Что ждет молочников

Что ждет молочников

На прошедшем в январе ХV Съезде Национального союза производителей молока участники обсудили самые актуальные и проблемные вопросы для отрасли. На вопросы молочников ответил министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев.

Ставки по льготным кредитам

Одним из самых важных инструментов господдержки молочной отрасли стало льготное кредитование по ставке не более 5 %. Гости съезда задали вопрос: «Будут ли сохраняться объемы и ранее действовавшие условия этого кредитования? В связи с текущей ситуацией и реальным увеличением структуры себестоимости есть ли возможность повысить лимит кредитных ресурсов на одного заемщика?».

— Льготное кредитование будет сохранено как мера гос­поддержки в любом случае. Но есть и определенные бюджетные ограничения, а также факт высокой ключевой ставки Центрального Банка РФ, и мы должны подстраиваться под эти условия. Мы выдавали деньги по льготным кредитам под 5 % годовых при достаточно комфортной ключевой ставке ЦБ. В прошлом году она выросла до 16 %. Это привело к тому, что в определенный момент у нас с учетом уже взятых обязательств не было ресурсов продолжать льготное кредитование. По указанию президента РФ тогда нам выделили дополнительные средства, и мы смогли возобновить льготное кредитование. Внешние условия меняются, поэтому определенные изменения в механизме льготного кредитования неизбежны. Конечная льготная ставка для заемщика будет пока зависеть от ключевой ставки ЦБ. Иначе у нас просто не будет ресурсов, чтобы стабильно обеспечивать предоставление льготных кредитов. При ключевой ставке ЦБ в 16 % молочники пока будут получать кредиты под 6,8 % годовых. В случае снижения ключевой ставки конечная ставка для заемщика будет понижаться. Хочу отметить, что для других подотраслей АПК ставка будет еще выше, к сожалению. Но ее размер тоже будет снижаться в зависимости от уровня ключевой ставки. Что касается второго вопроса, то пока мы останемся в этой же сумме. Причины те же — ограничения бюджета. Все ждем снижения ключевой ставки. Ранее уже говорилось, что в обозримом будущем могут сложиться предпосылки для ее понижения, что моментально отразится на ставке льготных кредитов.

КАПЕКСы для «сушек»

На сегодняшний день сухие молочные продукты — драйвер экспорта любого региона, который производит большое количество молочных товаров. Но данная отрасль, по мнению участников съезда, недоинвестирована. За последние 10 лет только 2 % инвестиций пошло на реконструкцию мощностей производства «сушек» и других объектов этого направления. В начале 2020 года было выпущено постановление № 137, по которому можно было получить субсидию на возмещение прямых понесенных затрат при производстве мощностей для сухих молочных продуктов и дальнейшего экспорта. В конце 2023 года постановление утратило силу. С этого года все субсидии будут идти по госпрограмме поддержки молочной отрасли.

«Возможно ли оставить субсидию, которая действовала ранее? Сейчас идет активное строительство «сушилок». Это сам по себе дорогой процесс, плюс выросли затраты на покупку и ввоз оборудования».

— Да, на производство «сушек» выдавались КАПЕКСы в рамках экспортного проекта. И по прошлому году эта мера хорошо сработала. Сейчас КАПЕКСы с экспортного направления перекочевали в госпрограмму АПК и пока у нас там стоят нули. Но это стандартная история для начала года. Время будет идти, будем смотреть, что можно сделать, какие-то деньги найдем. Тогда обязательно подумаем, можем ли мы произвести отбор по предприятиям, которые производят сухое молоко. Ориентировочно на 2025 год должны появиться эти проекты, но постараемся ввести их уже в 2024 году.

Субсидии для экспортеров

Экспортный потенциал российской молочной продукции значительно вырос, это дало возможность наращивать производство. Большую роль в стимулировании экспорта сыграло субсидирование транспорта. «Возможно ли эту меру помо­­­щи сохранить еще хотя бы на два года?».

— Вы просите, чтобы мы сохранили 100 %-ную компенсацию тарифа при экспорте молочной продукции и сухого молока в том числе. В конце прошлого года сложилась ситуация, когда начала падать цена на сырое молоко из-за серьезного затоваривания продукцией, в том числе сухим молоком. Была задача снять с внутреннего рынка определенный объем сухого молока. Принятые меры по стимулированию экспорта тогда помогли выровнять ситуацию. Если мы сейчас продолжим компенсировать 100 % тарифов на перевозку на экспорт, то уже может усложниться обстановка на внутреннем рынке в части роста цены на продукцию для потребителя. А я уже неоднократно говорил, что для нас в приоритете именно внутренний рынок. Сначала нужно его насытить продуктом по приемлемой цене для граждан, потом уже излишки отправлять на экспорт. В случае, когда у нас интенсивно растет потребление молочной продукции, как это происходит сегодня, нужно очень внимательно следить за насыщением внутреннего рынка. Если же будет все стабильно, то можем подумать о дальнейшей пролонгации этой меры поддержки экспорта. Уточню, те объемы, которые вывезли в 2023 году, все будут просубсидированы. На это деньги есть. На субсидирование экспорта 2024 года ресурсы пока не предусмотрены. Уже принятые на себя обязательства мы выполним, а дальше будем смотреть, что будет с конъюнктурой.

Равные права и обязанности

По результатам прошлогоднего съезда профильным департаментом Минсельхоза было поручено рассмотреть предложение объединения пищевой отрасли по внесению изменений в закон о торговле в части, касающейся штрафов за недопоставленную продукцию по заказам, которые не были подтверждены поставщиками. «Просим поддержать изменения предложения в проект о торговой деятельности».

— Да, необходимо упорядочить взаимоотношения ритейла и поставщиков продукции. Не знаю, нужно ли это делать через закон о торговле, может, другой инструментарий стоит посмотреть. Но концептуально мы вас поддерживаем. Ответственность должны нести обе стороны, надо искать точки соприкосновения. Посмотрим, как будет развиваться принятие этого закона. Равные права и обязанности у сторон должны быть. И за недопоставку товара сети могут применять санкции к поставщикам, и должны быть штрафные санкции к ритейлу, который не берет законтрактованные объемы.

Где взять кадры

«Есть ли дополнительные инициативы по усилению кадрового рынка в сфере АПК и молочной подотрасли в частности?».

— Нехватку кадров сегодня отмечают практически все сферы экономики. АПК — не исключение. При этом в некоторых ведомствах считают, что в сельхозсфере особого дефицита нет. А к 2030 году потребность в новых кадрах и вовсе будет отрицательная благодаря развитию цифровизации, роботизации, современным технологиям. Но мы сумели убедить ведомства, что это не так. Мы посчитали, что к 2030 году недостаток будет от 30 до 50 тыс. человек. Мы занимаемся решением этой проблемы, на разных площадках заявляем, что нам нужны люди. Как результат, уже совместно с Минтрудом разрабатываем методику прогноза потребности в кадрах, причем за основу этого прогноза берется наша позиция о недостатке специалистов и рабочих рук. Также мы работаем над усилением престижа профессий, которые связаны с сельским хозяйством, у нас есть дорожная карта по реализации соответствующих мероприятий. Кроме того, мы планируем в наших вузах по договоренности с Минобрнауки ввести обучение по специальностям, отвечающим современным реалиям. Это направления селекции и генетики сельхозрастений и животных. На сегодняшний день мы работаем над созданием системы преференций и приоритетов при поступлении в наши вузы из системы среднего профессионального образования. Естественно, у нас есть меры господдержки, чтобы стимулировать приход работников в сельхозотрасль. И жилье в наем предоставляем, и строим жилье для предприятий АПК. И, конечно, наша программа «Комплексное развитие сельских территорий» нацелена на то, чтобы уровень жизни на селе хотя бы немного приблизился к уровню жизни в городах. Наша конечная цель, чтобы он вообще соответствовал городскому уровню жизни, мы к этому идем и, надеюсь, все получится. Хочу отметить, что пока мы не сможем выстраивать работу без привлечения иностранных рабочих, этим мы тоже занимаемся.

Вселенское объединение

Много лет назад ведомства взяли тренд на организацию и внедрение разного рода ГИСов, и сегодня их просто огромное количество. Производитель молока, особенно если он имеет полный цикл производства от получения сырья до переработки, а также занимается растениеводством и производством кормов, вынужден работать буквально в паутине ГИСов: «Меркурий», «Сатурн» и многие другие. Их количество растет, они постоянно модернизируются. В итоге бизнес вынужден держать множество специалистов, которые проводят модернизацию и интеграцию этих сервисов. Это дорого, долго и сложно. При этом примерно 70 % информации, подаваемой в каждый из ГИСов, совпадает. «Есть ли возможность объединить эти системы, чтобы аграрии не подавали одинаковые сведения в каждую?».

— Я вас полностью поддерживаю и считаю, что такая работа должна быть проведена. В первую очередь это задача Минцифры, но Минсельхоз примет самое активное участие, чтобы перестать дублировать ту информацию, которая есть в других информационных системах. Со своей стороны у нас уже должна скоро появиться единая точка интеграции наших по крайней мере систем, чтобы мы имели одну и ту же информацию и ее подтягивали в наши различные информационные системы. Будем этим заниматься.

Записала ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности