В России резко выросли цены на бензин и дизтопливо. Особенно остро ситуация складывается в аграрных регионах, где в настоящее время идет уборка сельскохозяйственных культур. Аграрии жалуются не только на рост цен, но и на дефицит топлива. Первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Оксана Лут отметила, что Минэнерго предпринимает меры по регулированию стоимости дизтоплива, однако глобального снижения цен ждать не стоит. Эксперты считают, что, если оставить проблему без решения, это грозит серьезными последствиями для сбора озимых. Предполагается, что спасти ситуацию должен спад туристического сезона и вмешательство со стороны регуляторов — Минэнерго и УФАС.
В России резко увеличилась стоимость бензина и дизтоплива (ДТ). Причем подорожание показывает рекорды как в опте, так и в рознице. Биржевые котировки неоднократно обновили исторические максимумы и продолжают расти. С начала года бензин АИ-92 и АИ-95 в опте подорожал на 76 %, до 65,1 и 75,5 тыс. руб. за тонну соответственно. В рознице в среднем рост не такой серьезный. Подорожание составило 7,1 % по бензину и 4,2 % по дизелю, но и тот и другой показатель намного выше инфляции (3,65 %, по данным Росстата). А именно в пределах инфляции правительство всегда старалось удерживать цены на АЗС.
В Минэнерго несколько раз заявляли, что спрос на топливо на внутреннем рынке обеспечен предложением, но поскольку цены на моторное топливо являются рыночными, в некоторых ситуациях происходит их рост выше инфляции. Для снижения волатильности с 1 сентября вступили в силу нормативы по увеличению минимальных объемов продаж на бирже СПбМТСБ по бензину до 13 %, а ДТ — до 9,5 %. Но на ситуацию с ценами это пока никак не повлияло.
По данным Росстата, за период с 29 августа по 4 сентября рост цен на автомобильный бензин был зафиксирован в 79 субъектах Российской Федерации. Более всего он подорожал в Чеченской Республике — на 4,8 %. «В Москве и Санкт-Петербурге за прошедший период цены на бензин автомобильный выросли на 0,2 и 0,5 % соответственно. Если смотреть с начала года, то в рознице бензин Аи-92 подорожал уже на 7,4 %, Аи-95 на 7,7 %, дизельное топливо на 5,5 %. Между тем биржевые цены выросли куда сильнее: более чем на 60 %», — сообщается на официальном сайте ведомства.
Вот какие цены на ДТ за отчетный период приводит Росстат: в Центральном федеральном округе его стоимость составила 60,40 руб., в Северо-Западном федеральном округе — 62,44 руб., в Южном федеральном округе — 62,31 руб., в Северо-Кавказском федеральном округе — 58,40 руб. Приволжский федеральный округ — 59,50 руб., Уральский федеральный округ — 61,73 руб., Сибирский федеральный округ — 63,96 руб., Дальневосточный федеральный округ — 68,16 руб. Однако по факту стоимость ДЗ на заправках гораздо выше. Кое-где она доходит до 75 руб. за литр, а при условии дефицита аграрии вынуждены закупать ресурс у «левых» поставщиков, и в этом случае цена может доходить до 100 руб. и выше за литр.
На Всероссийском форуме содействия развитию предпринимательства в сфере АПК в Туле фермеры заявили, что они вынуждены платить уже по 90 руб. за литр солярки, а зачастую и по 108 тыс. за тонну дизтоплива. Первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Оксана Лут заявила, что ситуация с ценами на дизтопливо стабилизируется в течение двух-трех недель. По ее словам, Минэнерго предпринимает меры по регулированию стоимости дизтоплива, однако глобального снижения цен ждать не стоит. «В данной ситуации мы зависим от курса доллара.
Внутренняя цена на нефтепродукты будет расти при росте курса доллара. К разумным значениям цена должна прийти через две-три недели. Но до прежнего уровня она не упадет, мы это понимаем», — отметила Оксана Лут. Аналитик «Цифра брокер» Даниил Болотских пояснил, что дефицит предложения наблюдается на мировом рынке также из-за закрытия большого количества НПЗ в США в период ковида. «В 2022 году Европа активно закупала российский дизель, чтобы заполнить хранилища, как это было с газом. Проблемы мирового рынка продолжают воздействовать на Россию и сейчас: так, Бразилия в августе нарастила закупку нефтепродуктов у России в 2,1 раза, до 920 тыс. тонн (это почти 10 % всей добываемой нефти в России). Сыграл свою роль экспортный приоритет», — говорит аналитик. Официальная же позиция такова: цены растут из-за увеличивающегося экспорта топлива, в том числе «серого», когда за границу поставляются бензин и ДТ, купленные трейдерами для того, чтобы закрыть потребности внутреннего рынка. А аналитики считают, что такая ситуация возникла из-за того, что правительство с начала осени изменило порядок выплат нефтяникам компенсаций по демпферу из бюджета. Они покрывали часть разницы между внутрироссийскими и экспортными ценами. С 1 сентября выплаты сокращены вдвое. После этого экспорт топлива стал более выгоден трейдерам, нежели поставки на внутренний рынок. Кроме того, свою роль сыграли логистические проблемы. «В России на дефиците топлива сказывается логистическая загруженность железных дорог после переориентации существенной части потоков угля на восток вместо запада и пик сезона отпусков в июле – августе. Еще одним немаловажным фактором выступает плановый ремонт некоторых НПЗ, который длился до июня-июля», — говорит Даниил Болотских.
Подорожание топлива наиболее болезненно сказалось на юге страны, особенно в разгар сельскохозяйственной страды и курортного сезона. Оксана Лут отметила проблему нехватки ГСМ именно в разгар уборочной в некоторых регионах. Особенно это коснулось юга страны, где ситуация достаточно сложная: «У нас есть регионы, у ряда производителей которых заканчивается топливо, его остается на неделю. И они приостанавливают полевые работы». По словам Оксаны Лут, в Минэнерго понимают, что уборочная не может остановиться. Она также пояснила, что Минсельхоз собирает информацию по регионам, сколько потребуется топлива на сентябрь и октябрь. «Параллельно мы будем определяться с заводами – поставщиками топлива», — заявила Оксана Лут.
Дефицит дизельного топлива уже несколько недель наблюдается в Краснодарском крае. На некоторых АЗС не могут назвать дату поставок, а другие были вынуждены закрыться. Кроме того, из-за нехватки сырья часть поставщиков подняла цену на него. По словам фермера Бориса Леднева, ситуация действительно сложная. «Сейчас мы убираем свеклу, кукурузу, подсолнечник. Расход топлива во время уборки максимальный, перенести ее по понятным причинам невозможно. Особенно сложно приходится мелким фермерам, у которых нет возможности закупать топливо оптом, впрок. Сомневаюсь, что крупные предприятия испытывают большие сложности, но я слышал, что и у них есть проблемы. Необходимо решать этот вопрос немедленно, иначе мы потеряем урожай. Часть урожая — точно», — говорит фермер.
В связи с подорожанием и дефицитом топлива главам муниципалитетов Кубани выдано предписание проводить еженедельный мониторинг наличия на АЗС моторного топлива, а также цен, объемов и его остатков, пишет «Ъ-Кубань». В региональном минэнерго сообщили, что о результатах мониторинга необходимо отчитываться в ведомство. Кроме того, министерство передало в УФАС по Краснодарскому краю собранные материалы для принятия мер по контролю за повышением цен на топливо. «По информации основных предприятий нефтепродуктообеспечения края, запасы топлива на нефтебазах в достаточном количестве. В конце августа наблюдались задержки по поставкам топлива, в частности, по железной дороге. Необходимо отметить, что на дефиците топлива среди прочего сказался массовый отъезд туристов», — прокомментировали «Ъ-Кубань» в министерстве. ФАС России сообщает, что ведомство проверит экономическую обоснованность стоимости мелкооптовой реализации топлива с нефтебаз, а также «другие составляющие, которые включаются в конечные цены для потребителей, в том числе аграриев». А региональные подразделения проанализируют всю цепочку формирования стоимости от закупки на нефтеперерабатывающем заводе до реализации потребителю. В ФАС подчеркнули, что при выявлении нарушений будут приняты соответствующие меры.
Корреспондент «ЗиЖ» по Центральному федеральному округу Владимир Черников рассказал, что в ряде регионов округа проблем с топливом у аграриев не наблюдается. «Большинство аграриев закупает ДТ еще перед началом уборки сразу на весь сезон. Они заключают договоры, и им поставляют необходимый объем ресурса. Это не значит, что выходит большая экономия, но, по крайней мере, дефицита топлива у сельхозпредприятий нет».
12 сентября глава Крыма Сергей Аксенов в своем телеграм-канале написал, что на полуострове сформировали четырехдневный запас дизельного топлива. Он отметил, что власти региона намерены принять необходимые шаги для снижения вероятности дефицита горючего в ходе полевых работ и таким образом поддержать сельхозпроизводителей. Также глава РК сообщил, что в Правительство РФ направлен ряд предложений по урегулированию процесса ценообразования на топливо в Крыму.
Даниил Болотских считает, что ситуация может негативно повлиять на уборку урожая. «Если оставить проблему без решения, это грозит серьезными последствиями для сбора озимого сева. На наш взгляд, такая ситуация еще отразится в ценах на плодоовощную продукцию. Часть этого тренда мы уже видим на недельных данных Росстата. Уже три недели подряд среди самых дорожающих продуктов оказываются огурцы. В этом году вклад в общую инфляцию плодоовощная продукция не привносила, дорожали в основном услуги туризма, автомобили и бытовая техника. С ростом цен на продовольственные товары можно ожидать продолжения роста инфляции до конца года, по нашим оценкам инфляция составит 6–8 %», — констатировал аналитик.
Елена Рыжкова