Казахстан продлил до конца года запрет на импорт российской пшеницы всеми видами транспорта. Кроме того, обсуждается вопрос о втором в этом году повышении тарифов на транзит нашего зерна по территории государства на другие рынки. С чем связана и к чему приведет последовательная политика выдавливания российских экспортеров с азиатских рынков, в нашей статье.
Местное зерно против российского
Запрет на ввоз российской пшеницы автотранспортом Казахстан впервые ввел еще в апреле прошлого года. Объясняли это якобы большим потоком контрабанды со стороны наших экспортеров. В апреле 2024 года под запрет уже попали и поставки зерна железнодорожным и водным транспортом. Исключения были предусмотрены на транзит по железной дороге и поставки мукомольным и птицеводческим предприятиям (тоже по железной дороге). При этом импортированное зерно эти предприятия могли использовать исключительно для своих нужд с запретом на его реализацию на внутреннем и экспортном рынках. И вот в конце июля стало известно о решении властей соседнего государства продлить запрет на импорт российской пшеницы до конца этого года безо всяких исключений. В дополнение к озвученным ранее причинам еще добавился прогноз на высокий урожай в Казахстане — там планируют получить более 25 млн тонн против 16,6 млн тонн в прошлом году. Кроме того, есть запасы в объеме около 6,1 млн тонн зерна. По мнению правительства страны, отсутствие на рынке более дешевой российской пшеницы поможет поддержать отечественных фермеров и удержать традиционные экспортные рынки, для чего планируется поднять в очередной раз тарифы на транзитную перевозку зерна.
«Считаю большим результатом введение полного запрета на ввоз российской пшеницы. Мы сейчас видим, что это существенно поможет нашим аграриям, которые ожидают хороший урожай. Также мы будем поднимать вопрос о повышении тарифа на транзит российской пшеницы в центральноазиатские государства. Потому что это наши традиционные рынки, которые мы за последние несколько лет существенно упускали и проигрывали на них», — цитирует мажилисмена Айдарбека Ходжаназарова пресс-служба Региональной палаты предпринимателей Костанайской области.
Ранее власти Казахстана говорили, что из-за серого импорта цены на пшеницу в стране падали более чем в два раза. Объемы этой контрабанды оценивались в 4–5 млн тонн. При этом, по данным Минсельхоза Казахстана, несмотря на существующие ограничения, за пять месяцев 2024 года импорт пшеницы из России составил 1,1 млн тонн, что на 10 % больше, чем за тот же период 2023 года.
Как оказалось, далеко не все в Казахстане поддерживают решение своего правительства. Против запрета ввоза российской пшеницы железнодорожным транспортом выступил Союз зернопереработчиков Казахстана. Они направили соответствующее обращение властным структурам (письмо имеется в распоряжении редакции). По мнению представителей Союза, запрет на импорт зерна неизбежно приведет к росту цен практически на все продукты питания социально значимой направленности для местного населения: муку, макароны, а также мясо и мясные продукты (через комбикорма для сельскохозяйственных животных).
Также это «приведет к потере традиционных экспортных рынков несырьевых продуктов и окончательному уходу нашей страны с рынков Центральной Азии, которые займут российские и узбекские производители, и, следовательно, к остановкам производства и простою экспортоориентированных отечественных предприятий. При этом введение полного запрета на импорт пшеницы отрицательно отразится на инвестиционной привлекательности страны и деловой активности субъектов бизнеса», — говорится в письме.
В Союзе не уверены, что рекордный урожай сможет закрыть все потребности рынка, как внутреннего, так и внешнего, тем более что есть сомнения в качестве зерна.
«Во-первых, участники рынка отметили, что они не ощутили такого большого объема переходящего зерна продовольственной пшеницы. Во-вторых, отечественные зернопереработчики утверждают, что на сегодня в стране крайне мало продовольственной пшеницы, пригодной по своим качественным показателям для промышленной переработки в муку — сказываются неблагоприятные погодные условия в заготовку 2023 года. В-третьих, зерноперерабатывающие предприятия готовы приобретать отечественное зерно, но реальных предложений и объемов у нас в стране нет, и закупка импортной пшеницы не предусматривает полного замещения отечественного сырья. Мукомолы и сегодня продолжают брать зерно у отечественных сельхозтоваропроизводителей — в течение шести последних месяцев средние закупки российского зерна мукомолами страны были на уровне 192 тыс. тонн в месяц, а закупки на внутреннем рынке — на уровне 200 тыс. тонн в месяц», — говорят зернопереработчики.
Кроме того, они отмечают тот факт, что введение запрета экспорта зерна автомобильным транспортом стимулировало увеличение объемов массового завоза муки из России на территорию Казахстана. Доля импортной муки в 2023 году в стране выросла более чем в два раза (в сравнении с 2022 годом), а в текущем году — уже более чем в три раза.
«Часто импорт идет контрабандным путем, без уплаты налогов и без соблюдения фитосанитарных и санитарных требований. Одновременно увеличивается экспорт российской муки и в страны Центральной Азии и Афганистана: на сегодня поставки муки из России в Афганистан занимают доминирующее положение: если в 2022/2023 МГ поставки муки из России в Афганистан составляли 103 тыс. тонн, то в 2023/2024 МГ экспорт муки в эту страну составил 228 тыс. тонн, или более четверти всего экспортного объема муки из России. Таким образом, если к объему экспорта муки в Афганистан из России добавить и экспорт муки в Афганистан из Узбекистана, то вполне понятно падение экспорта муки из нашей страны в 2024 году. Кроме того, предлагаемый запрет импорта пшеницы, помимо удорожания отечественного зерна на внутреннем рынке и впоследствии роста цен на продукты переработки, не решит проблемные вопросы сбыта отечественного зерна и муки в экспортном направлении, так как российская пшеница и мука дешевле отечественной и их реализация на экспорт будет также идти транзитом или в обход страны на наши традиционные экспортные рынки. Рассматриваемая мера по запрету импорта пшеницы в том числе и железнодорожным транспортом ставит в тупик мукомольные предприятия, так как создается неконкурентная среда, формируя все условия для разорения и банкротства», — считают в Союзе.
В итоге члены Союза зернопереработчиков предложили отменить предлагаемый запрет по ввозу импорта зерна железнодорожным транспортом в адрес мукомольных предприятий, а также разрешить ввоз пшеницы автотранспортом по спискам в адрес мукомольных предприятий. Также в целях недопущения развития серого импорта муки в Казахстан ввести запрет сроком на шесть месяцев на ввоз муки, отрубей и других продуктов переработки зерна всеми видами транспорта на территорию Казахстана из третьих стран и из стран Евразийского экономического союза, в том числе и в транзитном направлении. Кроме того, необходимо приложить все усилия по наведению порядка на границах в период запрета ввоза зерна в страну автотранспортом для недопущения серого импорта и выработать систему четкого прослеживания оборота ввезенного зерна в страну.
Как отметил вице-президент, председатель Комитета по сельскому хозяйству «Опоры России» Сергей Соколов, подобные шаги со стороны Казахстана не случайны. Соседнее государство планомерно и вопреки своим экономическим интересам закрывает двери перед российским зерном. Особенно это стало явным после начала СВО. Сначала перекрыли автомобильные поставки, затем начал расти процент отклонения заявок на перевозку зерна железнодорожным транспортом под разными надуманными предлогами: технические проблемы, снегопады и пр. Полный отказ от российского зерна в Казахстане стал логичным шагом в этой последовательной «запретительной» схеме со стороны соседей.
«Запрет ввели еще в прошлом году, несмотря на собственные плачевные итоги урожая, в результате пострадала их собственная экспортная программа. В этом году у них неплохой урожай, но качество зерна, по прогнозам, весьма среднее, поэтому было бы разумно закупать в России пшеницу третьего класса. Но власти все равно принимают решение о продлении запрета на импорт российского зерна до 31 декабря 2024 года», — говорит Сергей Соколов.
Конечно, этот запрет осложняет ситуацию и для российских регионов, особенно Сибирского федерального округа, где в текущем году прирост урожая к уровню прошлого года почти 2 млн тонн валового сбора. Раньше в Казахстан 2–3 млн тонн традиционно по железной дороге можно было отгружать. Запрет на импорт будет способствовать снижению внутренних региональных цен регионов СФО, Урала и отчасти Поволжья.
«Второй недружественный шаг — это очередная индексация транзитных тарифов. Напомню, что в апреле 2024 года Казахстан уже в 2,5 раза повысил стоимость провозной платы за транзит по своей территории. Она выросла на 1–1,5 тыс. руб. на тонну. В результате особенно пострадали киргизы. Киргизский рынок небольшой, но он нацелен на российский зерновой рынок. И очередное повышение тарифов — это новый удар по экономике сельского хозяйства не только российских производителей, но и киргизских мукомолов. Зато это выгодно Казахстану. Всего лишь пять лет назад Киргизия покупала казахстанскую муку, теперь она производит собственную. И вот с этим возникнут проблемы», — считает эксперт.
Таким образом, российские экспортеры могут потерять не только казахстанский, но и киргизский рынки. Из-за сверхдорогого транзитного тарифа может сократиться присутствие России на рынке Узбекистана, с которым складывались многообещающие экспортные перспективы, а также на рынке Китая. Транзитный тариф становится фактически заградительной пошлиной.
«Идет последовательное недопущение российской продукции АПК на азиатские рынки, в том числе Китая. Возможно, это реакция на мнение западных стран в плане соблюдения санкций, боязнь контрсанкций. Видимо, все это в совокупности подвигает Казахстан закрывать свои двери для российского зерна даже в ущерб собственной экономике», — отметил Сергей Соколов.
ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА