Этой весной страны Евросоюза сотрясают фермерские волнения. Большой поток дешевого украинского зерна обвалил цены на европейском рынке и на местную продукцию. Но эксперты считают, что ситуация повлияла не только на западную экономику, но и на российскую.
Везите дальше
Преференции для поставщиков украинских товаров на европейские рынки существуют уже несколько лет. Но в прошлом году после начала СВО Евросоюз отменил таможенные пошлины и квоты на импорт украинской сельхозпродукции, и более дешевое по сравнению с местной продукцией зерно полилось на европейские рынки рекой.
Только в первом полугодии 2022 года, например, в Польшу было ввезено около 640 тыс. тонн украинского зерна (преимущественно пшеницы и кукурузы). Дальше — больше. По данным совместного доклада стран ЕС, пострадавших от украинского импорта, за январь — ноябрь 2021 года в Польшу привезли 6 тыс. тонн кукурузы с Украины, а за такой же период 2022 года — более 1,6 млн тонн. Импорт в Венгрию в 2022 году составил более 900 тыс. тонн (5 тыс. тонн в 2021 году), в Словакию — 250 тыс. тонн (в январе — ноябре 2021 года поставок не было вовсе) и т. д.
«Возникающие трудности затрагивают, в частности, зерновой сектор. В период с января по ноябрь 2022 года импорт кукурузы с Украины в приграничные государства — члены ЕС резко вырос по сравнению с предыдущими годами — с нескольких тысяч до миллионов тонн. Значительный импорт продуктов из одного источника во время национальных урожаев вызвал нарушения на рынке», — говорится в докладе.
При этом представители стран отмечают, что фермеры и так несут повышенные издержки из-за роста цен на топливо, энергию и удобрения. Составители документа подчеркнули, что они всей душой болеют за Украину, но настоятельно порекомендовали Европейской комиссии принять меры, чтобы украинская продукция не задерживалась на рынках Восточной Европы, где и так собрали хороший урожай, а следовала дальше в третьи страны. Напомним, изначально экспорт украинской сельхозпродукции из портов в рамках зерновой сделки предназначался именно пострадавшим от климатических условий и развивающимся государствам. На самом деле, практически все зерно, яблоки, мясо птицы, мед и другие украинские продукты осели в странах вполне благополучной в этом сезоне Восточной Европы, обвалив местные рынки. Так, в среднем на европейском зерновом рынке тонна продовольственной пшеницы с протеиновой долей 12,5 % стоила $324, а кукурузы — $307. При этом украинская пшеница обходилась оптовым покупателям в $272, кукуруза — в $251, — сообщают «Известия».
По странам ЕС прокатилась волна протестов сельхозтоваропроизводителей из-за сложившейся ситуации. Аграрии потребовали отменить беспошлинный ввоз украинского зерна. Правительства пострадавших стран — Польши, Венгрии, Румынии, Болгарии и Словакии — поддержали своих фермеров и обратились с этой просьбой к председателю Еврокомиссии фон дер Ляйен. В ответ Европейская комиссия опубликовала проект продолжения беспошлинного ввоза зерна с Украины на очередной год — до 5 июня 2024 года. На этом фоне министр сельского хозяйства и развития села Польши Хенрик Ковальчик подал в отставку, которую объяснил тем, что основное требование фермеров выполнить отказались.
При этом сокращение украинского импорта пока не предвидится. Для того, чтобы завершить экспорт прошлогоднего урожая, Украине еще нужно около трех месяцев. Об этом в интервью польскому изданию заявил министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Сольский, — пишет Зерно Он-Лайн. «Есть что экспортировать из прошлогоднего урожая — кукуруза, пшеница, подсолнечное масло, подсолнечный шрот, соя. Для вывоза этой продукции требуется около трех месяцев в зависимости от темпов. В июне-июле начнется уборка озимых культур — ячменя и пшеницы, и тогда придется вывозить уже новый урожай», — сказал министр.
Ценовой коллапс
Но ситуация повлияла не только на рынок Европы. Несмотря на то, что Россия не реализует в настоящий момент свою сельхозпродукцию в страны ЕС, обвал цен на европейском рынке отразился на позициях мирового рынка, а значит, и на экономической выгоде отечественных экспортеров и сельхозтоваропроизводителей.
«Любое демпинговое влияние на рынки отражается на всех его операторах. И на нас в том числе. Украинское зерно — демпинг, который негативно влияет и на наш причерноморский базис», — считает генеральный директор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко.
Глава Национального Аграрного Агентства Александр Гавриленко
«С одной стороны, то, что Европу завалили украинским зерном, нас не очень сильно касается. Но нужно смотреть глобальнее. Мы на одном причерноморском рынке торгуем. У нас одни рынки сбыта с Францией, с Румынией. Поэтому ситуация в Европе пусть не прямо, но косвенно отражается и на нас. Профицит зерна у европейцев рушит мировую цену. Вслед за украинцами они также вынуждены демпинговать. При этом в Европе свой хороший урожай, который нужно реализовывать. Если говорить о России, то у нас вообще огромный профицит. По официальным данным, преходящие остатки сохраняются на уровне 30 млн тонн, по данным РЗС чуть больше — 33 млн тонн. Я же думаю, что цифра ближе к 40 млн. Очень сложная ситуация в Краснодарском крае и Ростовской области с реализацией запасов. Недавно была пресс-конференция вице-губернатора Ростовской области, который обмолвился, что сейчас избавиться от излишков зерна важнее, чем провести посевную кампанию. Для этого необходим экспорт, и по достойным ценам. А мы видим падение мировых цен сейчас на сельхозпродукцию. В числе причин — и влияние украинского зерна на европейский рынок», — пояснил глава Национального Аграрного Агентства Александр Гавриленко.
Собственно, из-за сложившегося огромного профицита, по словам эксперта, мы готовы поставлять в Африку зерно даже бесплатно. Затраты на хранение в нынешней ситуации уже превышают убытки от его потери. Тем более что санкции по-прежнему мешают активно вывозить продукцию на мировой рынок, хотя потребность в российском зерне может увеличиться.
«В южном полушарии сейчас ожидаются очень большие неурожаи. Проблемы будут в Австралии, Аргентине, Бразилии. В Аргентине по масличным просто катастрофа, они сейчас как раз просят о помощи буквально у всех. И в Австралии будет жесткий недобор по продукции. В итоге эти государства сократят свое присутствие на мировом рынке. Это значит, что европейцы и мы (если нам не будут ставить палки в колеса) сможем реализовать свой урожай», — считает Александр Гавриленко.
Правда, сложности с экспортом сохраняются на фоне санкций, которые только усиливаются. В случае вывоза сельхозпродукции речь идет о скрытых санкциях, но проблем от этого не меньше. И позитивных сдвигов в данной ситуации, по мнению Владимира Петриченко, пока не наблюдается.
Надеяться же на рост мировых цен из-за снижения посевных площадей на Украине, по словам экспертов, также не стоит. Аналитики спрогнозировали уменьшение урожая зерновых в 2023 году на 50 %. В этой ситуации, казалось бы, главное себя накормить. Но экспорт все равно выгоднее для страны — нужна валюта, значит, экспорт будет продолжаться. Вопрос только в том, где будет оседать продукция и к каким проблемам это приведет.
Генеральный директор ООО «Агроспикер» Виталий Шамаев
«Украина сокращает на треть свои посевные площади. Но экспорт все равно может остаться прежним за счет запасов. При этом и в Евросоюзе для аграриев этой весной сложились благоприятные погодные условия для получения большого урожая. Вегетационный индекс хороший. Другое дело, насколько они расположены засевать все свои площади при имеющихся проблемах. Но если они все же посеют в прежнем объеме, то прирост урожая превысит сокращение производства Украины. Пока говорить о том, что мировые цены развернутся, маловероятно», — комментирует генеральный директор «Агроспикера» Виталий Шамаев.
Кто поможет
В сложившейся ситуации Европейская комиссия хоть и не отменила беспошлинный ввоз украинского зерна, но все же пошла на некоторые уступки. Так, власти договорились, что украинское зерно будут перевозить в третьи страны без разгрузки на территории государства. А значит, меньше импорта осядет на местных рынках. Также Еврокомиссия предложила пострадавшим фермерам ЕС получить в общей сложности 56,3 млн евро для смягчения последствий чрезмерного предложения украинского импорта зерна. Румыния получит наименьшую сумму — 10 млн евро, Польше было выделено 29,5 млн евро, а Болгарии — 16,7 млн евро, — пишет Financial Times.
Российским же аграриям для выхода из тупика остается только надеяться на зерновые интервенции, о которых снова заговорили на высоком уровне. Напомним, ранее Минсельхоз РФ объявлял, что в 2023 году интервенции проводиться не будут. В Госфонд закупили 3 млн тонн зерна, и на этом все. В адрес министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева Совет АККОР направил предложение увеличить возможность повышения объемов интервенционных закупок урожая 2022 года до 10 млн тонн. И вот в марте вице-премьер РФ Виктория Абрамченко сообщила о том, что правительство РФ рассматривает возможность увеличения закупок зерна в государственный интервенционный фонд на 7 млн тонн. Но для этого нужны деньги. «В этом году это дополнительное финансирование в объеме 11 млрд руб., а в 2024–2025 годах это более 20 млрд руб. для того, чтобы обеспечить закупки в интервенционный фонд», — уточнила она.
Эксперты зернового рынка согласны, что мера хорошая и привела бы к выравниванию цен хотя бы на внутреннем рынке, но вряд ли это осуществимо.
«Сомневаюсь, что это решение будет принято. Мощности для хранения у нас есть. Но нет решающего фактора в высшем руководстве для принятия этого решения», — считает Владимир Петриченко.
Так что пока российские аграрии остаются с профицитом зерна, который они не могут реализовать по выгодной цене ни на внутреннем, ни на мировом рынке, учитывая внешний фактор в виде демпинга и внутренний — зерновые пошлины.
ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА