03 октября 2022

Бизнес меняет лицо

Бизнес меняет лицо

В начале весны некоторые иностранные компании начали не только говорить о приостановке своей деятельности в России, но и сворачивать предприятия и поставки. За последние полгода с территории страны ушло более 50 зарубежных организаций.

Бизнес

Передел на рынке

Список иностранных компаний, попрощавшихся с российским рынком, постоянно пополняется. Сферы деятельности самые разные: от продажи продуктов питания или мебели до упаковки. Некоторые организации совсем свернули производство на территории нашей страны, например, Ikea. Но со временем многие стали передавать свои активы российским представительствам или продавать бизнес нашим предпринимателям. В итоге особого запустения на рынке пока незаметно, хотя некоторые бреши появились.

Одной из первых о своем уходе с российского рынка объявила финская компания Valio. Бизнес она продала производителю колбасных изделий «Велком», он планирует выпускать продукцию под брендом Valio — Viola. Права на бренд в России получены. Впрочем, еще до этого события конкуренты выпускали продукты, оформление которых имеет схожие черты с оформлением товаров уходящего бренда. Например, столичный «Карат» предлагает покупателям творожный сыр Violette, — сообщает «Агротренд».

Прилично перетрясло сферу напитков. Из свежего — в августе ушла компания Laurens Spethmann Holding (Германия). Компания производила чай и сахарозаменители под брендом Milford. Но без чая мы не останемся. Как сообщил РБК, холдинг передал бизнес топ-менеджменту. Владельцем немецкой дочерней компании — ООО «Милфорд» — стал гендиректор компании Илья Блинов. Milford еще в 2014 году перенес производство в Россию в рамках импортозамещения и продолжает поставлять продукцию на российский рынок. По словам экспертов рынка, бренд Milford был популярен в России в начале 2000-х, но сейчас его продажи невелики.

Неприятным событием для чайных гурманов стал уход с российского рынка компании Ekaterra. Продукция компании известна под брендами Lipton и Brooke Bond. Причина — для компании стало невозможно стабильно развивать свой бизнес. Доля этих брендов на российском рынке была не больше 4,5%, — сообщает New Retail.

«Международная чайная компания Ekaterra приняла решение о прекращении своей деятельности на территории Российской Федерации, поскольку текущая ситуация не позволяет ей стабильно развивать свой бизнес. Это означает, что чайные бренды Lipton, Saito и Brooke Bond перестанут производиться на российском рынке к концу 2022 года, и вскоре после этого компания Ekaterra прекратит их продажу и дистрибуцию», — говорится в сообщении компании. Ekaterra подчеркивает, что в соответствии с трудовым законодательством РФ все обязательства перед сотрудниками будут выполнены в полном объеме. Решение о продаже чайного бизнеса Еkaterra было принято CVC Capital Partners Fund VIII и Unilever на глобальном уровне.

Особая история с уходом из России компании Coca-Colа. После того, как в компании сообщили об уходе, российские производители оживились и поставили на прилавки похожий напиток с немного отличающимся названием. Так, например, в Сыктывкаре на заводе «Сыктывкарпиво» начали выпуск «Коми Колы». Бутылка напитка стоит 46 руб. — цена намного меньше той, по которой сейчас распродают остатки оригинального газированного напитка.

И вот не так давно стало известно, что газированный напиток Coca-Colа будет продаваться в России под названием «Добрый Cola». Об этом рассказал основатель сети ресторанов быстрого питания «Теремок» Михаил Гончаров, пишет РБК. По словам Гончарова, производитель примерно полторы недели назад предложил его сети продавать такой напиток, и скоро он появятся в «Теремке». Новое название Coca-Cola в России основано на названии сока «Добрый»: его выпускает завод «Мултон», который с 2005 года принадлежит корпорации Coca-Cola.

Правда, эксперты рынка сомневаются, что вкус «Добрый Cola» будет на 100% идентичен оригинальному бренду. Рецепт используемого концентрата является строго охраняемым коммерческим секретом. Впрочем, потребители могут и не заметить разницы.

Еще один из крупнейших мировых производителей кофе, Tchibo, заключил сделку о продаже бизнеса в РФ. Компания «Чибо СНГ» перешла под руководство ООО «МВК» Михаила Ковалевского, гендиректора «Чибо СНГ». Доля предпринимателя в «МВК» находится в залоге у Tchibo, передает «Коммерсантъ». Компания Tchibo приостановила производство в России в марте, анонсировала уход с местного рынка. После продажи бизнеса Tchibo в стране новому владельцу для продолжения работы нужно будет сменить торговую марку. До конца года «Чибо СНГ» сможет использовать название брендов Tchibo. Так что компания ушла, но продукция останется и отечественный потребитель не пострадает.

Кроме Tchibo в 2022 году из РФ ушли производители кофе Paulig и Lavazza, а также компания Nestle, выпускавшая широкий спектр продуктов и товаров. Компания Danone тоже объявила о прекращении ввоза в Россию минеральной воды Evian и растительного молока Alpro.

Еще более эпичным, чем уход-переход Coca-Cola, стала реинкарнация McDonald’s. Новым владельцем российского бизнеса американской корпорации McDonald’s неожиданно стал предприниматель из Новокузнецка Александр Говор. Ему уже принадлежат 25 заведений этой сети, открытых по франчайзингу в Сибири, пишет НГС.

О своем уходе американская компания сообщила еще в мае. Практически сразу стало известно, что заведения сети закроются только на время. Их должны продать новому владельцу, который не сможет использовать бренд и рецептуры американской корпорации. Американцы также пообещали, что рабочие места должны сохраняться за персоналом действующих ресторанов минимум два года.
В качестве потенциальных покупателей российского бизнеса McDonald’s назывались разные претенденты, наиболее вероятным из которых выглядел казахский миллиардер Кайрат Боранбаев — самый крупный франчайзи сети в России. Но покупателем стала сибирская компания ООО «ГиД». Кстати, для «ГиДа» это не первая сделка с McDonald’s. В 2015 году компания уже вместе с франшизой приобрела все открытые на тот момент точки американской сети в Сибири и стала единственным представителем этого бренда в регионе. За эти годы «ГиД» сумел открыть 25 заведений в Новосибирске, Новокузнецке, Красноярске и Барнауле.

В настоящее время бывшие заведения сети McDonald’s работают под брендом «Вкусно — и точка». По словам посетителей, изменился антураж кафе. А вот позиции меню, на первый взгляд, остались теми же. Собственно, как и привычные вкусы.

Чем заменим?

Помимо продуктового ретейла изменения переживает и рынок упаковки. В числе первых из России ушел норвежский производитель упаковки Elopak. Организация продала имевшийся завод в Петербурге российскому менеджменту.

«После решения Elopak приостановить деятельность в России в марте 2022 года компания провела тщательный анализ всех возможных вариантов. На этом основании сегодня было достигнуто соглашение о передаче своего российского бизнеса (ОАО «Элопак») местному менеджменту и проданы 100% своих акций», — сообщает пресс-служба компании.

Вторым ударом стал уход шведской компании Tetra Pak — крупнейшего производителя упаковочного материала. Надо отметить, что компания держалась очень долго. Но из-за логистических трудностей и ограничений на ввоз в Россию импортного сырья АО «Тетра Пак» (местное подразделение) передали владельцам российской компании «Итон Инвестментс». Как сообщает «Интерфакс», речь идет об Игоре Акимове и Александре Криволапове — бывшем и нынешнем топ-менеджерах АО «Тетра Пак». Сумма сделки составляет один евро. Новому владельцу предстоит сменить бренд компании.

Напомним, российское производство Tetra Pak было сосредоточено на крупном заводе в Подмосковье. Завод поставлял упаковку производителям продукции под брендами «Любимый», «Простоквашино», «Домик в деревне» и многими другими.

«Беспрецедентное и бездумное санкционное давление, с которым столкнулась наша страна, оказывается и на зарубежные компании. Поверьте, они не хотят уходить с российского рынка. Но ввиду незаконной ограничительной политики западных стран, некоторым компаниям приходится уходить или передавать бизнес российскому менеджменту. Так и случилось с производителем упаковки. Но обращаю внимание: завод компании в Московской области не останавливал свою работу и продолжит обеспечивать своих заказчиков упаковкой. Также в России есть технологии, сырье и ресурсы, которые позволяют оперативно заместить необходимые упаковочные решения и материалы. Наши сельхозпроизводители и переработчики будут обеспечены упаковкой в полном объеме. Я уже рассказывала о запуске эксперимента по производству экологичной упаковки для продуктов питания, и он завершен успешно. Мы готовы обеспечить рынок своей пищевой упаковкой. Например, на заводе «Монди» в Сыктывкаре уже запущено производство пищевого картона, из которого создается аналогичная тетрапаку упаковка. Еще один пример — в мае НПАО «Сильвамо Корпорейшн Рус» начало изучение технической возможности выпуска картона-основы для порционной упаковки, которая использовалась в том числе для детского питания под маркой «Агуша» объемом 200 мл. Предварительные итоги тестирования уже дали положительный результат, и в ближайшее время мы также ожидаем нового серийного производства. Если подвести итоги — у нас есть упаковка, производители работают. И, самое главное, — аналоги никак не отразятся на качестве непосредственно продуктов», — прокомментировала события в своем телеграм-канале вице-премьер Виктория Абрамченко.

Продаем «за недорого»

Перемены произошли и на рынке производителей кормовых добавок. Избавиться до конца 2022 года от своих российских и белорусских активов намерена литовская агропромышленная компания Linas Agro Group. Организация планирует продать предприятия компании «ВитОМЭК» в Москве и Тверской области. Сумма сделки составит 7,5 млн евро, передает «Интерфакс». Известно, что будущие владельцы предприятий зарегистрированы в России, а договоры о продаже подписали 25 июля текущего года.

Производитель кормовых добавок ООО «ВитОМЭК» ранее принадлежал KG Group, активы которой Linas Agro купила в 2021 году. «ВитОМЭК» выпускает в год порядка 48 тыс. тонн кормовой продукции для сельхозживотных. Основные производственные мощности компании сосредоточены в Лихославле (Тверская область). Второй выставленный на продажу актив Linas Agro — производство компании «Белфидагро» в Беларуси. Производитель премиксов зарегистрирован в Могилевской области. «Белфидагро» реализует продукцию в оптовых продажах, занимается реализацией кормов и сырья для них.

Также с российского рынка ушел крупнейший мировой контейнерный оператор Maersk. Компания продала 30,75% в Global Ports группе «Дело». «Примерно из 20 основных международных (контейнерных) линий, которые присутствовали в России, ушло 14. И эти 14 ушедших линий контролировали около 70–80% грузооборота», — цитирует гендиректора группы «Дело» Дмитрия Панькова «Коммерсантъ».

Подготовила ОЛЬГА РОМАНОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности