Что ждут аграрии от селекционеров
В Казани прошел Всероссийский форум селекционеров и семеноводов «Русское поле – 2024». Главным акцентом мероприятия стал активный диалог между аграрным сообществом, бизнесом и наукой. На форуме озвучили ожидания сельхозтоваропроизводителей по качеству сортов и гибридов различных культур и направления селекционной работы на ближайшие годы. Подробнее в нашей статье.
Масштабное мероприятие организовала Ассоциация «Национальный семенной альянс» при поддержке Министерства сельского хозяйства РФ. Форум посетили более тысячи ведущих специалистов из различных сфер отрасли: селекционеров, производителей семян, представителей власти и бизнеса. За время работы площадки участники смогли ознакомиться с новейшими сортами российской селекции, обсудить перспективы ее развития, обеспечение рынка отечественными семенами, подготовку научных кадров и другие актуальные темы отрасли.
Ключевым моментом форума стало пленарное совещание с участием министра сельского хозяйства РФ Оксаны Лут. На нем подвели итоги прошедших круглых столов, озвучили главные проблемы и способы их решения.
«На сегодняшний день емкость рынка семян составляет 40 млрд долларов, сюда входят и полевые, и технические культуры, и травы, и овощи. Значительную долю этого рынка также составляют цветы и декоративные растения. Рынок растущий. Факторы его роста связаны с увеличением численности населения, ростом среднего класса, ростом потребления растениеводческой продукции. Преимущественный рост этого рынка характерен для развивающихся стран, дружественных нашей стране, и это дополнительно подчеркивает его перспективу и потенциал для российского бизнеса и компаний. При этом рынок консолидирован — две крупнейшие компании охватывают 40 % рынка семян. Это очень значительная доля и высокий уровень консолидации, конкурировать на этом рынке нам будет непросто», — рассказал модератор пленарного заседания, генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов.
Оксана Лут, в свою очередь, отметила, что селекция и семеноводство все еще относительно молодое направление в российском АПК.
«В соответствии с указом президента РФ, мы должны к 2030 году вырасти по объему производства на 25 % и по экспорту в полтора раза, то есть, до 55 млрд долларов. Для этого нужно себя обеспечить с технологической точки зрения. Одно из важнейших направлений — развитие селекции и генетики. Эта тема стала крайне актуальна с 2022 года, и мы уже видим результаты. С 2015 по 2022 годы было создано 32 селекционно-семеноводческих центра в России, исключительно в научных организациях. За 2023–2024 годы мы уже смогли профинансировать 20 селекционно-семеноводческих центров, созданных частными компаниями, начавшими заниматься этим бизнесом», — пояснила министр.
Главная цель и перспективы сегодняшней работы — сохранить связку бизнеса с селекционерами и семеноводами. Все должно идти от запросов бизнеса к науке, тогда и будет результат.
«Сельхозтоваропроизводители должны быть довольны теми гибридами и сортами, которые мы разрабатываем, они должны приносить доход. Мы получаем задачу от сельхозтоваропроизводителей, селекционеры разрабатывают оптимальный гибрид, семеноводы правильно выращивают семена. Именно в такой последовательности должна идти работа», — сказала Оксана Лут.
Устойчивость, урожайность и пластичность
Итак, что сегодня ждут российские сельхозтоваропроизводители от современной селекционной науки? Итоги исследований и обсуждений, в том числе по результатам круглых столов форума, подвел директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ Роман Некрасов.
«Сначала общие требования: все сельхозтоваропроизводители хотят пластичные сорта для сложных условий возделывания. Это очень важно. Насколько я помню, может, за исключением 2022 года, простых погодных условий у нас никогда и не было. В текущем году мы наблюдаем значительное превышение нормы осадков на большей части европейской территории России, в итоге часть хлебов полегла — значит, нужна устойчивость к полеганию. Второй важный момент — устойчивость к прорастанию на корню. В последние годы все чаще сталкиваемся с ситуацией, что колос отдельных культур у нас похож на новогоднюю елку — растение начинает прорастать прямо на поле. По всем культурам также важна устойчивость к гербицидам сплошного действия и снижение затрат на производство — это вопрос себестоимости производственного процесса для аграрного бизнеса. Очень значимый признак — засухоустойчивость. В этом году эту проблему в полной мере ощутили на себе хозяйства Ростовской, Воронежской областей, Ставропольского края», — говорит Роман Некрасов.
Также специалист озвучил конкретные требования для отдельных культур. Рожь — создание яровых гибридов. На значительной части России эта культура не выращивается, так как может вымерзнуть. Поэтому яровые гибриды, которые уже появились в отдельных странах, станут хорошим толчком для российского производства этой традиционной для российских аграриев культуры, которая, правда, сейчас уже перешла в разряд нишевых.
Ячмень — нужны сорта для пивоварения. Также необходимо решить вечную проблему ячменя — его осыпание в период созревания.
Овес — создание голозерных сортов. Сегодня это самая технологичная разновидность овса, появление такого продукта позволит закрыть нишу еды и продуктов здорового питания.
Рис — необходимо повышать урожайность, сокращать сроки вегетации для того, чтобы эта культура могла продвигаться на север, завоевывать новые площади.
«Климат меняется. И эта презентация построена с точки зрения перспективы изменения климата, когда ареал возделывания сельхозкультур у нас будет смещаться на север, что мы сегодня уже и наблюдаем, — пояснил Роман Некрасов. — Отдельное направление — зернобобовые культуры. В настоящее время это самая востребованная позиция российского экспорта. В этом году на 1 млн га увеличили площади под этими культурами, из них свыше 300 тыс. га — это горох, остальное нут и чечевица. А по нуту и чечевице у нас пока своих сортов очень немного. Но в этом направлении по таким маржинальным и высокодоходным культурам мы видим очень серьезную заинтересованность бизнеса в активизации взаимодействия с отечественной селекцией».
По словам специалиста, общие требования для зернобобовых — это устойчивость к полеганию. Часто даже очень хороший урожай остается на земле. Также необходима устойчивость к корневым гнилям и аскохитозу — это бич зернобобовых культур. Ну и, конечно, необходимо бороться за высокое содержание белка. Это нужно, чтобы быть конкурентоспособными на рынке. Еще одна проблема, над решением которой нужно поработать селекционерам, — устойчивость к осыпанию. Чуть не уложились в сроки, и бобы растрескались, все зерно на земле. Как следствие — очень серьезное снижение урожайности.
Дальше эксперт перешел к требованиям по масличным культурам. В частности, по словам Романа Некрасова, нужны отечественные гибриды озимого рапса. Пока что по этому направлению очень высокая зависимость от иностранных поставок.
«Также нужно содержание жира в рапсе не менее 50 % от абсолютно сухого вещества. Благодаря этому мы с меньшей единицы площади и с меньшего тоннажа семян сможем получать большее количество товарной продукции», — отметил представитель Минсельхоза.
По подсолнечнику нужны гибриды, пригодные для технологии возделывания Clearfield, Clearfield + Экспресс, толерантность к ржавчине и белой гнили. По созданию высокоолеиновых сортов, гибридов подсолнечника также пока что отечественная селекционная наука на начальной стадии этой работы. А это то, что сегодня просят аграрии. Необходимо и высокое содержание белка в семенах, устойчивость к заразихе высоковирулентных рас.
По кукурузе требуется усилить работу по созданию восковидных гибридов. Восковидная кукуруза — это свой крахмал, а свой крахмал — это отечественное детское питание, отечественные йогурты, медицинские препараты. Важен признак скороспелости, чтобы выращивание кукурузы также можно было продвигать на север.
По сахарной свекле важна сахаристость не менее 19 %, выход сахара — 10 т/га. Если такой уровень получаем, то конкурентоспособны на любом рынке.
По сое важный селекционный признак — содержание белка, скороспелость и сокращение вегетационного периода.
«На недавнем совещании представители власти Амурской области заявили: как только появится соя с вегетационным периодом 75 дней, они увеличат посевы сои в регионе на 250 тыс. га. То есть благодаря появлению сортов с коротким периодом вегетации только одна Амурская область способна добавить очень серьезные площади по сое.
По картофелю аграрии просят высококрахмальные сорта, которые пригодны для промышленной переработки, обладают хорошей лежкостью. Также необходимо развивать устойчивость к наиболее опасным болезням, выровненность и сокращение сроков вегетации для обеспечения потребителей ранним картофелем.
«В целом могу отметить, что мы ведем работу в этом направлении. Сегодня у нас под наблюдением почти 10 млн га. В текущем году 83 % всех семеноводческих посевов в России высеяно отечественными семенами. Так что в этом плане мы уже к индикатору Доктрины продовольственной безопасности приблизились вплотную», — отметил Роман Некрасов.
Но есть и проблемы. Самое главное — долгие сроки ввода в массовое производство отечественных селекционных достижений. Часто стартовое количество семян, которое селекционер готов предложить сельхозтоваропроизводителю, очень мало. И нужен длительный срок для того, чтобы их размножить для перспективных товарных партий. А ведь любое селекционное достижение имеет свойство устаревать и очень важно успевать в полной мере использовать в производстве потенциал сорта, который в него заложил селекционер.
Тем не менее эксперты отметили, что проблемы постепенно решаются и селекционная работа активно ведется. Как следствие, до сих пор не выбраны квоты по иностранным семенам. Сельхозтоваропроизводители активно используют в посевах отечественный материал. В свою очередь, Оксана Лут сообщила, что в настоящее время разрабатывается национальный проект, в рамках которого планируется отдельный федпроект, направленный на развитие селекции и генетики растений и животных. Главный посыл — средства на развитие этих направлений в бюджете страны всегда найдутся.
ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА