27 декабря 2022

Дружба дружбой, а деньги врозь

Дружба дружбой, а деньги врозь

Из-за санкций экспорт сельскохозяйственных продуктов из России столкнулся с серьезными логистическими трудностями. С одной стороны, облегчить ситуацию может тесное сотрудничество внутри ЕАЭС. Причем страны Евразийского экономического союза рассматриваются Россией не только как рынок сбыта, но и как возможность транспортировки грузов через их территорию в другие государства, а также как канал поставки в РФ санкционной продукции, например, техники. Но растущее напряжение в отношениях с некоторыми соседями ставит реализацию этих планов под угрозу.

Ничего личного

Изначально ЕАЭС создавался с целью стабильного развития национальных экономик стран-союзников и осуществления свободного товарооборота между ними. Теоретически в рамках Союза должна была царить взаимопомощь и взаимовыручка по всем фронтам. На деле же с самого начала своего существования практически все страны ЕАЭС в тот или иной момент демонстрировали большой разрыв между декларациями о намерениях, высказываемыми ожиданиями и реальными достижениями в этой области.

«Многочисленные разногласия во взаимной торговле свидетельствуют о наличии у властей наших стран опасений, что местные производители агропродовольственной продукции могут быть вытеснены поставщиками из других стран ЕАЭС. В этих условиях внешнеторговые ограничения, прежде всего технического характера, становятся механизмом защиты отечественных производителей от конкуренции производителей из других стран», — пишет ecfor.ru.

Так, Россия вводила временные ограничения на ввоз из Беларуси молочной продукции в 2009, 2010, 2012, 2016, 2017, 2018, 2019 годах, мясной продукции — в 2013, 2014, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годах, яблок и груш — в 2019 году, а также на поставки из Казахстана мясной продукции — в 2018, 2019, 2020 годах.

В этом году РФ ввела другие меры, ставшие весьма непопулярными среди других стран — участников ЕАЭС. Речь идет о запрете на экспорт зерна и сахара, причем запрет на экспорт зерна не коснулся, например, Беларуси, к тому же сохранилась продажа зерна на внешние рынки других стран, не участников Союза, в рамках квот.

Больше всего ситуацией был недоволен Казахстан. «Казахстанская сторона действительно недовольна и в разговорах обещает добиться снятия ограничений, — сообщил «Интерфаксу» председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. — Но в России вопрос о снятии ограничений до конца этого сезона не стоит. Ранее некоторые страны ЕАЭС продемонстрировали аномальный рост закупок российского зерна. Вероятная причина — развитие реэкспорта и арбитражных сделок с российским зерном в обход действующих в РФ ограничений на экспорт».

При этом, по оценке экспертов, с начала 2022 года и до момента запрета экспорт зерновых культур из России в страны ЕАЭС вырос в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основной объем вывозился именно в Казахстан. И, по словам участников рынка, перепродавался с наценкой в другие, недружественные страны. Понятно, что терять выгодный рынок республике ни к чему.

Кроме запрета на экспорт зерна Россия ввела весной и ограничения на вывоз сахара, в том числе и в страны ЕАЭС. И снова больше всех пострадал Казахстан — в государстве возник тотальный дефицит этого продукта. На фоне нехватки сахара крупная кондитерская фабрика АО «Лотте Рахат» приостановила работу. Как рассказал на Всероссийском Дне поля в Калининграде директор компании INMART Куандык Досымов, ранее доля импорта из России в Казахстан составляла более 52 %, в этом году она сократилась в два раза. Правда, причиной стали не только запреты на вывоз из РФ некоторых продуктов, но и более выгодные условия работы с местными поставщиками в ряде случаев. Результат, впрочем, все равно оказался печален: тот же сахар подорожал на 60 %. Местный завод по производству этого продукта даже при 100 %-ной загруженности может покрывать только 40 % потребностей республики, поэтому снятие ограничений и налаживание новых связей по поставкам продуктов Казахстану было нужно как воздух.


Вице-президент и председатель комиссии по развитию зернового комплекса организации «Опора России» Сергей Соколов

Впрочем, по мнению экспертов, такие ограничения в сложившихся условиях вполне оправданы и не являются какими-то враждебными происками.

«Это ситуативные меры, ра­бо­тающие на восстановление балансов рынков. Дело вовсе не в борьбе государства с дружественным соседом, просто у каждого есть свои внутренние интересы, есть свои жители, которых мы должны обеспечивать в первую очередь. В этом случае нам было необходимо сдержать рост цен на продукцию на внутреннем рынке, например, по тому же сахару, а для этого рынок нужно насытить, чтобы не было дефицита и предпосылок к росту цен. Такие же ограничения были и по растительным маслам. Но дефицит сахара в Казахстане, который возник на фоне запрета российского экспорта, — это проблема только их внутренней регуляторики», — считает вице-президент и председатель комиссии по развитию зернового комплекса организации «Опора России» Сергей Соколов.

Цифра: на 30 % вырос экспорт из России в страны ЕАЭС и составил в суммарном объеме почти 5,5 млрд долларов (по данным «Агроэкспорта» за 2021 год)

Дорогой транзит

К сожалению, сложности внутри ЕАЭС продолжились и в другом направлении. Практически лишенные выхода к морю российские зерновики начали переправлять свои грузы через Казахстан по железной дороге — и тут они столкнулись с высокими транзитными ценами. Справедливости ради стоит отметить, что цены для перевозки российских грузов через Казахстан были немного выше, чем для своих производителей уже в последние несколько лет. О резком подорожании говорить не приходится, но сейчас из-за увеличения потока финансовая проблема встала в полный рост перед сельхозтоваропроизводителями и экспортерами. Еще в июне «Опора России» обратилась с письмом на имя председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексею Майорову, где сказано о наличии сложностей для сибирских экспортеров зерна, именно они в основном используют путь через Казахстан. По словам президента «Опоры России» Александра Калинина, железнодорожные тарифы внутри республики Казахстан и транзитные тарифы при поставках груза из РФ через его территорию существенно различаются — транзитные тарифы завышены более чем в четыре раза. Чтобы оправдать издержки на перевозку, российские экспортеры вынуждены поднимать цену на свою продукцию. Это влечет снижение их конкурентоспособности на рынках Центральной Азии, которые очень привлекательны для отечественных сельхозтоваропроизводителей.

В ноябре СМИ сообщили, что ОАО «РЖД» предложило снизить Казахстану цены на перевозки зерна по территории республики. А в Российском зерновом союзе заявили о фактической блокировке соседней республикой поставок из России.

«Тарифные условия на транзитные перевозки продукции российского агропромышленного комплекса по территории Казахстана последние четыре года остаются неизменными. При этом объем перевозок зерна из России транзитом по территории Казахстана за десять месяцев 2022 года вырос на 24 % по сравнению с 2021 годом», — процитировали «Ведомости» сообщение пресс-службы казахстанского перевозчика по этой теме.


Генеральный директор «Агроспикера» Виталий Шамаев

«Казахстан строит барьеры российскому зерну, чтобы не потерять свою конкурентоспособность. У них проблема с урожайностью, а себестоимость зерна выше. Также нужно учитывать разницу валют: в Казахстане доллар дороже, им выгодно свое зерно экспортировать», — говорит генеральный директор компании «Агроспикер» Виталий Шамаев.

По словам Сергея Соколова, Казахстан ведет себя со своей стороны очень прагматично и получает по максимуму выгоду из создавшегося положения, что, в общем-то, понятно и объяснимо.

«Схема железных дорог в СССР была так построена, что каждая поставка в Центральную Азию в любом случае шла транзитом через Казахстан, поэтому заградительные железнодорожные транзитные тарифы для российской продукции АПК в том числе — это большая проблема. О ней все знают, на разном политическом уровне это обсуждалось много лет, но безуспешно. Когда этой тарифной дискриминации не было, переработка с Алтайского края выросла в два раза. Как только пошли высокие транзитные тарифы на перевозку по Казахстану, в два раза выросла переработка зерна республики. А нам, конечно, очень важен этот логистический коридор, чтобы поставлять свою продукцию не только в Китай, но и в сопредельные с Казахстаном государства. На сегодняшний момент Узбекистан потребляет 500 тыс. тонн муки в год, но не российской, а казахстанской. А могла бы быть неплохая конкуренция между сибирскими производителями и производителями соседнего государства. Но со стороны Казахстана эту конкуренцию никто не поддерживает», — комментирует Сергей Соколов.

В этом году, по словам эксперта, Узбекистан приобрел статус наблюдателя ЕАЭС. Это предпосылки к тому, что государство станет членом Евразийского экономического союза в будущем, поэтому Казахстан держит высокие цены на транзит российского зерна, чтобы удержать за собой рынок Узбекистана. Но ситуация начинает постепенно меняться.

«В этом году под давлением Правительства РФ и ряда губернаторов российских регионов — Новосибирского, Алтайского, Омского, Оренбургского и других — разрешением ситуации занялась Евразийская экономическая комиссия. Ее члены начали проводить консультации со странами ЕАЭС, в том числе с Министерством экономического развития РФ. Россия готова сделать встречный шаг — дать соответствующие преференции на перевозку казахстанской продукции, не только АПК, но и энергетических грузов по нашей территории. Поэтому сбалансировать встречную перевозку зерна при политическом решении, протекционистском со стороны российского Правительства, сложности особой нет. В этом году Казахстан уже дал небольшое послабление: разрешил предоставлять скидки при перевозке через переходную станцию Болашак. Но это всего лишь приграничная станция на пути в Туркменистан, который не очень емкий и интересный для нас. Тем не менее посыл уже дан. Для нас очень важно «расшить» вопрос технологической пропускающей мощности станции Достык — это дорога в Китай через Казахстан. Здесь была бы очень кстати совместная инвестиционная программа казахстанских и российских железных дорог. Если бы эта транспортная артерия заработала в полную силу, это был бы важный прорыв. Также сейчас китайские железные дороги строят со своей стороны пути к Кыргызстану. Через 3–5 лет транзит через Киргизию в Китай станет насущной и актуальной темой», — рассказал Сергей Соколов.

Санкционные качели


Экономист Роман Иноземцев

В оценках будущего сотрудничества в рамках ЕАЭС между странами эксперты расходятся. Для России этот рынок однозначно будет оставаться интересным. Но как будет осуществляться взаимодействие в условиях санкций — большой вопрос.

«Рынок ЕАЭС всегда был значимым для российских аграриев, хотя его, конечно, не стоит переоценивать. ЕАЭС — это объединение России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии. Кроме России остальные члены объединения в общей массе набирают всего 40 млн человек с не самой большой покупательной способностью. В какой-то степени эти страны интересны как каналы реэкспорта, прежде всего Казахстан. Но, опять же, и здесь их возможности ограничены. Во-первых, пропускная способность железных дорог в направлении основных рынков сбыта не позволит полностью заместить экспорт, который шел морским путем. Большая часть этих железных дорог создавалась при СССР, во времена, когда Китай не был в числе первых экономик мира и не являлся крупным рынком сбыта. Конечно, сейчас КНР прикладывает большие усилия по развитию нового «шелкового пути», но создание логистической инфраструктуры требует времени. Во-вторых, мы ограничены в маршрутах из-за политической нестабильности в Афганистане, из-за чего, например, грузы из России не могут сушей пройти в Индию или Пакистан. В этом плане намного более интересным является Иран, который вошел в зону свободной торговли ЕАЭС в 2018 году и где сейчас создается транспортная инфраструктура для транзита российских товаров из Каспия в Оманский залив и Аравийское море», — говорит экономист Роман Иноземцев.

По мнению эксперта, в силу исторических причин рынок ЕАЭС все же будет интересен России и в дальнейшем, хотя события последних месяцев показали, что здесь не все так просто. «Беларусь стала объектом западных санкций и, хотя они не такие жесткие, как против России, все же для страны, чье политическое руководство привыкло маневрировать между Западом и Россией, это серьезный вызов. Казахстан же сделал выбор, судя по всему, не в сторону России. Хоть сотрудничество с этими странами для нас останется очень важным, тем не менее нам необходимо диверсифицировать каналы сбыта нашей продукции, а также развивать более сложное производство. В случае сельского хозяйства это животноводство, пищепром (прежде всего кондитерская продукция) — товары с большой добавочной стоимостью и относительно малым объемом.

В условиях слабой пропускной способности нашего транспорта в сторону Китая нужно стараться экспортировать более дорогие и менее объемные товары. Те же сладости, для производства которых у нас есть дешевое зерно и дешевый сахар. Это задача сложная, но время простых решений прошло», — отметил экономист.

Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук Алексей Зубец считает, что внутренняя напряженность в ЕАЭС связана с событиями в Армении и, конечно, с санкциями.


Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук Алексей Зубец

«Казахстан как огня боится попасть под вторичные санкции, поэтому всячески избегает любых операций, которые могут быть оценены США как обход их санкций. И, соответственно, отсюда возникает отказ от работы с российскими банками, отказ от платежей, запретительные тарифы для российского экспорта через территорию Казахстана и т. д. Но нужно понимать, что это не вражда к России как к государству или народу, это всего лишь нежелание попадать под санкции — это большая разница. В целом же у рынка ЕАЭС хорошие перспективы. Наши соседи ограничены в производстве продовольствия, тот же самый Азербайджан при всем желании не может нарастить производство зерновых до того объема, который ему необходим. Так или иначе, эти страны всегда будут завязаны на России и поставках российского продовольствия. Я считаю, внутренний дефицит товаров и необходимость покупать их в нашей стране является лучшей гарантией дружбы и продолжения взаимовыгодного сотрудничества между членами ЕАЭС. Думаю, все временные сложности будут преодолены, и ситуация внутри Союза нормализуется», — прокомментировал Алексей Зубец.

Кстати
Пока сибирские (и не только) зерновики испытывают сложности с транзитом через Казахстан, возникли проблемы и на другом направлении. Трейдеры южных регионов жалуются на подорожание услуг перевозчиков и их дефицит.
«Ситуация с перевозками начала усложняться еще в прошлом году. Машины все ушли на Крым. Фермеры с Украины массово везли зерно в Джанкой, забивали все склады и элеваторы по низкой цене, для них это было своеобразной подстраховкой. Люди опасались, что, если не продадут срочно зерно в Россию, у них его могут забрать просто так на нужды государства, бесплатно. Потому наши кубанские перевозчики, часть ставропольских и ростовских начали ездить в основном по маршруту «Джанкой – Новороссийск» или «Джанкой – Тамань». Им это было выгоднее, чем брать грузы у нас. В этом году добавились Луганск, Донецк, через Крым начали возить дешевое зерно Запорожье и Херсон. В итоге туда ушла еще часть южных перевозчиков. И на сегодняшний день по всему ЮФО и СКФО — дефицит транспортных компаний. Те, которые остались, цены подняли в два раза, и не только на фоне нехватки и большой востребованности. С прошлого года ввели ограничение по весу, обязали возить только по нормативу, элеваторы не могут больше принимать с перегрузом. И перевозчики, чтобы окупить свои расходы, подняли цены. Да ладно бы хоть они были. Но на сегодняшний день из 5–7 перевозчиков у нас осталось только две компании», — рассказал руководитель службы закупок ГК «Агротек» Сергей Лезов.

По мнению Сергея Соколова, ЕАЭС остается интересен нам не только как канал сбыта, но и в качестве возможного пути для поставок в Россию санкционной продукции.

«В плане сотрудничества в условиях санкций важной становится возможность поставок через республики, не находящиеся под санкциями США и ЕС, запчастей для ремонта импортной сельхозтехники. Уже сейчас мы испытываем сложности с обслуживанием зарубежного, да и нашего оборудования, зависимость от импортных запчастей большая. Это было бы одним из ключевых пунктов нашего сотрудничества. Также важно совместно развивать перерабатывающие мощности на соседних с ЕАЭС территориях, там, где выращивается сырье. Например, в Узбекистане очень много инвесторов из Афганистана, Ирана, Турции, которые ставят там мощности по переработке сельхозпродукции для дальнейших поставок на международные рынки. Здесь российский инвестор далеко не на первых позициях, хотя по идеологии мы достаточно близки с этими странами. Нужно пересмотреть подход, чтобы наши предприниматели могли спокойно работать на территории стран ЕАЭС и соседних стран, это могло бы быть положительным моментом взаимного сотрудничества на перспективу», — отметил вице-президент «Опоры России».

В ЭТО ВРЕМЯ
Как сообщили в Минсельхозе РФ, в конце ноября состоялось очередное заседание Совета по агропромышленной политике Евразийского экономического союза. Российскую Федерацию на мероприятии представил Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. По словам главы Минсельхоза России, в условиях нарастающих глобальных вызовов евразийская интеграция остается гарантом обеспечения продовольственной безопасности государств – членов Союза. Важнейшим результатом сотрудничества наших стран в этой сфере является разработка индикативных балансов по отдельным видам продукции. Использование этого механизма в дальнейшем позволит более эффективно планировать объемы взаимной торговли. Дмитрий Патрушев отметил, что объемы собственного производства позволяют нашей стране полноценно обеспечить основными видами сельхозпродукции и продовольствия внутренний рынок, при этом сохранив статус одного из крупнейших экспортеров продукции АПК в мире. В этой связи Россия готова и далее принимать участие в укреплении продовольственной безопасности ЕАЭС. Вместе с тем нашим странам необходимо активнее обмениваться информацией о текущей работе в части обеспечения продукцией АПК для принятия оперативных решений на уровне Союза.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности