Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила профильным ведомствам проработать дополнительные меры поддержки молочной отрасли и предусмотреть компенсацию затрат предприятий на покупку кормов в 2022 году. Это должно способствовать развитию отрасли и позволит не допустить роста цен на молочную продукцию.
Артем Белов, генеральный директор «Союзмолоко»
Необходимо увеличить объемы льготного краткосрочного кредитования сектора и разработать закон о внутренней продовольственной помощи.
Что предлагают производители?
Непростая ситуация в молочной отрасли стала темой для обсуждения на различных уровнях вертикали власти. Как отметили в Министерстве сельского хозяйства РФ, несмотря на существенное увеличение издержек производителей, на протяжении всего прошлого года динамика цен на молоко и молочную продукцию оставалась ниже темпов продовольственной инфляции. Предприятия отрасли максимально сдерживали рост за счет оптимизации внутренних процессов и снижения собственной маржинальности.
Однако нельзя отрицать, что на фоне продолжающегося повышения затрат на электроэнергию, логистику, ветпрепараты, упаковку и другие составляющие себестоимость молочной продукции существенно выросла. А значит, нагрузка на производителей увеличилась. Если не повышать цену на молочные продукты (а по ожиданиям Минсельхоза РФ этого не должно случиться в текущем году), то остается только надеяться на меры государственной поддержки и законопроекты, которые помогут «молочникам».
Именно об этом представители СОЮЗМОЛОКО говорили на круглом столе, который прошел в Комитете Государственной Думы по аграрным вопросам. Кстати, ранее Союз уже подготовил и направил в адрес Комитета предложения по системной поддержке молочного сектора, которая могла бы снизить давление на производителей и компенсировать растущую себестоимость. В числе приоритетных предложений представителей отрасли, которые озвучил в своем докладе генеральный директор СОЮЗМОЛОКО Артем Белов, были увеличение объемов льготного краткосрочного кредитования сектора и разработка закона о внутренней продовольственной помощи.
Кроме того, Артем Белов подчеркнул необходимость поддержки закона об отходах жизнедеятельности животных, который уже внесен в Госдуму. По словам директора, оперативное принятие документа крайне важно для всех животноводческих индустрий. Белов отметил в своем докладе, что для отрасли необходимо предусмотреть плавное внедрение всех новых норм, постепенное (до 2025 года) принятие 100 % нормативов утилизации, чтобы избежать негативных последствий для бизнеса.
Также глава СОЮЗМОЛОКО предложил исключить из реестра регулируемых организаций предприятия молочного животноводства в части закона о парниковых газах. Большое количество ограничений и высокие затраты могут лечь на плечи аграриев уже с 2023–2024 гг.
Все эти меры, по мнению производителей, должны не только способствовать развитию отрасли, но и позволят не повышать цены на продукцию, при этом оставаясь рентабельными.
Молока нужно больше
Государство, в свою очередь, от мер поддержки молочной отрасли не открещивается и обещает сохранить их на уровне 2021 года. Однако сегодня не только важно помочь компаниям выживать и развиваться, но и увеличить объемы производства.
«Пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности — 90 %. Однако, несмотря на рост производства молока и молочной продукции по предварительным итогам 2021 года, самообеспеченность составляет 84 %. Отрасли необходим новый инвестиционный цикл: с одной стороны, поддержка новых производств, с другой — сохранение поддержки действующих инвестпроектов», — отметила вице-премьер Виктория Абрамченко на совещании, где обсудили текущую ситуацию в молочной отрасли.
Всего в минувшем году Минсельхоз предоставил господдержку предприятиям молочного скотоводства и производства молочной продукции в рамках «стимулирующей» и «компенсирующей» субсидий в размере около 54 млрд руб. В 2022 году господдержка также составит около 54 млрд руб. Оставив цифру прежней, в правительстве запланировали расширить перечень мер поддержки отрасли. Вице-премьер поручила профильным ведомствам проработать дополнительные меры поддержки отрасли, а также предоставление компенсации затрат на приобретение кормов в 2022 году.
Одно добавили, другое убрали?
Сейчас, по информации Минсельхоза РФ, производителям доступны льготные краткосрочные кредиты на приобретение ветпрепаратов и кормов, в том числе на закупку зерна, шротов, жмыхов и аминокислот, а также льготные инвестиционные кредиты на строительство, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение (в том числе приобретение техники, оборудования и средств автоматизации) комплексов (ферм), объектов животноводства, пунктов по приемке, первичной переработке молока.
Действуют и такие меры поддержки, как компенсация части прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию животноводческих комплексов молочного направления (CAPEX), субсидии на производство молока, гранты малым формам хозяйствования на развитие молочного производства, компенсация части затрат на уплату кредитов по инвестиционным кредитам, полученным до 2017 года, экспортные пошлины на сухое молоко, поддержка переработки молока.
«Кроме того, с учетом удорожания материалов и работ Минсельхоз России прорабатывает вопрос уточнения предельной стоимости скотоместа при расчете компенсации части понесенных затрат на строительство и модернизацию животноводческих комплексов, реализация которых начата с 2022 года», — говорится в комментарии ведомства.
Но не все так однозначно на сегодняшний день. Несмотря на предполагаемое расширение перечня мер поддержки предприятий молочного скотоводства и производства молочной продукции, специалистов беспокоит возможное исчезновение одного крайне важного инструмента в развитии отрасли.
«В Краснодарском крае в прошлые годы субсидировалась часть стоимости семени быков, разделенного по полу. Было понимание, что это продукт дорогой, импортный, в России не производится.
Специальные машины, большинство которых находится в США, делят семя, полученное от быков-производителей, на содержащее Х-хромосому или Y-хромосому. При осеменении семенем с женской хромосомой у нас получается в потомстве более 90 % будущих телок, а затем коров, которые будут давать нам молоко. При использовании традиционного семени выход примерно пополам. Но бычки молочной породы мало востребованы и нерентабельны. Поэтому многие страны мира, в том числе Россия, взяли курс на использование семени, разделенного по полу в молочном скотоводстве. Это быстрая возможность воспроизвести, обновить, увеличить стадо и получить животных с передовой генетикой, а значит, более продуктивных», — пояснил кандидат биологических наук, генеральный директор НПО «Юг-Плем» Владимир Сацук.
По словам эксперта, ранее на каждую дозу приобретенного и использованного семени в хозяйствах государство выделяло определенную сумму. Конечно, чтобы получить субсидию, нужно было выполнить ряд условий. Но это была реальная поддержка государства, крайне необходимая сегодня, по мнению специалиста.
«Насколько мне известно, сейчас эта поддержка под вопросом в масштабах страны. Но этот инструмент необходимо не только сохранить, но и развивать, приумножать. Иначе отсутствие субсидирования в совокупности с фактической отменой льготы по НДС на ввоз импортной спермы племенных быков-производителей приведет к значительному удорожанию для производителей молока этого востребованного на рынке продукта», — считает эксперт.
Таким образом, наравне с дополнительными мерами поддержки отрасль может получить и новую нагрузку. Если, конечно, экспертное сообщество не сможет отстоять сохранение этого важного инструмента. Следите вместе с нами за развитием событий.
Юлия ЖИТНИКОВА