Борьба за небо

Борьба за небо

Этой весной битва за будущий урожай разгорелась еще до посевных работ. Сначала представителям сельхозавиации вовсе запретили летать практически на всем юге России, затем потребовали оборудовать борты специальными трекерами, подключенными к системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Из-за дефицита и дороговизны этих маяков летчики воспользовались проверенными отечественными автомобильными трекерами, но разрешение на полеты получили только до 1 июня.

Борьба

Авиация или наземная техника

После начала спецоперации на Украине небо оказалось закрытым для полетов любых аппаратов малой и сверхлегкой авиации (сельхозавиации) по оси от Краснодарского края до Белгородчины, Курской области. Сюда попало и 50% посевных и наиболее продуктивных площадей Волгоградской области, весь запад региона, — пишет «АиФ – Нижнее Поволжье». Это были требования необходимой безопасности. Механизм получения разрешения на единичные полеты любых гражданских судов в закрытой зоне отсутствовал. Ситуация серьезно взволновала сообщество представителей сельхозавиации, были проведены совещания, где авиаторы боролись за право выйти в небо. Летчиков поддержали и фермеры, обеспокоенные тем, что пропустят необходимые химические обработки, тем более что наземной техникой можно обойтись не везде и не всегда. Однако свою значимость и эффективность авиаторам пришлось доказывать.

«У нас было несколько совещаний с Минсельхозом РФ, где некоторые наши чиновники открыто говорили, что сельское хозяйство не нуждается в авиации. Приводили даже такие цифры: в Воронежской области обработали с помощью авиации всего 9 тыс. га, в Ростовской — 50 тыс. га. Хотя в Воронежской области мои самолеты в прошлом году обработали почти 70 тыс. га, в Ростовской области я закрыл почти 200 тыс. га, в Ставропольском крае и Калмыкии порядка 30 тыс. га. А тут говорят, что авиацию используют по минимуму. Конечно, Министерство обороны тут же посчитало, что мы просто поднимаем шум из ничего, раз в наших услугах фермеры якобы особо и не нуждаются. Однако это не так», — говорит владелец аэродромного комплекса «Аэромакс» в Ростовской области Максим Меркулов. Он согласен, что нельзя отрицать значение и наземной техники при химобработках. «Но при вспышках заболеваний, вредителях нужно обработать за 4, максимум 10 дней все поля пшеницы. Наземная техника просто не успеет, объемы очень большие. Если не обработать вовремя, потери урожая могут составить 50%. В прошлом году у нас была вспышка активности лугового мотылька, который, как саранча, за 2–3 дня губит все посевы. Смогли справиться только авиацией, срочно обработали. А чем сейчас вы будете обрабатывать кукурузу, подсолнечник, когда даст шляпки? Это возможно только с воздуха. Все это мне пришлось доказывать — то, что мы, действительно, нужны», — пояснил Максим Меркулов.

В результате Минобороны России и Росавиация разработали временные требования для сельхозавиации, действующие с 28 марта на территориях вдоль российско-украинской границы и вглубь страны на триста километров. Летать над полями могут только Ан-2 и вертолеты Ми-2, которые необходимо оснастить специальными трекерами, подключенными к системе «ЭРА-ГЛОНАСС», это позволяет четко видеть и отслеживать наши борта в воздухе. О сверхлегкой авиации речи при этом не идет. Как пояснил директор ООО «АП «ВИРАЖ» Константин Малиевский, их легко спутать с вражескими беспилотниками, поэтому в целях безопасности сверхлегкую авиацию к полетам не допустили.

Должно быть видно всех, ты так и знай

Казалось бы, проблема решена: покупайте трекеры и оснащайте самолеты. Но как только появилось письмо с этими требованиями, на маяки сразу же выстроилась очередь. По словам авиаторов, всем их просто не хватает. Ситуацию усугубляет то, что начинка для трекеров «Иридиум» принадлежит США. В современной нестабильной ситуации, вполне возможно, американская компания откажется работать с Россией в любой момент, в итоге с покупкой недешевых трекеров авиаторы спешить не хотят.

«От нас требуют именно импортные трекеры, при этом ни от Министерства обороны, ни от «ЭРА-ГЛОНАСС» мы так и не получили обоснования целесообразности такого выбора. У нас есть отечественные маяки, которые используют GSM-связь. Покрытие есть везде. Провели тестовые полеты — да, нас прекрасно видно. Но все равно продолжают требовать импортные трекеры», — пояснил Максим Меркулов.

Сейчас авиаторы получили разрешение на использование отечественных автомобильных маяков «Автограф». Но разрешение временное — только до 1 июня. Затем предприятия, если хотят работать, должны оснастить свои самолеты требуемыми трекерами.

«В большинстве компаний на воздушных судах, перечисленных в сертификате на выполнение авиахимработ, эти автомобильные трекеры уже давно были установлены и прекрасно работали. Но нам говорят сейчас, что борта видят не всегда из-за неравномерного покрытия сотовой связью. На самом деле, авиахимические работы по защите урожая ведутся в районах со стабильной сотовой связью, борта никуда не исчезают. Так что проблема надумана. Сейчас продолжаем летать по автомобильным трекерам, все согласовано с Росавиацией, с Министерством обороны РФ. В системе «ГЛОНАСС» нас прекрасно видят. К тому же автомобильные трекеры полностью отечественные, так что не стоит опасаться дефицита», — считает коммерческий директор авиакомпании «Новатор» в Волгоградской области Сергей Лыгин.

Кроме того, отечественные трекеры стоят намного дешевле требуемых иностранных. За первые придется отдать от 5 до 15 тыс. руб., а самые дешевые зарубежные — от 50 тыс. руб. «Вот представьте: у меня 10 самолетов. Чтобы поставить новые трекеры, мне придется выложить приличную сумму. Но зачем, если отечественные системы прекрасно работают и всех раньше устраивали. Сейчас в «ГЛОНАССе» разработали новые мультисимки, которые полностью решают вопрос с возможной потерей сигнала. Если теряется покрытие одной сети, идет автоматическая настройка на другую. Я написал письма и в «ГЛОНАСС», и в Министерство обороны, что готов пойти на очередные затраты и поставить эти сим-карты. Но пока ответа нет», — говорит Максим Меркулов.

Тем не менее вопрос необходимо решать в срочном порядке: из-за временной приостановки полетов уже произошла некоторая задержка по обработкам. К счастью, особого вреда она не принесла.

«Очень повезло, что в южных, самых плодородных районах, было немного дождей, и поэтому наземная техника смогла справиться. Но в северных районах, например, в Саратовской области, Пензенской, Ульяновской было много осадков, и наземная техника не вышла. Но там сев позже, так что не страшно. Если бы было наоборот, в Краснодарском крае, Волгоградской области пошли дожди и наземная техника не смогла бы выйти в поля, потери были бы колоссальные. Все поля заросли бы сорняками», — комментирует Сергей Лыгин.

С июня в полях начнутся самые активные защитные работы: фунгицидные от болезней, инсектицидные от насекомых-вредителей. После небольшого перерыва в конце августа стартует предуборочная сушка таких культур, как соя, нут и подсолнечник. Работы идут до октября. Если пропустить какой-то этап, то хорошего урожая нам не видать, считают авиаторы.

Такая же ситуация складывается и в Ставропольском крае. По словам генерального директора ООО «Авиахим-Юг» Петра Приходько, авиаторы точно так же используют пока автомобильные трекеры и надеются, что Минобороны и «ГЛОНАСС» все же изменят свои требования.

Выбора нет

На особом положении оказался Краснодарский край. Здесь без сельхозавиации обойтись невозможно в принципе. Как пояснили в Минсельхозе Краснодарского края, вопрос с разрешением работы сельхозавиации наиболее актуален для рисоводческих хозяйств. Предприятия, занимающиеся производством других видов культур, могут воспользоваться наземной техникой для внесения удобрений и средств защиты, ее для всех работ достаточно. «В целом ежегодно на Кубани авиационно-химические работы с использованием воздушных судов проводятся на площади более 360 тыс. га и длятся с третьей декады мая и до сентября», — прокомментировали в министерстве.

Директор ООО «АП «ВИРАЖ» Константин Малиевский считает проблему приобретения требуемых трекеров надуманной. При выборе тотального запрета на полеты или покупки новых маяков явно предпочтительнее второй вариант. «Наша задача — это обработка рисовой системы. На остальных культурах можно наземной техникой обойтись, на рисовой системе — невозможно. «ГЛОНАСС» предложил свою схему — оборудование трекерами с начинкой «Иридиум». Был назван разработчик, маяки которого предпочтительнее. Мы сразу обратились к нему, купили имеющиеся трекеры. Да, они быстро кончились, но мы нашли омское предприятие, которое выпускает аналогичные системы для флота. Получили разрешение, зарегистрировали их, все работает. Технически все потихоньку решается», — считает Константин Малиевский.

Кстати, «Вираж» успел приобрести трекеры еще до повышения цен. На момент выставления требования Минобороны навигатор «Азимута» стоил 30 тыс. руб. Микросхема «Иридиум» еще 9 тыс. руб. После введения санкций ввоз микросхем стал уже стоить 27 тыс. руб. В итоге сейчас стоимость маяка — более 50 тыс. руб. Что касается возможного прекращения сотрудничества с Россией компании, которая поставляет начинку «Иридиум», то, по словам Константина Малиевского, это просто слухи. «Есть Министерство обороны, пусть они решают этот вопрос. Вряд ли там потребовали такие трекеры, которые не будут работать. Сейчас многие компании перешли на автомобильные маяки, но Минобороны дало только временное разрешение на их использование. Так что, думаю, все равно придется ставить эти трекеры всем, кто захочет летать», — говорит Константин Малиевский.

Юлия ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности