29 марта 2023

Картофель вылетел в трубу

Картофель вылетел в трубу

По данным Минсельхоза России, в 2022 году валовой сбор картофеля вырос на 4,3 % в сравнении с предыдущим годом — до 18,7 млн тонн. Вдохновленные высокой ценой продукции в предыдущие сезоны, аграрии увеличили посевные площади под второй хлеб. Но прогадали. На сегодняшний день предлагаемая цена часто даже не окупает понесенные при выращивании затраты. В итоге склады по-прежнему переполнены картофелем под завязку. В такой ситуации планы Минсельхоза по увеличению посевных площадей под главный ингредиент борщевого набора могут потерпеть фиаско и в следующем году вполне возможно снижение урожая и качества картофеля.

Все ниже и ниже

По данным экспертно-аналитического центра Агробизнеса «АБ-Центр», наибольшую площадь за последние 20 лет картофель занимал в России в 2012 году — 392,6 тыс. га. К 1 ноября 2012 года в хозяйствах всех категорий урожай картофеля составил почти 28,8 млн тонн. Средняя отпускная цена на тот момент была 7,08 руб/кг. Рост цены по сравнению с предыдущим годом был всего лишь на 6 %, но все же она увеличилась.

После этого посевные площади постепенно сокращались, хотя редкие всплески, например, в 2015 году, случались. В 2020–2021 годах территории, занятые под картофелем, оставались примерно на одном уровне: 282,7–280,4 тыс. га соответственно. Отпускная цена на продукт фермеров радовала. В среднем картофель уходил по 34–38 руб/кг, в итоге аграрии решили поплотнее заняться прибыльной на тот момент культурой. Многие переориентировали свои посевы под картошку, добавилось порядка 30 тыс. га, но ожидаемой прибыли аграрии так и не получили. При средней себестоимости в 12 руб. отпускная цена в лучшем случае составляет 18 руб/кг, а чаще всего она либо равна затратам на выращивание, либо ниже. В итоге львиная доля прошлогоднего урожая все еще лежит на складах фермеров, а ведь на юге России в июне уже пойдет молодая картошка.

«В марте на профильной выставке в Чебоксарах обсуждали с коллегами проблему сбыта картофеля и затоваренности складов. По статистике Росстата, на 1 февраля остатки по РФ составляют 112 % к уровню прошлого года. В отдельных регионах эти цифры в два-три раза больше, например, в Нижегородской области, Татарстане. И сельхозтоваропроизводители отмечают, что остатки продолжают наращиваться», — комментирует исполнительный директор Картофельного Союза России Алексей Красильников.

Одной из причин участники отрасли называют крайне слабую реализацию. Как говорит председатель НП Крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и личных подсобных хозяйств Новгородской области «ВЕЧЕ», глава КФХ Иван Пиреев, «тонуса» в продажах не было с самого начала.

«Мы собрали весь урожай картофеля. В прошлом году погода была благоприятная, так что с этим проблем не было. Но вот с реализацией… Цена рушится каждый день — на 1, 2, 3 руб. Постоянное падение. Дошли уже до 18–19 руб. при себестоимости на северо-западе в 14 руб. в этом году. А в магазинах она стоит 35–40 руб.

Уберите из нашей «прибыли» еще 2 руб. на НДС, еще 4 руб. на логистику, упаковку, фасовку. И все, мы ушли в минус. Морковка немного подросла в цене, капуста стагнирует, картошка валится все ниже и ниже», — говорит фермер.

На складах хозяйства Константина Мазуренко, председателя Ассоциации «Возрождение села», Владимирская область, до сих пор лежит непроданной порядка 1 тыс. тонн картофеля.

«Проблема очень серьезная. Мало того, что цена по сравнению с прошлым годом рухнула в два раза, так тренд на снижение продолжается. Совсем недавно продавали картошку за 18 руб., теперь за 14 руб. отдаем. Но и за 14 покупателей нет, такого еще никогда не было. Осталось продажи чуть больше месяца — в день мне надо реализовывать по 30–40 тонн, а я продаю 10», — рассказал Константин Мазуренко.

«Стагнация цен наблюдается с октября. Мало того, в феврале даже пошло снижение. В ряде регионов картофель приходится отдавать чуть ли не по бросовой цене — 8 руб/кг», — подтверждает Алексей Красильников.

При этом торговые сети приводят данные, что спрос в магазинах остается на уровне прошлого года.

«Но мы считаем, что это не совсем корректные данные и, в свою очередь, отмечаем снижение спроса конечного потребителя даже на такой распространенный товар. Это подтверждается и низкой ценой у сельхозтоваропроизводителей. Аграрии вынуждены демпинговать, получая либо нулевую рентабельность, либо отрицательную», — комментирует представитель Союза.

В целом же можно отметить, что все овощи борщевого набора еще в 2022 году стали лидерами по снижению розничных цен. Эти данные обозначает Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ). Больше остальных подешевели по сравнению с показателями 2021 года: капуста (на 55,1 %), картофель (на 32,8 %), свекла (на 29,8 %) и морковь (на 22,9 %). По мнению председателя президиума АКОРТ Игоря Караваева, снижение цен обусловлено высоким урожаем данных овощных культур.

Председатель Ассоциации фер­­­­­­­­­меров и крестьянских подворий Республики Татарстан Камияр Байтемиров считает, что снижение цен на овощи в этом сезоне в тренде общего удешевления фермерской продукции.

«Цена на зерно в этом сезоне упала тоже до невозможности. Это основной продукт в Доктрине продовольственной безопасности, но и на него цены нет. Картофель, второй хлеб, — наблюдаем те же самые тенденции. Все взаимосвязано», — считает представитель фермеров Татарстана.

Тяга к импорту

Между тем на прилавки магазинов уже начал поступать импортный молодой картофель из Египта, цена в магазинах на порядок выше отечественного. Но российские производители считают, что конкуренция при сложившейся ситуации не пойдет им на пользу и привозный картофель оттянет на себя еще какую-то часть потребителей, что только усилит проблемы наших картофелеводов.

Чтобы облегчить положение отечественных аграриев, Картофельный Союз обратился в Минсельхоз с предложением временно ограничить импорт. Совещание по этому поводу состоялось месяц назад, но пока никаких положительных решений в этом направлении принято так и не было.

«Мы понимаем, что Египет для России является одним из основных потребителей нашего зерна. И если мы будем ограничивать поставки по их ключевым продуктам, это может быть воспринято не лучшим образом. Но тем не менее какие-то варианты решения Минсельхоз РФ должен обозначить по этому вопросу», — считает представитель Союза.

Овощеводы предложение Союза полностью поддерживают.

«Снижать долю импорта в сетях нужно обязательно. В торговых компаниях действует внутренняя политика, по которой, начиная с апреля, они все переходят на молодой картофель. При этом не обращают внимание на диспаритет цен. Старый продукт может стоить хоть в пять раз дешевле и выглядеть отлично, брать его уже все равно не будут. А если импорт ограничить, то сети не смогут купить ранний картофель и будут продолжать покупать пока отечественный — до нового урожая. На складах картофеля еще много. По России перепроизводство, так еще и из Беларуси привезли. Кроме того, не лучшую роль в ситуации сыграло сокращение экспорта. Мы раньше поставляли картофель в Европу, это было хорошим подспорьем. Обеспечивали себя внутренним производством, а излишки уходили на экспорт по достойной цене. Сейчас экспорта нет, и в сложившейся ситуации сети максимально нагибают производителя, при этом делая максимальную наценку за продукт на прилавке в 100–200 %», — говорит Сергей Мазуренко.

Представитель Новгородского фермерства также считает, что сокращение импорта как временная мера может серьезно подстегнуть сбыт на отечественном уровне. Правда, в таком случае потребители лишатся молодого картофеля в апреле, что выглядит не совсем справедливо. Но фермеры считают, что преимущества и востребованность такого продукта сильно преувеличивают.

«Вряд ли кому-то сейчас срочно нужна импортная продукция. В южных регионах посевная уже начинается. Подойдет в июне и наша свежая картошка. Какой смысл поддерживать импортных производителей овощей, если сложилась такая проблемная ситуация на отечественном рынке», — говорит фермер.

Кроме того, по словам Константина Мазуренко, российский картофель поздних сортов по вкусовым и питательным свойствам гораздо лучше, чем ранний. В нем больше крахмала, белка.

«Все максимально вкусные сорта либо среднего, либо позднего срока созревания. То, что мы сейчас как раз продаем. Если взять нашу картошку, помыть, то она будет выглядеть не хуже импортной. А по цене так вообще несопоставимо», — считает эксперт.

По мнению Руспродсоюза, причина выбора сетей весьма проста.

«Снижение спроса на отечественный товар может быть связано с тем, что сети при закупке отдают предпочтение импортной продукции из-за ее более привлекательного внешнего вида. При этом российский картофель ничуть не уступает импортному по качеству и вкусовым свойствам», — комментирует заместитель председателя правления Ассоциации «Рус­продсоюз» Дмитрий Леонов.

Недавно торговые сети России заявили, что готовы наращивать закупки овощей и картофеля у отечественных производителей. Об этом пишет РИА Новости со ссылкой на сообщение пресс-службы Минсельхоза РФ. Там указали, что вопрос реализации картофеля и овощей был рассмотрен на совещании в ведомстве совместно с участниками рынка и заинтересованными сторонами. «В ходе совещания представители торговых сетей выразили готовность наращивать закупки продукции у отечественных производителей. В свою очередь, Минсельхоз подготовит для ритейла агрегированную информацию об имеющихся запасах в разрезе регионов», — сообщили в пресс-службе.

Там также отметили, что российские овощи и картофель сохраняют конкурентоспособность как по качеству, так и по цене: в частности, на 15 февраля цены производителей на картофель были ниже на 36,9 % год к году, на морковь — на 14 %, на белокочанную капусту и столовую свеклу — ниже на 60 и на 27,6 % соответственно.

«Я пока не вижу активных предпосылок к усилению интереса сетей к нашей продукции. Наоборот, сохраняются требования, порой доходящие до абсурда. Вырастил фермер крупную свеклу, более 10 см, — ее уже не возьмут, хотя по качеству она такая же, как и более мелкий продукт. И сельхозтоваропроизводители ежегодно решают, что делать с негабаритной продукцией, которой немало получают. Можно, конечно, этот товар отправлять на промышленную переработку, отдавать по более низкой цене, реализовывать на ярмарках. Но факт остается фактом — диалога с сетями достигать непросто», — говорит Алексей Красильников.

«Сети хотят идеальную картошку, чтобы блестела. Но поймите, такой «глянцевый» продукт может быть весьма сомнительного качества, с большим использованием химии и консервантов. По идее, потребитель должен сам решать, что он хочет получить: красивую картинку без вкуса и запаха или натуральный, пусть и не образцового вида продукт. Но пока за потребителя выбор делают именно сети, которые разработали целую систему ограничений и штрафов для фермерской продукции. Конечно, нужен тщательный отбор, когда дело касается здоровья и безопасности покупателей, некачественную или вредную продукцию никто не будет им подсовывать. Но ведь речь не об этом чаще всего. Масса ограничений именно по внешнему виду: любая незаметная трещинка или пятнышко (не вызванное болезнью плода) — уже повод вернуть товар фермеру обратно. А потом штрафовать его за срыв объемов поставки», — отмечает Иван Пиреев.

Рекордов не ждите

Сейчас аграрии надеются, что с началом Великого поста вырастет покупательская активность и сетям придется увеличить закупки отечественной продукции, все-таки пока импорта поступает не так много. Также есть вариант, что дорогая египетская картошка подтянет в цене и отечественный продукт, но это вполне может отразиться только на магазинных ценниках, закупочные предложения для фермеров останутся прежними.

Если же подвижек с реализацией так и не наметится, фермеры просто выбросят свой урожай и заодно вложенные в выращивание и хранение средства. Ежедневно они теряют до 0,5 % продукции, картофель усыхает и становится нетоварным.

«В мае картофель уже можно либо выкинуть, либо оставить в холодильнике и по-прежнему ждать цены. Но это сомнительный вариант. Хранение требует колоссальных затрат, а цена вряд ли повысится при наличии импортных поставок», — считает Константин Мазуренко.

В сложившейся ситуации эксперты считают, что вряд ли стоит ожидать увеличения посевных площадей под картофель в этом году, как прогнозирует Минсельхоз.

Так, по словам Дмитрия Леонова, невозможность сбыта может привести к сокращению посевов и урожая отечественной продукции в новом сезоне, что способно негативно отразиться на достижении показателей Доктрины продовольственной безопасности.

«Сезон 2021–2022 года для картофелеводов был достаточно благоприятен.

Это подтверждается тем, что, по нашей информации, многие аграрии смогли обновить или увеличить машинно-тракторный парк, приобрести новую технику и т. д. Но вот сезон 2022–2023 настораживает. Думаю, что планы Минсельхоза по наращиванию площадей под картофель, увеличению валового производства вряд ли с воодушевлением поддержат наши аграрии. Это тревожные тенденции на фоне постоянного ежегодного сокращения посевных площадей в ЛПХ. В конце ноября Росстат опубликовал данные микросельхозпереписи 2021 года в части личных подсобных хозяйств. С 2016 года (итоги предыдущей Всероссийской сельхозпереписи) и по 2021 год, за пять лет, площади под картофелем в ЛПХ сократились в два раза, с 1 млн до 500 тыс. га. Население уже не стремится выращивать картофель в личных подсобных хозяйствах по разным причинам. Это является следствием и урбанизации, и обеспеченности магазинной продукцией, и просто результатом старения сельских жителей. Тренд на ежегодное снижение производства картофеля и овощей открытого грунта в ЛПХ настораживает.

С одной стороны, это дает определенную перспективу для организованного сектора сельхозтоваропроизводителей наращивать объемы производства. И результаты в этом направлении имеются — каждый сезон фиксируем рост урожайности, связанный с применением новых технологий, более качественного семенного материала и т. д. Но в среднесрочной и долгосрочной перспективе, чтобы не допустить внутреннего дефицита, площади производства картофеля и овощей должны расти по всем направлениям», — считает представитель Картофельного Союза.

В Татарстане также с сомнением относятся к планам Минсельхоза. Камияр Байтемиров отметил, что сейчас не плановая экономика (что они лично бы приветствовали) и чиновники уже не могут диктовать размеры площадей и какими культурами их засеивать. Каждый фермер будет исходить из рентабельности, которую показал предыдущий сезон. По картофелю уже все очевидно. Во Владимирской области энтузиазма у фермеров в отношении картофеля еще меньше, если не сказать — вообще на нуле.

«По Владимирской области фермеры не планируют увеличивать посевные площади. Не видят перспектив. У кого полива нет (а это у многих), третий год подряд неурожай по картофелю. И если в предыдущие годы высокая цена хоть как-то вытягивала рентабельность, то сейчас все сложилось в одну большую проблему: и неурожай, и падение цены. Все говорят, что будут сокращать площади», — говорит Константин Мазуренко.

Падение рентабельности кар­­­­­­­тофелеводческих хозяйств в этом сезоне также может отра­зиться на урожайности и качестве картофеля нового года. Спрос на элитные семена упал — у аграриев нет денег. «Соответственно, посадят старые семена, вторые, третьи репродукции. Как следствие — снизится урожайность, будут хуже потребительские качества выращенной продукции. Кроме того, могут экономить и на удобрениях, и на СЗР. Это тоже негативно отра­зится на следующем урожае», — считает владимирский фермер.

Палочка-выручалочка

По мнению экспертов, низкая рентабельность картофелеводов может быть компенсирована господдержкой, по крайней мере, частично. По словам министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева, в прошлом году важным направлением стало появление инструментов поддержки ЛПХ, зарегистрированных как самозанятые. Такие хозяйства с прошлого года получают прямые субсидии на производство молока, мяса, овощей и картофеля.

А с 2023 года Минсельхоз приступил к реализации федерального проекта по развитию овощеводства и картофелеводства, и субсидии ЛПХ по данному направлению теперь предусмотрены в его рамках. Также с текущего года самозанятые граждане, ведущие ЛПХ, получили доступ к льготному кредитованию.

По предварительной оценке Картофельного Союза, некоторые регионы благодаря проекту будут получать на поддержку данного направления в 20 раз больше средств, чем ранее. С 2024 года в рамках проекта также будет увеличено возмещение прямых понесенных затрат на создание и модернизацию овоще- и картофелехранилищ с 20 до 25 %. Прогнозируется, что к 2025 году в России сбор картофеля в организованном секторе может вырасти до 7,5 млн тонн (в 2022 году собрали 7,2 млн тонн — прим. автора).

«В рамках федерального проекта предполагается выделение в наш сектор не менее 5 млрд руб. господдержки по разным направлениям. Посмотрим, как это будет отражаться на рентабельности наших аграриев. Пока это все носит формальный характер, мы еще не «пощупали» этих денег, как говорится. Поэтому заранее эффект трудно предугадать. Но многие сельхозтоваропроизводители считают, что лучше хорошие цены на производимую продукцию, а не субсидии», — подытожил Алексей Красильников.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности