японии из рисовой соломы делают различные арт-объекты, которые с успехом демонстрируют всем желающим на различных площадках.
  • В Индии создают экологическую упаковку. Сухую стерню смешивают с мицелием (корнем гриба), который помогает соломе разлагаться в почве. На выходе получается абсолютно безопасный биоразлагаемый материал, он не впитывает влагу и является термо- и огнестойким, а также обладает антистатическими свойствами.
  • В Китае из соломы плетут специальные жгуты.
  • В США ее предложили использовать для получения новых строительных блоков, изготовленных из прессованной рисовой соломы и клея. Эти блоки, получившие название Stack Block и внешне похожие на негабаритные блоки ЛЕГО, отличаются в три раза лучшими изолирующими свойствами, чем обычные сэндвич-панели, но при этом они проще в обращении, чем тюки с соломой, которые стали популярными в строительстве «зеленых» зданий.
  • Также из нее делают гранулы для отопления, тарелки — альтернативу пластику. А в регионах и странах с развитым животноводством рисовая солома идет на корм и подстилки для скота.

Премьерный заход

Общественники уверены, что само исключение для рисовой соломы изначально было дано незаконно. Экологи ссылаются на закон об охране атмосферного воздуха, по которому утилизация любых отходов может производиться только на стационарных установках. А любая солома — это отход.

«Значит, сжигать солому под открытым небом и говорить, что это нормально, все равно что сжигать бытовой мусор. Мы давно про это говорили, судились. Но проблема никуда не исчезла. С 2020 года вернули на Кубань сеть датчиков мониторинга чистоты воздуха, чтобы аргументировать свои выводы реальными цифрами о загрязнении. В отдельные дни цифры достигали экстремальных значений и были сопоставимы с загрязнением воздуха в мегаполисах типа Шанхая и Дели», — рассказывает Шевченко.

В прошлом году общественники открыли целую кампанию по массовой отправке обращений премьер-министру России Михаилу Мишустину с требованием вернуть запрет на сжигание рисовой соломы. И это сработало, хотя Минсельхоз РФ сразу заявил о возможных негативных последствиях этого запрета. В частности, по мнению чиновников, может резко вырасти себестоимость продукции, что скажется на увеличении конечной цены. А болезни, вызываемые рисовой соломой, находящейся в почве, приведут к снижению урожайности.

Тем не менее в конце июля вице-премьер РФ Виктория Абрамченко провела совещание с профильными ведомствами и организациями по этому вопросу. Итогом стал готовящийся запрет на сжигание рисовой соломы. Правда, пока что определенных сроков по внедрению запрета не называется.

«Вместе с запретом нужно предложить и альтернативные технологии утилизации этих отходов, а также меры поддержки аграриев для закупки специального оборудования. С ведомствами обсуждали различные варианты. Поручила Минобрнауки совместно с Минсельхозом России и Федеральным научным центром риса завершить разработку и апробацию альтернативных технологий утилизации без сжигания. Минсельхозу совместно с Минпромторгом представить в правительство предложения по мерам поддержки аграриев, занимающихся выращиванием риса, на приобретение техники для механического измельчения и заделки в почву рисовой соломы. Также рисовая солома по итогам обсуждения должна быть включена в программу по применению вторичных ресурсов и вторичного сырья из отходов сельского хозяйства до 2030 года», — отметила Виктория Абрамченко в своем телеграм-канале.

В Федеральном научном центре риса полностью согласны с принятым решением. Кроме проблем со здоровьем людей немалый вред от сжигания рисовой соломы наносится и почве. По словам ученых, при таком способе утилизации почва лишается большого количества органического вещества. «Солома зерновых культур является доступным активным энергетическим материалом для образования гумуса почвы, а, следовательно, источником элементов питания в почве. Одна тонна соломы злаковых культур приравнивается к 3,5 тоннам подстилочного навоза, то есть сжигая 6–7 т/га соломы (именно такое количество ее остается на полях при достигнутых урожаях) мы, по сути, лишаем почву 20–24 тонн навоза. И это при том, что в рисовых почвах уже в течение многих лет активно развиваются такие деградационные процессы, как дегумификация и агроистощение. В среднем при выращивании риса снижение содержания гумуса в пахотном горизонте почвы составляет 0,9 т/га в год», — говорят ученые.

Очередь за ноу-хау

Рисоводы вроде бы и не против свернуть с накатанных рельсов, только пока не знают, куда.

«Сейчас одна надежда — на наших ученых, на новые технологии. При этом главное, чтобы мы ими смогли воспользоваться. Поэтому считаю, что сначала пусть нам дадут приемлемые способы утилизации, а уже потом вводят полный запрет на сжигание рисовой соломы», — считает Роман Ковалев.

Как нам прокомментировали в АО «Агрокомплекс» им. Н. И. Тка­­чева, там также утилизируют рисовую солому методом сжигания. Но в случае принятия запрета готовы рассматривать предложенные ведомствами альтернативные технологии ее утилизации.

Ученые, в свою очередь, также занимаются этим вопросом не первый год. Как прокомментировали в Федеральном научном центре риса, большая часть технологий была создана еще во времена СССР. Например, технология использования рисовой соломы в качестве органического удобрения. Правда, масштабное внедрение этого способа утилизации сдерживается отсутствием отечественной техники для измельчения и последующей заделки соломы. Существуют также технологии переработки рисовой соломы на корм. В 1991–1993 годах в Крымском районе Краснодарского края с участием специалистов НПО «Краснодаррис» предпринимались попытки изготовления страломитовых плит (строительный теплоизоляционный материал), даже было налажено опытное их производство, но дальше экспериментов дело не пошло. Разработаны и запатентованы технологии по производству металлического кремния RHЗ-RH1 на основе пиролизно-плазменной газификации, целлюлозы, биотоплива и многого другого.

«В августе в администрации Краснодарского края одобрили инвестпроект по переработке отходов рисового производства. Стоимость проекта — 150 млн руб. Из этих продуктов на заводе будет производиться активированный уголь для медицины и диоксид кремния — это широко применяемое вещество в качестве наполнителя. Он используется во многих отраслях, даже стекло из него делают. Это ноу-­хау мирового масштаба, нигде такого производства нет. Сейчас будем ставить первую линию, которая способна переработать несколько десятков тысяч тонн соломы. Но мощности будут расти», — рассказал уполномоченный по правам фермеров Краснодарского края Вячеслав Легкодух.

Также он отметил, что не стоит так уж бояться заделки рисовой соломы в почву. Чтобы избежать возникновения опасной болезни, нужно будет просто скорректировать применение средств химизации, удобрений.

«Мы и раньше боролись с этими заболеваниями. Сейчас появляются новые, более эффективные СЗР, развиваются технологии защиты. Так что переживать из-за этих заболеваний не стоит. Есть проблема, что неперегнившая рисовая солома может мешать потом в технологических процессах, но сегодняшняя уборочная техника позволяет измельчать ее до нужного размера. Когда был запрет на сжигание рисовой соломы, многие аграрии использовали этот метод, и весьма успешно», — отметил Вячеслав Легкодух.

Срок исполнения большинства поручений Абрамченко, согласно протоколу, — ноябрь этого года. Так что ждать остается недолго. А пока общественники намерены контролировать, как будет проходить сжигание соломы в этом году.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности