18 апреля 2024

Дизельный ажиотаж

Дизельный ажиотаж

С началом весенних посевных работ стала резко увеличиваться биржевая цена на дизельное топливо. За ней вверх поползли и розничные цены. Эксперты в качестве объективных причин называют инфляцию, атаки беспилотников на НПЗ, а также сезонный фактор. Но есть еще и менее официальные обстоятельства роста цен. При этом аналитики не исключают дальнейшее увеличение стоимости дизельного топлива. О ситуации на топливном рынке и прогнозы по ее развитию — в нашей статье.

Рынок не для всех

На биржевых торгах 25 марта в России зафиксировали очередной рост цен на бензин и дизельное топливо. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), стоимость тонны летнего дизтоплива увеличилась на 0,13 % — до 66,07 тыс. руб., а бензина АИ-92 — на 0,1 %, составив 66,18 тыс. руб. за тонну. При этом постепенный рост цены продолжается подряд в еженедельном режиме с зимних месяцев, когда цена на летний дизель упала практически до своего минимума — 51,2 тыс. руб. за тонну (данные СПбМТСБ на 9 января 2024 года). Но даже этот минимум, впрочем, все равно выше весенних показателей 2023 года.

«Так, 24 марта 2023 года на бирже цена летнего дизеля составляла 48,48 тыс. руб. за тонну. По данным на 25 марта видим уже 66,07 тыс. руб. за тонну. То есть за год произошел рост индекса биржевых цен на 36 %», — говорит депутат Думы Ставропольского края, председатель Союза работодателей АПК региона Петр Коротченко.

Пока что до прошлогоднего коллапса цен еще далеко, но аграрии и игроки рынка уже опасаются его повторения. Напомним, летом 2023 года аграрии России столкнулись с нехваткой летнего дизельного топлива и ростом цен на него. По информации Минсельхоза РФ, с начала августа к 21 сентября 2023 года цена 1 тонны дизтоплива выросла на 25 тыс. руб. В итоге Правительство РФ поручило нефтяным компания нарастить производство зимнего дизеля, а 21 сентября ввело запрет на экспорт нефтепродуктов. Запрет на экспорт товарных бензинов был снят с 17 ноября, летнего дизеля — с 22 ноября (и он сразу же начал расти в цене), а эмбарго по зимнему дизелю не отменялось.

Тогда многие назвали ситуацию с дефицитом топлива и скачком цен на него искусственно созданным явлением. Так, министр агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики Артем Крамаренко сообщил нашему изданию, что оценивает сформированный в России искусственный дефицит топлива, солярки и резкое повышение стоимости прямо перед началом уборки и севом озимых как настоящую экономическую диверсию.

«В этот период аграрии как раз отчаянно нуждаются в деньгах для закладки нового урожая. Тем более серьезно выросли затраты на СЗР, удобрения. А тут еще и топливный кризис», — прокомментировал Артем Крамаренко.

Сегодня ситуация также складывается непростая. Рост цен на дизтопливо продолжается и уже значительно превышает значения весны прошлого года. При этом о дефиците летнего дизеля говорить в настоящее время не приходится. Министерство энергетики России оценивает текущую ситуацию с топливо­обеспечением регионов России и с ценами на АЗС как стабильную. Запасы бензина, по данным на 13 марта, на НПЗ и нефтебазах компаний составляют 2 млн тонн, дизельного топлива — 3,5 млн тонн.

«С начала 2024 года среднесуточные отгрузки автомобильного бензина на внутренний рынок стали на 6 % больше аналогичного периода прошлого года, а дизельного топлива — на 8 % больше», — добавили в Минэнерго.

Также в министерстве добавили, что в результате превентивных мер по запрету экспорта бензина и введения заградительных пошлин для перекупщиков сформирован устойчивый профицит предложения на внутреннем рынке.

«Производство дизельного топлива в два раза превышает потребности внутреннего рынка, но для дополнительного его насыщения и сдерживания роста оптовых цен принято решение о повышении обязательных продаж дизельного топлива на бирже», — говорится в сообщении Минэнерго.


Кубанский экономист Роман Иноземцев:

«Наш бизнес в массе своей давно привык решать свои финансовые проблемы за счет роста цен. Так будет и в этот раз. Так что оснований для роста цен на дизель более чем достаточно»

На заседании Оперативного штаба Минсельхоза России при обсуждении хода подготовки и проведения весенней посевной кампании все же отметили факт повышения цен на дизтопливо. Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев призвал держать ситуацию на контроле и оперативно информировать о возникающих сложностях.

В свою очередь, вице-премьер России Александр Новак дал поручение сдержать цены на топливо для полевых работ. А нефтяным компаниям совместно с РЖД поручено обеспечить бесперебойный вывоз нефтепродуктов и загрузку НПЗ, чтобы удовлетворить растущий весенний спрос. Правда, формулировка поручения вызвала как минимум недоумение со стороны участников аграрного бизнеса. Цитата Новака звучит дословно: «Цены для сельхозпроизводителей на топливо с началом весенних полевых работ не должны превышать рыночные показатели».

«Мне сложно понять, о каких рыночных показателях говорит Новак. Рост индекса биржевых цен за год в 36 % — это точно рынок при инфляции в стране 7,4 % в 2023 году? Это так в правительстве понимают стабилизацию цен на ГСМ, о которой нам рассказывают высокопоставленные чиновники в последние полгода?», — говорит Петр Коротченко.

По словам эксперта, проблема с ценами на ГСМ для аграриев усугубляется действием квот и вывозных пошлин, которые придавливают цены на экспортируемую продукцию растениеводства. С другой стороны, выросла и продолжает наращиваться монополизация экспорта из страны.

«То есть по факту в аграрном секторе мы видим ручное регулирование со стороны правительства и усиление монополизации отрасли. Никакого рынка в аграрном секторе нет. А о чем тогда говорит Новак? В данном случае, я считаю, для роста цен на топливо есть как объективные, так и субъективные причины. Объективные причины вызваны высокими объемами экспорта дизеля. Мы отправляем на внешние рынки почти половину того объема, который производим. И это правильно и объяснимо, стране нужна валюта. На мой взгляд, не стоит запрещать экспорт товаров, которые производятся в избытке в стране, таких как дизель или, например, удобрения. На сегодняшний день получается, что и на нефтяном рынке есть демпфер, и на зерновом. Но демпфер в нефтянке добавляет деньги производителям, а у нас только забирает. Мне казалось логичным в сентябре прошлого года, что правительство введет не запрет на вывоз дизеля, а экспортные пошлины на продажу на внешние рынки. Это могло бы выровнять цены с учетом получаемых ими дотаций. Но правительство пошло по другому пути. Результат — выросла цена за год на летний дизель на 36 %. То есть правительство вернуло все дотации и преференции нефтяникам, но цена продолжает расти. Странный рынок, в котором государство компенсирует потери только в одном секторе и игнорирует проблемы другого, не менее важного. Хотя, конечно, не отрицаю — нефтяная отрасль переживает непростое время. Есть логистические сложности с экспортом, санкции, тормозящие поставки на внешние рынки, атаки беспилотников. Но почитайте отчет одной из наших ведущих компаний – производителей топлива «Газпромнефть» по МСФО за 2023 год. Выручка компании рекордно выросла на 3,2 % и составила 3,5 трлн руб., прибыль по EBITDA — 1,3 трлн руб. Это примерно в два раза больше, чем по всему сельскому хозяйству страны. В Минэкономразвития при этом твердо уверены, что рентабельность сельского хозяйства сопоставима с нефтяной отраслью и предлагают опираться на какие-то рыночные показатели. Это говорит, на мой взгляд, что в ведомствах на сегодняшний день катастрофически не хватает профессиональных высококвалифицированных специалистов, которые на основании огромного массива имеющихся данных, например Росстата, были бы способны предоставлять руководству серьезные аналитические обзоры, согласно которым можно было бы принимать верные и обоснованные решения — полезные и правильные для экономики страны, в том числе для сельского хозяйства», — отметил депутат.

Ценники стремятся к звездам

По мнению кубанского экономиста Романа Иноземцева, цены на дизельное топливо растут хотя бы в силу того, что рублевая цена на нефть всего на 1 тыс. руб. за баррель меньше, чем в пиковый сентябрь прошлого года, и она растет с декабря 2023 года.

«Вот только полгода назад у наших нефтяников было меньше проблем с экспортом нефти. Сложности были в основном связаны с введенными санкциями, которые худо-бедно, но научились обходить, следовательно, была возможность получать дополнительную прибыль на экспортных рынках — в России цены на топливо регулируются государством. С началом более интенсивных атак на российские НПЗ возможности к экспорту существенно сократились и возможности извлекать дополнительную прибыль просели. К тому же с 1 января выросли акцизы на топливо. На дизельное топливо акцизы вырастут примерно на 60 коп. за литр. Это подорожание будет полностью переложено на потребителя. Кроме того, у государства есть механизмы, предотвращающие резкие скачки цен на топливо. Из-за этого механизма цены во время скачков реагируют на них относительно слабо, зато долго. В какой-то степени и этот фактор тоже играет на подорожание дизеля. И не будем забывать об общей инфляции, она тоже никуда не делась и не денется в ближайшие годы. Наш бизнес в массе своей давно привык решать свои финансовые проблемы за счет роста цен. Так будет и в этот раз. Так что оснований для роста цен на дизель более чем достаточно», — говорит эксперт.

Как отметил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, пока еще не было таких временных отрезков, чтобы бензин или дизель дешевели. Подорожание отмечается каждый год. Но если цены в розницу на АЗС правительство старается удерживать хотя бы в рамках инфляции, то на бирже ограничений на уровне инфляции нет.

«Если она повышается более 20 % за месяц по дизелю, то тогда нефтяные компании не получают выплаты по демпфирующему механизму, поэтому они всегда притормаживают на грани. Но даже в пределах повышения цены на 20 % в ежемесячном режиме это очень ощутимо для компаний, закупающих опт. При этом рост подорожания на топливо происходит, как правило, скачкообразно — осенью и весной. Особенно это заметно весной, когда начинается автомобильный сезон и потребление топлива растет сразу в нескольких секторах — гражданском секторе (люди больше начинают ездить, причем с каждым годом тренд на внутренние путешествия растет), аграрном секторе с началом посевных работ. А сейчас еще и СВО оттягивает на себя определенные объемы дизеля. На растущие объемы потребления накладываются сложности с доставкой нефтепродуктов в регионы по железным дорогам. Изменилась логистика, нагрузка на эти транспортные артерии и так выросла. В пиковые моменты она существенно влияет на вопрос своевременного обеспечения аграриев бензином и дизелем на время проведения весенних и осенних кампаний», — говорит Игорь Юшков.
По мнению аналитика, именно этот фактор стал решающим для возникновения дефицита топлива в прошлом году. Производство дизеля существенно не сократилось, но его просто не могли вовремя доставить к местам потребления.

«У Правительства РФ есть инструменты, чтобы сдерживать рост цен на дизель. Посмотрим, как будет развиваться ситуация. Председатель правительства Михаил Мишустин дал поручение проработать вопрос — предоставить приоритетность перевозкам нефтепродуктов по российским железным дорогам. Если часть НПЗ у нас сейчас уйдет в ремонты из-за повреждений, возникших после атак ВСУ, то топливо нужно будет везти из более отдаленных регионов. Чтобы не возникало физического дефицита в регионах, это должно делаться оперативно», — добавил Игорь Юшков.

Запретят ли экспорт

Однако многие эксперты считают, что предлагаемых сейчас мер может быть недостаточно. При таком росте цены все же пора снова принимать решения по запрету экспорта. Атаки ВСУ на НПЗ продолжаются. Это, возможно, на данный момент несущественно сокращает выпуск дизеля на попавших под обстрелы заводах, но все же. По данным Reuters, объем загрузки установок первичной переработки нефти российских НПЗ 14–20 марта составил 0,687 млн тонн в сутки. Показатель снизился на 7,5 % к первой половине месяца. Сокращение происходит на фоне атак беспилотников. «Нижегородский НПЗ ЛУКОЙЛа работает на средней загрузке 21,9 тыс. тонн в сутки — это 64 % от доаварийного уровня, Рязанский НПЗ «Роснефти» — 129 тыс. тонн в сутки (36 %). Сызранский НПЗ «Роснефти» сократил переработку с 12,6 тыс. тонн до нуля. Заводы были повреждены в результате атак 12, 13 и 16 марта соответственно. Ожидаемое падение выпуска бензина и дизельного топлива на трех заводах может составить в сумме до 5,8 и 6,6 % от его производства в России», — пишет Reuters.

С другой стороны, растет фактор обеспокоенности этими ЧП, а это уже может привести к некоторому ажиотажу на рынке и повысит спрос. А также подстегнет цены вверх.

«Начнется автомобильный сезон, посевная кампания развернется полноценно во всех регионах, и тогда на фоне увеличения спроса мы увидим слабые места в нашей топливной системе. Сейчас пока говорить однозначно сложно. Нефтяные компании не сообщают, какие у них повреждения и когда починят вышедшие из строя мощности. Правительство РФ указывает на то, что сейчас топлива хватает, и это действительно так. Но что будет через месяц, сложно сказать», — прокомментировал Игорь Юшков.

Фермеры, в свою очередь, говорят об ощущении дежавю в топливном вопросе и явно опасаются повторения прошлогоднего коллапса. Но и нынешняя цена уже довольно болезненна для аграриев.

«Как нам говорят наши поставщики, скорее всего, на фоне происходящих атак на НПЗ со стороны ВСУ происходит спекулятивный рост стоимости. Раз Минэнерго сообщает, что дизеля производится в два раза больше, чем потребляется на внутреннем рынке, то дефицита сейчас не может быть. Реагировать на ситуацию с повышением цен на дизтопливо однозначно нужно. Сейчас поставщики говорят, что объем у них выкуплен, но на бирже растет цена на дизтопливо. Это влияет и на розницу. Значимый рост отмечаем даже за сутки. А сейчас посевная кампания, расходы на дизтопливо растут. Запасы сделать обычным фермерам вряд ли получится, не у всех есть возможности хранить на своей территории значительные объемы дизтоплива. В основном закупают и хранят небольшие объемы для текущей деятельности. Кроме того, у большинства нет средств на закупку, допустим, годового запаса дизтоплива. С 13 марта только открыли реестры на субсидированные кредиты, которые могут помочь с закупкой дизеля. А цены начали расти еще до этого и останавливаться, похоже, не собираются. Так что пока дефицита мы действительно не чувствуем, но ощущение приближающегося прошлогоднего дежавю уже наступает», — рассказал глава Ассоциации КФХ Брюховецкого района Краснодарского края Сергей Коваленко.

Фермеры уверены — при таком быстром росте цен нужно уже запрещать экспорт дизеля.

«Если всего лишь за два месяца мы видим рост цены на дизель в 26 %, то, конечно, нужно вводить ограничения на экспорт, иначе мы будем нести сверхрасходы. Нужно понимать, что у фермеров за последние три года цена за произведенную продукцию опустилась до минимальных значений, а на дизтопливо как росла, так и продолжает расти. По факту цены на нашу продукцию сдерживаются искусственно государством. Почему тогда цена на продукцию нефтяников не сдерживается, ведь она тоже является сверхзначимой для внутреннего рынка? Для аграриев расходы на дизтопливо — это существенная статья себестоимости. Тем более что сегодня мы не можем продавать продукцию по мировым ценам, а нефтяники могут. Очевидно, что подход неодинаковый к отрасли сельского хозяйства и к нефтяной отрасли. Это неправильно и приводит к огромному диспаритету. Сейчас мы анализируем ситуацию и будем обращаться в правительство с просьбой отрегулировать цены на топливо, сделать их доступными для аграриев», — рассказал председатель Ассоциации «Народный фермер Кубани» Константин Юров.

Учредитель Национального аграрного агентства Александр Гавриленко считает, что цены на дизель, скорее всего, будут расти еще. Но вряд ли значения дойдут до прошлогодних пиковых цифр.

«Я думаю, что повторения ситуации прошлого года, когда, например, на Кубани и по 100 руб. брали за дизель, власти точно не допустят. Все силы будут брошены, чтобы провести нормально посевную в условленные сроки. Это дело не только экономики, но и политики. Рост возможен в пределах 7–8 %, дальше просто не дадут. При этом государство также входит в положение нефтяной отрасли, которая сейчас оказалась в сложной ситуации. И дополнительную нагрузку в виде запрета экспорта дизеля вряд ли допустят, будут стараться находить какой-то паритет, удобный для всех, — как для аграриев, так и для нефтяников», — говорит Александр Гавриленко.

Игорь Юшков не отрицает возможности введения запрета на экспорт дизельного топлива. Но явно не в ближайшее время.

«Пока введение запрета на экспорт может быть неким запасным планом. Правительство РФ его рассматривает, но заранее вводить не будет. К середине мая будет понятно, какой у нас объем производства дизельного топлива и насколько обеспечены им аграрии, тогда и могут приниматься более жесткие действия. Пока что правительство, думаю, рассматривает вариант договоренности с нефтяными компаниями о переводе в случае необходимости производимых объемов дизеля с экспорта на внутренний рынок. Если же с пониманием у нефтяников возникнут сложности или этой меры будет не хватать, тогда введут запрет на экспорт дизеля. Пока мы производим дизеля гораздо больше, чем нам нужно, и такие меры не требуются. Наши НПЗ всегда работали не на полную мощность по производству дизеля, они обеспечивали потребность внутреннего рынка и необходимый объем на экспорт, а все остальное продавали сырой нефтью. Но запас мощностей по производству дизеля существует еще с советских времен. Многие НПЗ имеют профицитные мощности по производству дизеля сегодня, это позволит не допустить дефицита и резкого скачка цен даже в случае каких-то форс-мажоров», — считает эксперт.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА
От редакции: мы направили запросы в крупнейшие компании — производители топлива. Полученные ответы опубликуем в газете. Следите за нашими публикациями.

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности