Фермерская продукция не в цене
В России, по данным Росстата, число крестьянских хозяйств за последние пять лет сократилось со 174,8 тыс. до 123,2 тыс. Коснулись изменения и численности ЛПХ. Их количество с 2016 по 2021 год уменьшилось с 23 тыс. до 16 тыс. Одной из причин падения численности фермерского сектора стала низкая рентабельность производства и сложности со сбытом. Нужно ли менять ситуацию и каким образом, рассказал Председатель Правления Союза органического земледелия, исполнительный директор Сергей Александрович Коршунов.
Пустеет без аграриев земля
— Насколько, на Ваш взгляд, критична ситуация с сокращением КФХ и ЛПХ для экономики страны?
— Проблема уже вышла на серьезный уровень. Подобное существенное уменьшение числа малых и средних форм хозяйств всего лишь за последние пять лет уже сказалось падением доли сельского хозяйства в ВПП страны с 4,2% в 2016 году до 3,8% 2019 году. Всего доля КФХ в ВВП сельского хозяйства России составляет 14,3%. Между тем малые и средние сельхозпредприятия являются важным и неотъемлемым элементом современного АПК и вносят значительный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. Кроме того, произведенная фермерами экологически чистая продукция является залогом здоровья нации. Да, в ВВП сельского хозяйства России КФХ занимают небольшую часть. Но доля производимой в малых и средних хозяйствах овощной сельскохозяйственной продукции в общем объеме, по данным Росстата за 2021 год, составляет от 50 до 80%. Органические овощи и фрукты, а также другую свежую и натуральную продукцию технологически выгодно выращивать именно в КФХ и ЛПХ.
— Сокращается не только доля фермерских хозяйств. Все больше людей перебираются в город за лучшей жизнью…
— Да, начиная с 1960-х годов неуклонно падает численность сельского населения. Это означает, что огромные территории страны пустеют, земля не работает как капитал, а она могла бы приносить стране и фермерам доход. Мы общаемся со многими мелкими и средними хозяйствами, и вот какой интересный парадокс наблюдается: у нас много говорят о государственной поддержке, о том, что аграриям нужно помогать, по факту же небольшие сельхозпроизводители полагаются только на себя и свои силы. Большинство из них либо не получают государственной поддержки вообще, либо получают ее в гораздо меньших объемах, чем крупные сельхозпредприятия. И это те КФХ и ЛПХ, которые смогли выжить и удержаться. Их могло быть многократно больше при должном внимании государства.
— Развитие сдерживают только сложности с получением господдержки?
— Не только это — все взаимосвязано в аграрной сфере. Практически все сельхозпроизводители МСП главным образом указывают на проблемы со сбытом. Точнее, говорят о низких ценах, которые не могут обеспечить достаточную для продолжения деятельности рентабельность производства. В сельском хозяйстве она очень низкая, в среднем 6,3%. Для сравнения: в добыче полезных ископаемых средняя рентабельность — 33%, в обрабатывающих производствах — 12%. И это одна из причин того, что аграрный сектор не является инвестиционно привлекательным в достаточной степени. При такой рентабельности земля плохо работает как актив для собственника и государства.
Ярмарки для перекупов
— Какие каналы сбыта на сегодняшний день наиболее раскручены и доступны для сбыта фермерской продукции?
— Пожалуй, ярмарки остаются самым понятным и доступным каналом сбыта для сельхозпроизводителей МСП. Согласно данным Росстата, всего за 2021 год в России провели 8 426 продовольственных ярмарок. Не все из них сельскохозяйственные. Но все же, я считаю, эти ярмарки никак не решают проблему сбыта сельхозпродукции МСП.
— Почему?
— Менее 1% сельхозпроизводителей МСП могут получить место на ярмарке. Регионы распределяют мало мест на локальные ярмарки. Например, в Москве в 2021 году проведено 152 ярмарки, для фермеров из регионов на сельскохозяйственные ярмарки в Москве выделяется крайне малое количество мест. Единой централизованной информации о сельскохозяйственных ярмарках и условиях участия в них нет, распределение мест на участие не прозрачно. Как правило, места там получают не сельхозпроизводители МСП, а перекупщики. В муниципалитетах проводится ничтожно малое количество ярмарок, а именно там они нужны больше всего, свежая сезонная продукция должна продаваться преимущественно в радиусе 300 км. Крупная кооперация в секторе малых и средних фермерских хозяйств в России отсутствует. В то же время мировая практика показывает, что именно она создает условия для стабильного сбыта и необходимого уровня рентабельности сельхозпроизводителей МСП. Большинство фермерских хозяйств находятся в условиях неравной конкуренции с крупными сельхозпредприятиями и агрохолдингами. Господдержки получают в несколько раз меньше, инфраструктуры для переработки, хранения и предпродажной подготовки у большинства из них нет или она недостаточна.
Как обойти агрохолдинги?
— Какой выход из ситуации Вы видите?
— Для увеличения сбыта сельхозпродукции МСП, повышения их рентабельности, снижения цен для конечных потребителей необходимо исключить перекупщиков, создать стабильные каналы сбыта для свежей продукции напрямую от производителя к потребителю. Просто информационные сайты и площадки с карточками сельхозпредприятий не работают как торговая система, даже в виде каталога они не увеличивают продажи. Также необходимо развивать у себя конкурентные преимущества, которые позволят обойти агрохолдинги.
— Каким образом?
— В России с 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 280-ФЗ об органической продукции. Работают пять национальных стандартов, единый государственный реестр производителей органической продукции (ведет Минсельхоз РФ) и единый государственный знак органической продукции. На данный момент лишь 114 сельхозпроизводителей включены в единый государственный реестр, еще около 100 находятся в переходном периоде от традиционного в органическое производство (длится три года). При создании лояльных условий мелкие и средние сельхозпроизводители перейдут на органическое сельское хозяйство, это позволит ввести в оборот неиспользуемые сельхозземли, на которых не применялись агрохимикаты более трех лет (их в России более 48 млн га). Благодаря статусу «органик» МСП уйдут от прямой конкуренции с агрохолдингами, выделят свою продукцию среди массовой и получат справедливый доход. Рентабельность органических сельхозпроизводителей в среднем составляет 30%, что является хорошим стимулом.
— В Правительство РФ Союзом органического земледелия внесены предложения по улучшению сбыта сельхозпродукции и наращиванию количества сельхозпроизводителей МСП и объемов выпускаемой ими продукции. Что предлагаете конкретно?
— Во-первых, нужно увеличить количество ярмарок сельхозпродукции МСП с упором на муниципальные, их доля должна составлять не менее 70% от всех сельхозярмарок. Также необходимо добавить торговые места для сельхозпроизводителей соответственно их количеству, а именно до 123 200. При этом не менее 80% ярмарок должно действовать на постоянной основе, а 20% — сезонно. Во-вторых, необходимо установить минимальные требования по безопасности, внешнему оформлению сельскохозяйственных ярмарок и другие административные требования. Производителям необходима крыша, электричество, биотуалет, мусорные баки. В-третьих, нужно выделять гранты/субсидии для кооперативов второго уровня, объединяющих более 300 сельхозпроизводителей, в размере до 500 млн руб. Эта сумма позволяет создать собственную торговую инфраструктуру кооператива и наладить стабильный сбыт. В-четвертых, необходимо создать единую торгово-информационную площадку B2B для реализации сельхозпродукции МСП с системой гарантии поставок, факторингом. Предложение по исполнителям: Корпорация МСП, АО «Россельхозбанк». В-пятых, важно принять меры поддержки производителей органической продукции.
— Например?
— Прямая несвязанная поддержка производителей органической продукции (погектарная по примеру Томской области, на единицу произведенной продукции и т. д.). Субсидирование 100% затрат на сертификацию, 50% затрат на биопрепараты, биоудобрения (по примеру Воронежской области) и многое другое. Предложенные меры позволят увеличить долю МСП в ВВП сельского хозяйства, повысить доступность свежей натуральной продукции для россиян, снизить цены на сезонную и свежую натуральную продукцию на 30%, увеличить торговый оборот сельхозпродукции МСП на 15–20%, создать продукцию переработки, в том числе глубокой. Также увеличить дополнительные рабочие места, ввести в оборот 12 млн га залежных сельхозугодий, на которых более трех лет не применялись химические агрохимикаты и пестициды. В целом все это поможет снизить экономические потери государства на лечение болезней россиян, вызванных недостаточным потреблением свежих и экологичных овощей и фруктов.
ОЛЬГА РОМАНОВА