«Дикие» деньги

«Дикие» деньги

По данным Минсельхоза РФ, запас дикорас­тущего сырья (лесных грибов, ягод, лекарственных и пищевых трав) в стране достигает 8,5 млн тонн в год. Экологически чистого, полезного и… почти никому не нужного. На сегодняшний день этот объем используется не более чем на 6 %. Пока заготавливается всего до 20 % дикоросов от объемов, собираемых во времена СССР. Однако эксперты уверены: направление не только перспективное для российской экономики, но и социально значимое для сельских жителей.

Система «клюканула»

Собирательство и заготовка дикоросов во времена СССР носили плановый характер, регламентируемый документами и целями народного хозяйства. Существовала разветвленная сеть заготовительных контор, которые вполне легально принимали продукцию у населения. Экологически чистое сырье продавалось как в неизменном виде (в том числе и на экспорт), так и переработанном. Для сельских жителей, которые преимущественно собирали и сдавали дикоросы, это был стабильный источник заработка. Но с развалом СССР исчезла и налаженная вертикаль работы в этой отрасли. Свою роль сыграл и растущий тренд на урбанизацию. Итогом стало существенное падение объемов сбора лесных грибов, ягод, папоротников. Сегодня, по разным оценкам, заготавливается не более 20 % от тех объемов, которые производили в СССР.

Например, генеральный ди-­ректор консалтинговой группы компаний Step by Step Анастасия Птуха говорит, что сейчас в стране перерабатывается всего 10–50 % дикоросов по сравнению с СССР.

«В 2000-х годах мы побывали на производстве дикоросов в Южно-Сахалинске. Переработка черемши составляла 10 % от объемов СССР, лесной ягоды — 20 %. Ощущение, что никому не нужна российская клюква, брусника, черемша», — комментирует Анастасия Птуха.


Александр Деев, председатель правления Ассоциации «Дикоросы»

Руководитель комитета по межбюджетным отношениям Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение» Владимир Аксенов оценивает уровень заготовки в 5–10 % от уровня СССР. Примерно те же цифры называет представитель Томской АККОР Владислав Береснев и председатель правления Ассоциации «Дикоросы» Александр Деев.

Какую-то точную цифру се­годня назвать сложно. Как отметил управляющий партнер Союза заготовителей и переработчиков дикоросов Андрей Михайленко, система учета в этой отрасли оставляет желать лучшего.

«В советское время была единая государственная система управления лесным комплексом, кроме того, существовала система потребкооперации, в рамках которых велся статистический учет показателей по сдаваемым гражданами в леспромхозы и заготконторы дикоросам. Сейчас в распоряжении государства лишь один официальный источник статистической информации — это совокупные данные отчетов об использовании лесов в рамках заключенных договоров долгосрочной аренды лесных участков для сбора дикоросов. Вместе с тем введенный действующим лесным кодексом институт долгосрочной аренды лесных участков для такого вида лесопользования, как сбор дикоросов, абсолютно неадекватен. Могу сказать сразу, что такая статистика совершенно не отражает реальные объемы сбора. Например, согласно данным Рослесхоза, по результатам проведенного в июле 2022 года комплексного анализа сырьевой базы дикоросов в аренду сданы лесные участки для сбора 3,8 тыс. тонн ягод. Это абсолютно недостоверный показатель. По экспертным данным нашего Союза, ежегодно собирается около 60 тыс. тонн ягод. Причем не в рамках долгосрочной аренды, а гражданами в частном порядке. И то нужно учесть, что мы как отраслевой союз можем подсчитать лишь тот объем дикоросов, который входит в официальное обращение. Есть еще объем, который собирается и потребляется сельским населением лично или реализуется напрямую конечному потребителю, например, на ярмарках выходного дня», — пояснил Андрей Михайленко.

В целом ежегодный объем закупок дикоросов у населения коммерческими участниками оценивается Союзом в 130 тыс. тонн.

Несмотря ни на какие показатели, доля освоения дикоросов остается крайне малой. В частности, ежегодно допустимый объем сбора составляет порядка 11,5 млн тонн. Средняя доля освоения дикоросов не более 1 %.

Как «отбелить» черный рынок

Несмотря на относительно небольшие объемы сбора и заготовки, все участники отрасли и эксперты сходятся в одном: направление дикоросов весьма перспективное.

«Тема заготовки дикоросов весьма актуальна и на сегодняшний день. Это не только обеспечение жителей России и других стран качественным, экологически чистым продуктом, но и достаточно простой и легальный заработок для тысяч сельчан, причем не только сибирских регионов. Очень большие объемы заготовки ведутся в Карелии, Вологодской области. В Сибири — в первую очередь в Томской области, а также Красноярском крае, Туве и Республике Алтай», — говорит Владимир Аксенов.

Но есть ряд сложностей, которые тормозят развитие отрасли. Среди них эксперт отмечает труднодоступность мест с дикоросами.


Андрей Михайленко, управляющий партнер Союза заготовителей и переработчиков
дикоросов

«В Томской области на Васюганских болотах можно собирать буквально гигантские объемы клюквы. Но добраться туда всегда было очень проблематично. Именно поэтому во всем мире наблюдается тенденция перехода на плантационное выращивание дикоросов. Таким образом уже выращивается клюква в Канаде в промышленных масштабах, у нас — голубика, которую раньше ввозили в РФ массово из Беларуси, Новой Зеландии и Южной Америки. Такая же ситуация и по грибам на полках наших магазинов (вешенкам и шампиньонам) — переходим на плантационное выращивание. Также есть сложности, связанные с государственным регулированием. Например, по кедровому ореху сейчас готовится специальное постановление Правительства России о признании его стратегическим ресурсом. Дело в том, что примерно 90 % мирового оборота кедровых орехов заготавливается в Российской Федерации. Однако большая часть сырья идет в Китай, а потом мы получаем свои же продукты под маркой Китайской Народной Республики. Ситуация должна и обязательно будет меняться. Но так просто систему не перестроишь, наверняка будут организационные и технические проблемы с заготовкой, переработкой и возможными поставками на зарубежные рынки», — отмечают в «Сибирском соглашении».

По мнению Андрея Михайленко, сейчас отрасль строится на отчаянных попытках бизнеса создать цивилизованные формы хозяйствования наряду с полуразрешительным характером регулирования. При этом социальная роль отрасли недооценена.

«Общий бюджет закупок дикоросов предприятиями у сельского населения составляет порядка 24 млрд руб. ежегодно, а в сезонном сборе дикоросов участвует около 8 млн человек из 37 млн всего сельского населения. Эта отрасль сейчас обеспечивает относительное благосостояние сельских жителей, причем не за счет государственных выплат и пособий, а за счет бизнеса — перерабатывающих предприятий, которые берут на себя всю полноту ответственности по организации закупки сырья, его переработке и сбыте, обеспечению оборотными средствами. И на каждом из этих этапов возникают огромные сложности — например, при расчетах с населением. За расчеты с физлицами банки зачастую блокируют счета и у сельских граждан, и у предприятий-переработчиков, а затем вносят их в черный список. После этого предприниматель не может открыть счета в других банках, так как он находится в «стоп-листе». Физлицам тоже блокируют счета, а у них там пенсии и пособия. Речь идет об отдаленных населенных пунктах, в которых, как правило, один-два банка», — говорит эксперт.

Решение Союз видит в устранении правовых коллизий в статусе граждан-сборщиков, реализующих свою продукцию. Кроме того, необходимо ввести порядок закупки/реализации дикоросов у населения. Сейчас в законодательстве не установлена даже форма первичной бухгалтерской документации. Кроме того, Союз предлагает ввести единые формы статистического учета. Все-таки это природный ресурс, и государство должно знать, сколько его собирается.

«Возникают некоторые сложности и при экспорте продукции, которые необходимо урегулировать. В частности, по тем дикоросам, в отношении которых применяются нетарифные меры торговых ограничений. Практика выдачи экспортных лицензий не предполагает возможность закупки сырья у населения, таким образом, население у нас не включено в цепочки экспортных поставок, что ставит участников отрасли в сложное положение.

В качестве проблем объективного характера следует указать и на недостаточность лесной инфраструктуры, лесных дорог, а также малочисленность сельского населения. Зачастую просто не хватает рук, чтобы собрать больше урожая», — считает Андрей Михайленко.

Пробелы в законодательстве привели к тому, что рынок дикоросов на сегодняшний день — фактически черный.

«Максимум переработчиков заставят показать иногда происхождение продукции, чтобы выйти в те же самые торговые сети. Если нет такой потребности, все делается «вчерную», — говорит Анастасия Птуха.

С аналитиком согласен и Владислав Береснев. По его словам, заготовка и переработка дикоросов не подвержена налогообложению, непрозрачна на сегодня. «Нет проведения в официальных отчетах, следовательно, нет понимания реальных объемов», — говорит эксперт. Это приводит к тому, что инвестиции в отрасль идут крайне тяжело. Отстает и поддержка государства, которое по сути не видит полную картину и не в состоянии проанализировать размеры и виды помощи.

Существует также и проблема со сбытом. В основном продукция реализуется на ярмарках, через специализированные магазины. Последние часто открывают сами фермерские хозяйства, занимающиеся в том числе и дикоросами. «Например, в сетевых магазинах «Калинка-Малинка», «Дары природы» можно увидеть различные образцы пищевой продукции, солений и консервов, произведенных из дикоросов. К сожалению, пока что не в том количестве, в котором бы хотелось, но все же она есть. До общероссийских сетей это веяние пока не дошло, для них важны регулярные поставки большими партиями. Если говорить о дикоросах — продукция эта сезонная, часто с ограниченным сроком хранения, да и собирается она зачастую малыми партиями», — пояснил Владимир Аксенов.

И все же заинтересованность в экологически чистой отечественной продукции растет повсеместно.

По словам Александра Деева, недавно запустили пилотный проект с одной крупной торговой сетью в Восточной Сибири (насчитывает около 350 супермаркетов). Сеть готова закупать в виде полуфабрикатов сырье: замороженные ягоды большими коробками или на фасовку, подкаленный кедровый орех либо хорошо высушенный, какие-то сушеные травы.

«Есть много предложений, согласованных решений с федеральными и региональными сетями. И сети готовы работать с местными сельхозтоваропроизводителями, вплоть до того, чтобы выделять им отдельные полки. Но у нас до сих пор нет логистически выстроенных цепочек от фермера до конечного потребителя в больших объемах, а сеть не может держать пустые полки даже полдня. Это имидж, деньги. Поэтому фермеры должны объединяться в кооперацию, развивать логистическую переработку — тогда сотрудничество вполне возможно», — говорит представитель Томской АККОР.

В этом сейчас помогает и государство. В октябре сельхозкооператив в Новоселовском районе Красноярского края выиграл грант на закупку и переработку дикоросов. Как сообщили в Минсельхозе РФ, поддержку из краевого бюджета в размере 3 млн руб. получит СКПК «ВелесАгро» Новоселовского района. В планах кооператива — закупать у населения дикорастущую продукцию (ягоды, грибы и папоротник), осуществлять первичную переработку и дальнейшую реализацию. «Для новоселовцев сбор дикоросов может стать дополнительным источником заработка. Не у всех есть возможность привезти дары природы в районный центр, поэтому на грант мы купим УАЗ «Фермер», мобильный приемный пункт, холодильное оборудование и генератор. Сможем забирать продукцию в любом населенном пункте района. Конечно, грант еще нужно освоить, процесс оптимизировать, но у нас есть четкий план действий», — сообщила председатель СКПК «Велес-Агро» Евгения Владимирова.

Предприниматель уверена: работа с дикоросами весьма перспективна. Евгения Владимирова родом из этих же мест, по собственному опыту знает, насколько богаты леса дарами природы. «Перед тем, как запустить проект, много общалась с односельчанами, определяла круг потенциальных сборщиков. Многие действительно заинтересованы в этом заработке. Так что, думаю, процесс пойдет», — говорит глава СКПК.

Сливки снимем сами

В этом году Минсельхоз выдвинул новый проект — предложил субсидировать инвестиционные проекты в России по переработке дикорастущих плодов, ягод, орехов и грибов. Министерство предлагает включить в число заемщиков «организации и индивидуальных предпринимателей, которые реализуют инвестпроекты по производству и (или) первичной и (или) последующей (промышленной) переработке дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, относящихся к пищевой продукции, а также продукции их переработки», сообщается в пояснительной записке.

«Вывоз представителями иностранных организаций сырья для заготовки пищевых лесных ресурсов без переработки на территории нашей страны приводит к его удорожанию и дефициту для российских переработчиков, что в свою очередь влечет ограничение объема внутреннего потребления дикорастущих пищевых ресурсов и снижает экспортный потенциал российских производителей такой переработанной продукции», — говорится в документе.

«Активно шла на экспорт в виде сырья российская лисичка. Целые фуры перегоняли к границе, перегружали на прибалтийский транспорт, и дальше она шла на рынки Европы. В магазины поставлялась в переработанном виде, то есть значительно дороже. Нас на этот рынок, как переработчиков, не пускали. В итоге все сливки с нашего сырья снимали европейские компании», — говорит Анастасия Птуха.

Сейчас число экспортных направлений сократилось, но российское сырье по-прежнему остается востребованным, хотя большая часть идет на экспорт нелегально. Новый законопроект в итоге поможет не только повысить внимание и интерес к отрасли, но и сделает ее более прозрачной, а значит, более доступной для инвестиций и поддержки.

«Это действительно может стать дополнительным драйвером развития отрасли. Радует, что наконец-то появилось внимание к этому направлению. Правда, как показывает практика, получить средства из государственной казны на развитие проектов часто бывает достаточно сложно. Посмотрим, как будет развиваться ситуация», — прокомментировал Владимир Аксенов.

В Ассоциации «Дикоросы» тоже поддержали предложение Минсельхоза, хотя считают, что в первую очередь нужно обратить внимание на заготовку.

«Перерабатывающие мощности в России есть. У нас много заводов, которые могут делать консервы, варенье и прочее в том числе из дикоросов. Но есть сложности именно со сбором и заготовкой сырья. Поэтому первое — нужно уделить внимание сборщикам, поддерживать и мотивировать их собирать те объемы ягод, грибов, орехов, которые нужны народному хозяйству. Второе — предпринимателям нужно дать возможность легитимно приобретать дикоросы у сборщиков. И если этот процесс станет простым и прозрачным, мы в первое же десятилетие сможем вернуться к объемам заготовки времен СССР. Это сформирует крепкую устойчивую отрасль и будет отличным примером всему миру рационального природопользования», — говорит Александр Деев.

Цифра: 8 млн жителей РФ занимается сезонным сбором дикоросов как традиционным промыслом

В Союзе заготовителей и переработчиков дикоросов отметили, что необходимо принять еще ряд мер, которые подстегнули бы развитие отрасли.

«Из текущих потребностей на первое место мы бы поставили обеспечение предприятий доступными оборотными кредитами на закупку сырья у населения. Речь идет не только об установлении низкой процентной ставки, но и о возможности фактического получения и освоения такого кредита. При текущем правовом регулировании едва ли какой-либо банк выдаст субсидируемый государством кредит на закупку сельскохозяйственной продукции у населения, то есть у физических лиц, операции с которыми подпадают под критерии высокорискованных. Пока мы не решим этот блок вопросов, любая мера поддержки будет неэффективной. Но, несмотря на все, уже сейчас отрасль представлена множеством замечательных предприятий, выпускающих поистине уникальную экологически чистую продукцию. Это и ядро кедрового ореха, и продукты его последующей переработки; свежие, замороженные и вяленые таежные ягоды: брусника, черника, клюква, морошка; фруктово-ягодные начинки из них, варенья, джемы, пюре. Также это свежие и маринованные лесные грибы, чайные и прохладительные напитки из таежных трав и чаги, маринованный папоротник-орляк, березовый сок и многие другие полезные продукты и БАДы, так необходимые нашему населению. У дикоросной перерабатывающей отрасли огромный потенциал. Надеемся, когда-нибудь государство это поймет и на полках супермаркетов будут находиться не только продукты со множеством Е-добавок, но также и доступная для рядового потребителя натуральная продукция из даров леса», — уверен Андрей Михайленко.

В целом эксперты считают, что собирательство будет неизбежно развиваться, выходить на новый технологичный уровень. Появятся несколько цифровых платформ для сборщиков и заготовителей. Благодаря совершенствованию и легализации процесса вырастет количество сборщиков в стране, увеличится число заготовительных пунктов в лесных районах, а в производственные цепочки пищевой, косметической и фармацевтической промышленности все больше будут включать сырье из дикоросов.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности