01 марта 2023

Библейская трагедия. Продолжение

Библейская трагедия. Продолжение

По вопросу о массовом падеже птиц и животных, прокатившемся по югу России, возбудили уголовные дела. Идут разбирательства. Сейчас контролирующие органы выясняют, как запрещенный препарат мог оказаться на российских полях, а жители опасаются еще более серьезных последствий экологической катастрофы. Ведь проблемы продолжаются…

Кто виноват

Напомним, в конце осени – начале зимы прошлого года по соцсетям разошлись шокирующие фото и видео, снятые охотниками и зоозащитниками. Груды мертвых птиц, зайцев, лис, шакалов находили на территории Краснодарского и Ставропольского края, в Ростовской области. Больше всего случаев массового падежа птиц и животных отмечено было в Ставропольском крае. Кроме обычных зверей и птиц в короткое время также погибло почти 2 тыс. краснокнижных журавлей. Пострадали не только дикие, но и домашние животные — в Петровском районе практически не осталось кошек.

Контролирующие органы повсеместно начали проводить проверки. Результаты практически везде как под копирку.

«Территориальными управлениями Россельхознадзора проведены проверки обращений и материалов по фактам гибели объектов животного мира в нескольких регионах страны. В результате проведенных контрольных (надзорных) мероприятий выявлены множественные факты нарушений регламентов применения пестицидов для борьбы с мышевидными грызунами (бромадиолон, куматетралил, хлорофацинон, бродифакум, фосфид цинка и др.): внесение вразброс по полю либо по снегу вместо закладки приманок в норы грызунов, применение препаратов, не разрешенных для использования в сельском хозяйстве», — прокомментировали в Россельхознадзоре.

Один из самых опасных препаратов, оказавшийся в списке, — фосфид цинка, который запретили использовать в России несколько лет назад. Тому было немало причин.


Председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов

«Фосфид цинка — токсичное химическое соединение, которым в сельском хозяйстве раньше травили грызунов. Вещество ядовито как для животных, так и для человека. Смерть от него мучительна, поражается нервная система и дикие животные гибнут в страданиях, без какой-либо возможности им помочь. Есть и трагические случаи гибели людей от химических родентицидов. Например, в 2019 году в Симферополе на первом этаже дома обработали склад средством от грызунов, в результате чего в тот же день от острого отравления погибли дети, которые живут этажом выше», — рассказал председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов.

Но так получилось, что опаснейший запрещенный препарат снова оказался на полях и стал причиной массовой гибели животных и птиц. Возмущенные случившимся общественники и экоактивисты потребовали разбирательств и привлечения виновных к ответственности. И дело вроде бы пошло. Россельхознадзор в отношении лиц, допустивших нарушения, составил четыре протокола об административном правонарушении, объявил 19 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Материалы контрольных (надзорных) мероприятий были направлены в органы прокуратуры и правоохранительные органы.

«Территориальными управлениями Россельхознадзора организовано взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, проводится информирование хозяйствующих субъектов и населения о безопасных способах применения родентицидов. Вместе с тем Россельхознадзор обращает внимание на мировую тенденцию по снижению пестицидной нагрузки и предлагает сельхозтоваропроизводителям для борьбы с мышевидными грызунами использовать менее опасные для окружающей среды, но не менее эффективные микробиологические препараты», — сообщили в ведомстве.

КСТАТИ
Признаки отравления фосфидом цинка:
— раздражение верхних дыхательных путей,
— кашель,
— осиплость голоса,
— общая слабость,
— озноб,
— шум в ушах,
— ощущение тяжести в голове,
— боли в затылке,
— жажда.
При тяжелом отравлении появляются судороги, чувство страха, возможен обморок. От высокой концентрации яда смерть может наступить молниеносно.

В свою очередь, Петровский и Александровский межрайонные следственные отделы СУ СК РФ по Ставропольскому краю возбудили уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 2, ст. 249 УК РФ — нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. В феврале уголовное дело возбудили и в Апанасенковском районе. Там, на Дундинском водохранилище, спасатели собрали 3 тыс. трупов птиц. Причина гибели все та же — в большинстве случаев птицы пострадали от яда, содержащего фосфорорганические соединения. В отношении кого возбудили эти уголовные дела в интересах следствия пока не разглашается. Главное, чтобы не получилось как в 2018 году — тогда на Ставрополье, на территории памятника природы «Соленое озеро», обнаружили более 200 погибших серых журавлей, возбудили уголовное дело. Но виновных так и не нашли.

«По этому делу я тоже обращался в прокуратуру, и вот что мне ответили: «По факту гибели в 2018 году 237 особей серого журавля на территории памятника природы «Соленое озеро» Александровским межрайонным следственным отделом СУ СК РФ по Ставропольскому краю 28.01.2018 года в отношении неустановленного лица возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 249 УК РФ — нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. В ходе расследования проведено химико-токсикологическое исследование патологического материала погибших объектов животного мира, которым установлено наличие химических веществ, приведших к смерти. Расследование уголовного дела приостановлено 28.07.2018 года в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого», — рассказал зоозащитник, экоактивист Андрей Фокин.

То есть трагедия происходит не в первый раз. За тот случай так никто и не понес наказания. Чем закончатся разбирательства по последним историям, покажет время.

Запрещено, но если очень хочется…

Сейчас неравнодушных жителей очень волнует вопрос, как запрещенный препарат мог оказаться на российских полях. Понятно, что собственники сельхозучастков сознательно нарушили закон. Необходимо выяснить, откуда они взяли этот пестицид и как пресечь такие моменты в будущем.

«Возможны два варианта. Во-первых, его могли завезти, минуя государственный контроль на границе. В период пандемии Россельхознадзор создал 11 пунктов пропуска, включающих железнодорожное, автомобильное и авиасообщение. Пункты были оборудованы соответствующими лабораториями, где проверялась абсолютно вся продукция, ввозимая в страну. Но в рамках последнего нормативного документа границы открыли. Теперь любой препарат можно завезти как угодно и куда угодно. Он проследует до складов временного хранения. Его могут перепродать как контрафакт, разбросать на полях, как в случае с массовым падежом животных и птиц. Второй вариант — возможно, у кого-то из сельхозтоваропроизводителей остались запасы со старых времен, и они решили их использовать, тем самым нарушив действующее законодательство. Сегодня ни один официальный препарат средств защиты растений на территории РФ в своем составе фосфида цинка не имеет, поэтому нужно определить, кому эти поля принадлежат, где обнаружили останки погибших животных, содержащие фосфид цинка, кто поля обрабатывал. Но это уже задача правоохранительных органов», — комментирует заместитель исполнительного директора Российского Союза производителей химических средств защиты растений Виктор Григорьев.

По словам эксперта, случившаяся ситуация — повод снова поднять вопрос об открытых границах. Пропускать на границе пестициды необходимо только в некоторых пунктах пропуска, оборудованных всем необходимым для тщательной проверки.

«Ввозимые пестициды имеют 3–4-й класс опасности — при условии, что это проверяется и задекларировано именно то, что везут в бочках. Но без проверок провезти могут все, что угодно, в том числе сильнейшие ядохимикаты. Если такое вещество попадет в любую реку, случится масштабная экологическая катастрофа. На российских предприятиях по производству пестицидов осуществляется строжайший контроль как за производством, так и за продукцией. Прослеживается путь полностью до конечного применения на поле. А вот что может находиться в бочках, везущих иностранную продукцию, в сложившихся условиях никто не может гарантировать», — считает специалист.

Но есть и еще один путь для фосфида цинка. Несмотря на то, что препарат запрещен в использовании как пестицид, предложений о его продаже довольно много.


Заместитель исполнительного директора Российского Союза производителей химических средств защиты растений Виктор Григорьев

«Фосфид цинка применяется для технической дезинфекции помещений, поэтому сейчас его можно свободно купить, достаточно забить в поиске, и вы получите много предложений. Дело в ответственности сельхозпроизводителей. Есть фермеры, которые рассуждают так: «Нам зайчики нужны или страну нужно кормить?», — говорит Сергей Коршунов.

Это же подтверждают и в Россельхознадзоре. «Препараты на основе фосфида цинка разрешены к использованию в целях медицинской, санитарной и бытовой дератизации, предназначены для приготовления отравленных приманок для уничтожения серых и черных крыс, домовых мышей на промышленных объектах, складах непищевого назначения, в незастроенных частях населенных пунктов, а также на открытых участках, примыкающих к строениям населенного пункта. Но для использования в сельском хозяйстве он запрещен в связи с высокой вероятностью гибели нецелевых животных», — снова подчеркнули в ведомстве. Правда, специалисты уточняют, что средства на основе фосфида цинка не допускаются для свободной продажи населению, предназначены только для персонала организаций, имеющих право заниматься дезинфекционной деятельностью. То есть просто так его прибрести у обычного человека через объявление вряд ли получится.

Экологическая катастрофа

Но история на погибших обитателях мира диких животных не закончилась. Кроме запрещенного препарата на землях сельхозназначения и в останках погибших птиц и животных обнаружили возбудителя туляремии. Туляремия (Tularemia, «заячья болезнь») — это острое инфекционное заболевание, вызываемое бактерией Francisella tularensis. При болезни поражается кожа, слизистые оболочки, легкие, кишечник, глаза и лимфатические узлы. Возникает лихорадка и выраженная интоксикация: апатия, ломота в теле и тошнота.

Сейчас на эпизоотичных территориях Ставропольского края среди жителей, а также охотников, побывавших там, регистрируется повышенный уровень заболевания туляремией. По словам специалистов, заболевание передается человеку при снятии шкурки и разделывании тушки зараженного животного. Возможно, кто-то из жителей решил употребить погибших зайцев в пищу, не считаясь с опасностью отравиться или заразиться. Есть и другой вариант: туляремию переносят грызуны, в том числе и мыши. Стоит ли удивляться, что больные начали выявляться, например, в Петровском районе. Там практически не осталось кошек, охотившихся на зараженных грызунов. А мыши в такую погоду всегда стараются с полей перебраться в жилые частные дома, вместе со своими вирусами и инфекциями. Охотиться на них теперь просто некому.

Также после массовой гибели диких животных начали болеть и домашние. Некоторые жители Ставропольского края, где были обнаружены трупы птиц и зверей в большом количестве, жалуются на признаки дизентерии у коров. Говорят, еще было бы понятно, если бы животных переводили на «зеленку» по весне. Но сейчас их кормят только заготовками и кормами, которые никак не могли вызвать подобную реакцию организма. Индоутки, которых не берет практически ни одно заболевание, падают и бьются, как при эпилепсии. Но не погибают, через пару дней встают и ходят, с некоторой потерей координации. Употреблять в пищу мясо птиц, которые страдают неизвестно чем, хозяева теперь опасаются. Некоторые жители, напуганные непонятными и тревожными симптомами у домашней живности, уже отказались от воды из-под крана. Покупают воду в магазинах, пьют стерилизованные соки, компоты. Им уже не привыкать. Ранее в с. Сухая Буйвола Петровского района была зарегистрирована вспышка туляремии. В ноябре прошлого года в селе провели дезинфекцию сетей водоснабжения. Местным жителям на это время запретили пользоваться водопроводной водой для питья и приготовления пищи, подвозили воду в цистернах. И вот, похоже, ситуация повторяется. Хотя симптомы болезни животных на туляремию в этих случаях не похожи.

«На самом деле, это вполне может быть следствием попадания в воду фосфида цинка. Получаемый яд в малой дозе не приводит к смерти, но может вызвать различные неприятные симптомы и заболевания. Что касается конкретно этих районов, они получают воду благодаря системе каптаж. Проще говоря, от озер идут водоотводы. Проходящие по территории леса, полей эти, грубо говоря, канавы часто открыты. И только ближе к поселениям накрываются шифером или еще чем-то. Так вот, незадолго до всех этих событий местные жители почувствовали неприятный запах из одного колодца. Открыли люк, а там масса дохлых мышей. Погибли ли они от фосфида цинка или еще от чего, неизвестно, но факт попадания их в воду, которую используют в дальнейшем для питья, был. Так что, вполне возможно, что болезни начались именно на фоне отравления или загрязнения воды либо трупным ядом, либо еще какими-то вирусами. Но уж больно симптомы похожи. Некоторые жители узнали о том, что фермеры рассыпали отраву на полях, по массовому набегу мышей в дома. Говорят, вели себя грызуны странно. Были нарушения координации движений (как у индоуток), а затем они погибали», — пояснил Андрей Фокин.

Как отметили в Союзе органического земледелия, фосфид цинка относится к группе металлических ядов, с высшим уровнем токсичности. Вещество не разлагается в воде, под действием влаги и света. Оно накапливается в окружающей среде и через продукты, почву, воду и т. п. может попадать в организм человека. Неорганические ядохимикаты в принципе довольно стабильны и поэтому долго сохраняются в окружающей среде. Дождевая вода вымывает их из почвы и переносит в водоемы, они наносят большой вред природе и здоровью людей.

Остается надеяться, что контролирующие органы не оставят и эти случаи болезней домашней живности без внимания. Если в воду для питья действительно снова попали отравляющие вещества, неважно, ядохимикаты или инфекции, необходимо принять срочные меры по очистке, чтобы люди и животные не пострадали еще больше. Пока же жители с мрачными предчувствиями ждут весны и наступления плюсовых температур. Боятся, что эпизоотическая обстановка может стать еще хуже.

Мы будем следить за развитием событий.

В ЭТО ВРЕМЯ
Сейчас у жителей пострадавших районов и регионов возникает еще один вопрос: могут ли обнаруженные химические вещества (в обширном списке специалистов не только фосфид цинка), ставшие причиной массовой гибели животных, накапливаться в растениях и, как следствие, попадать в сельскохозяйственную продукцию. Качеству проверок контролирующих органов доверяют далеко не все. К тому же существуют вполне легальные регламенты остаточного содержания химических веществ в продуктах питания. В рамках этих регламентов все вполне законно, но вот полезно ли?
«Регламенты безопасности химических пестицидов отличаются в разных странах. В России они далеко не самые строгие. При этом государственный контроль за применением химических пестицидов очень ограничен как по количеству проверяемых веществ, так и по количеству лабораторий, которые могут такой контроль осуществлять в разных регионах. Открытых данных об этом вообще нет. Например, в Европе из допущенных к применению 385 химических веществ для защиты растений токсичность выявлена в 340, включая репродуктивную токсичность и разрушающую эндокринную систему организма человека. В органическое производство из них допущено только десять веществ. Значит, остальные несут потенциальный вред человеку или окружающей среде. Вред химических пестицидов для организма человека неоспоримо доказан целым рядом крупных научных исследований. Он включает ухудшение качества спермы мужчин, повышение рисков развития диабета, болезни Паркинсона, онкологических заболеваний, детской лейкемии. Доказано снижение IQ и торможение развития умственных способностей детей. Общее количество баллов IQ, потерянных из-за фосфорорганических соединений в ЕС, оценивается в 13 млн в год, что составляет около 125 млрд евро, т. е. около 1 % валового внутреннего продукта ЕС. В России подобные исследования не проводились», — отмечают в Союзе органического земледелия.
Что касается конкретно фосфида цинка, как отметили в Россельхознадзоре, его токсичность обусловлена образованием фосфина при контакте с водой или влагой воздуха (медленно) или с желудочным соком (гораздо быстрее). Фосфин, выделяемый в воздух, быстро распадается с периодом полураспада 5–28 часов, поэтому не накапливается в растениях и продукции сельского хозяйства.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА
Фото АНДРЕЯ ХАРИНА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности