26 февраля 2022

Грядущие перемены для АПК

Грядущие перемены для АПК

Премьер-­министр России Михаил Мишустин утвердил план законопроектной деятельности на год, согласно которому правительство должно подготовить 127 новых документов. Что касается расходов на реализацию госпрограммы развития АПК, они возрастают: в 2022 году планируется использовать 285,1 миллиарда руб., в 2023‑м — ​304,8 млрд, и дальше расходы будут увеличиваться. При этом в 2023 году на 2 млрд 760,4 млн руб. возрастет объем средств на реализацию федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». Увеличатся расходы на субсидирование фермеров, техническую модернизацию, стимулирование инвестиционной деятельности, научно-­техническое обеспечение, развитие АПК. На это будут направлены дополнительные доходы от экспортной пошлины на зерно.

Начиная с 1 марта вводится ряд документов, которые заинтересуют сельхозпроизводителей. Так, вступает в действие Закон о маркировке и сертификации производителей «зеленых» продуктов. Он конкретно прописывает требования по созданию такой продукции, ее хранению, перемещению и продаже. В стадии обсуждения находится приказ с правилами ее маркировки, в приложении к нему есть уже образец метки — ​листочек с ладонью в круге.

С этого же периода вступает в силу Закон о реестре сельхозземель, он заинтересует фермеров, которые собираются проводить сделки или другие операции с землей.

Считается, что реестр поможет сохранить угодья и сделать операции с ними более прозрачными. Согласно закону, информация, полученная в ходе такого мониторинга, должна быть внесена в госреестр земель сельскохозяйственного назначения. Вести этот реестр будет Минсельхоз РФ, Кабмин при этом установит порядок ведения госреестра, состав информации, содержащейся в нем, а также порядок ее предоставления. Сведения из реестра будут предоставляться собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков бесплатно по их запросам в виде паспорта участка.

Граждане, занимающиеся развитием личных подсобных хозяйств, зарегистрированные как самозанятые и применяющие режим НПД (налог на профессиональный доход), смогут с нынешнего года получать субсидии от государства.

Фермерам, которые мечтали построить свой дом среди полей, поможет Закон о постройке дома на сельхозземле, который тоже вступает в силу с 1 марта. Дом может быть один, не более трех этажей и 500 квадратных метров. Такое жилое здание остается в составе имущества хозяйства. И еще один важный факт — ​землю с такими домами разделять нельзя.

Также с первого весеннего месяца вводятся новые ветеринарные правила для КРС, овец, лошадей, кроликов. С ними следует разобраться ветеринарам хозяйств, тем более что с марта начинает действовать объемный блок новых требований, направленных на борьбу с опасными заболеваниями. Будут введены и новые правила для пчеловодов.

Практически одновременно вступает в действие Законопроект «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками», он разработан Минсельхозом России по поручению Президента РФ и будет способствовать регулированию отношений, связанных с производством, хранением, транспортировкой и реализацией такой продукции, повышению ее доступности для населения и информации о ней.

Согласно данному документу, запрещается применение клонирования и методов генной инженерии, генно-­инженерно-модифицированных и трансгенных организмов, ионизирующего излучения. Также пре­­ду­смотрено использование повторно перерабатываемой и (или) биоразлагаемой упаковки и упаковочных материалов.

С этого года в России появится новый грант для сельхозпроизводителей — ​«Агротуризм», который внесет изменения в госпрограмму развития сельского хозяйства, утвержденные Михаилом Мишустиным. Максимальный размер гранта — ​10 млн руб. Представители малого аграрного бизнеса смогут получить господдержку на проекты по развитию сельского туризма. Срок окупаемости не должен превышать пяти лет.

В марте вступает в силу Федеральный закон № 520 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О зерне». Он предусматривает создание Федеральной государственной информационной системы, которая будет прослеживать движение зерна и продуктов его переработки, а также проведение полного государственного мониторинга зерновых нового урожая. С этого года производители зерна будут самостоятельно вносить информацию в Федеральную государственную информационную систему (ФГИС «Зерно») о регистрации, об имеющихся полях, об урожайности и валовом сборе зерна и его потребительских свой­ствах.

С сентября начнет действовать Закон «О племенном животноводстве» — ​он коснется тех фермеров, которые разводят и продают породистых сельскохозяйственных животных.
В этом году Госдума обсудит законопроекты, облегчающие господдержку предприятиям в сфере АПК. Как отметила зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина («Единая Россия»), данный законопроект призван сократить затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей на представление отчетности и ее перевод в электронный вид.

Сейчас массово обсуждается Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он принят Государственной Думой еще 16 сентября 2003 года, но в данный период в документ вносятся поправки. Если в старом варианте местное самоуправление рассматривалось как одна из основ конституционного строя Российской Федерации, то в новом проекте оно трактуется как третий уровень публичной власти. Один из авторов законопроекта, Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, отмечает, что закон даст возможность более демократичного формирования представительных муниципальных органов. Упразднение двухуровневой структуры муниципалитетов оставляет единственный способ их формирования — ​прямые муниципальные выборы. Вместо прежних шести закрепляется три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ, внутригородская территория в городах федерального значения. Такая организация позволит избежать как дублирования функций, так и перекладывания ответственности с одного уровня на другой. Главный консультант (юрисконсульт) отдела по обеспечению деятельности комитета по законодательству, государственному строительству и МСУ Вячеслав Зикеев назвал «важнейшей новеллой законопроекта» закрепление трех альтернативных вариантов избрания главы муниципального образования: на муниципальных выборах, представительным органом муниципального образования из своего состава и представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Пока еще, по мнению обсуждающих, из текста законопроекта не просматривается главное — ​как будет решена проблема экономического развития и бюджетной обеспеченности муниципальных и городских округов, но процесс еще не завершен.

Наталья Слюсаренко

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности