23 января 2023

Когда закончатся льготы

Когда закончатся льготы

Что ждет закредитованные предприятия АПК

Агропромышленный комплекс России в последние десятилетия активно развивается, и это требует значительных вложений в освоение новых сельскохозяйственных земель, закупку современного оборудования и машин, строительство инфраструктуры, увеличение поголовья скота и семенных банков, найм и обучение квалифицированного персонала и т. д. И все это в дополнение к операционным затратам на основную деятельность, которая зависит не только от рыночных условий и общей экономической ситуации в мире, стране и регионе, но часто и от сложнопрогнозируемых природных условий. Поэтому сельскохозяйственная деятельность закономерно становится все более ресурсоемкой и предприятия, особенно небольшие, не способны справиться со всеми бизнес-задачами без привлечения заемных средств. Одновременно с этим планка ключевой ставки ЦБ в последние годы поднимается все выше, проценты по кредитам растут и заемные средства по рыночным условиям потенциально становятся бомбой замедленного действия для предприятий, которые попадают под высокий риск не справиться с выплатой кредита и обанкротиться. Значительное кредитное плечо, необходимое для инвестиций в развитие, способны обслуживать только крупные диверсифицированные компании, деятельность которых не зависит от какого-то одного вида производимой продукции — они имеют достаточную капитализацию и более устойчивы к изменениям рыночной ситуации.

В среднем по статистике только примерно половина предприятий способны финансировать развитие за счет собственных средств, при этом за последний год структура источников финансирования изменилась: по данным Банка России, доля инвестиций в основной капитал из привлеченных средств в этом году составила 43,7 %, что на 3,1 п. п. больше, чем за аналогичный период прошлого года. В составе заемного финансирования удельный вес кредитов банков вырос на 1,4 п. п., до 11,4 %, а бюджетных ресурсов — на 2,7 п. п., до 17,8 %.

При этом АПК по очевидным причинам является для страны одной из ключевых индустрий, поддержка аграрного сектора — часть государственной стратегии, и она законодательно закреплена такими документами, как «Доктрина продовольственной безопасности РФ», «Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года» и рядом федеральных законов, на основе которых выполняются соответствующие госпрограммы.

Минус проценты

Субсидирование кредитования — одна из мер государственной поддержки АПК, данная программа была запущена в 2017 году. Ее суть такова: государство берет на себя затраты на погашение значительной части процентов по кредитам сельхозпредприятий, выплачивая разницу с ключевой ставкой банкам, а те, в свою очередь, берут на себя обязательство по льготному кредитованию предприятий АПК по ставке до 5 % годовых.

Банки, включенные в государственную программу, предлагают два типа кредитных продуктов:

  • краткосрочные, на срок до одного года — на такие цели, как, например, проведение посевной кампании, закупка сельхозтехники, с недавнего времени также на оплату НДС;
  • инвестиционные, на срок от 2 до 15 лет — на развитие растениеводства и животноводства, строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий по переработке сельхозсырья, селекционно-семеноводческих и селекционно-генетических центров и т. д.

Все они требуют от предприятия предоставить в залог имеющееся в его распоряжении имущество.

Программа льготного кредитования востребована у аграриев: в 2021 году соответствующих инвестиционных кредитных договоров было заключено на сумму свыше 447 млрд руб. За 11 месяцев 2022 года выдано 720,8 млрд руб. кредитов по субсидированной ставке, в том числе 525,1 млрд руб. на крат­косрочные займы, сообщила пресс-служба Минэкономразвития со ссылкой на руководителя ведомства Максима Решетникова. По данным, озвученным замминистра сельского хозяйства РФ Иваном Лебедевым на выездном заседании комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, по состоянию на 7 октября 2022 года было принято 257 положительных решений по 173 новым заемщикам из числа системообразующих организаций и их дочерних предприятий о включении в реестр льготного кредитования на сумму порядка 229 млрд руб. В целом объем кредитования сезонных полевых работ в РФ и по рыночным, и по льготным ставкам по состоянию на 30 ноября 2022 года составил порядка 1,03 трлн руб., что на 37,7 % больше, чем в 2021 году (было выдано 746 млрд руб.). При этом Россельхозбанк выдал 692,3 млрд руб. (527,2 млрд руб. в 2021 году), Сбербанк — 335,2 млрд руб. (было 218,8 млрд руб.).

Но есть нюанс

Несмотря на востребованность льготных кредитов, доступны они далеко не всем. Чтобы стать заемщиком по льготной ставке, предприятие должно быть зарегистрировано на территории РФ, иметь статус налогового резидента и соответствовать определенным условиям:

  • иметь положительный результат финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период;
  • доход от сельскохозяйственной деятельности, который получает предприятие, должен превышать 70 % в общей структуре дохода;
  • коммерческая деятельность компании ведется дольше года, а лучше — в течение 2–3 лет;
  • предприятие не имеет налоговых и других задолженностей перед бюджетом на сумму свыше 50 тыс. руб. в течение последних 30 календарных дней;
  • компания не находится в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства.

Соответствующая перечисленным условиям компания, претендующая на льготный кредит, должна подать заявление в банк, подключенный к госпрограмме (полный список авторизованных финансовых организаций можно найти на сайте Минсельхоза) и представить пакет соответствующих документов. Их перечень у каждого банка свой, обычно его можно найти на официальном сайте. Как правило, в пакет входят, помимо заявления с подписью и печатью руководителя, данные о заемщике и инвестиционном проекте, на который планируется потратить кредитные средства (например, копии договоров, под исполнение которых нужен кредит, договоры сбыта с указанными объемами поставок и их стоимостью), варианты обеспечения (залога) с документами о праве собственности на залоговые объекты, правоустанавливающие документы организации, справка о численности персонала, бизнес-план, финансовая документация поручителя, копии ранее заключенных кредитных и залоговых договоров и т. д.
Банк рассматривает заявку и при положительном решении включает заявителя в реестр потенциальных заемщиков, который раз в месяц передается на согласование в региональный орган управления АПК, а затем в Минсельхоз РФ. Если министерство, рассмотрев все документы, подтвердило намерение субсидировать проценты по кредитам для определенной организации и согласовало включение ее в реестр заемщиков, уполномоченный банк заключает кредитный договор на льготных для заявителя условиях. Как правило, процесс оформления краткосрочного кредита занимает до 30 дней, инвестиционного — до 90.

Однако безупречное финансовое положение предприятия и соответствие всем требованиям на момент подачи заявления — это еще не все. Банк имеет право лишить заемщика льготной ставки и пересчитать ее по стандартным рыночным условиям, если выяснится, что компания направила кредитные средства на цели, отличные от изначально заявленных, перестанет соответствовать стартовым условиям, нарушит график платежей или попросит продлить срок погашения кредита. И здесь для сельхозпроизводителей кроются большие риски: любой сбой в хозяйственной деятельности может резко ухудшить положение предприятия из-за многократного повышения расходов на обеспечение кредита, а также в перспективе лишить доступа к дешевым деньгам, тем самым загоняя в порочный долговой круг.

Учитывая, что средняя доходность сельхозпредприятия, как правило, составляет не больше 15–20 %, а рыночные кредитные ставки после февраля 2022 года резко подскочили до 18–27 %, — выжить в таких условиях и сохранить свое имущество для большинства компаний может быть проблематично.

Кроме сложностей в процедуре оформления заявки на льготный кредит и высокой планки входа в программу препятствием к его получению является ограниченность объема выделяемых государственных средств. В условиях существования живой очереди на включение в реестр претендентов на льготное кредитование получить субсидию смогут только те хозяйства, которые подсуетились первыми. История действия программы показывает, что большая часть кредитных средств распределяется в первые два квартала, а к концу года денег на субсидии может не остаться совсем.

Также действует максимальная планка на кредит в одни руки. Например, на старте программы лимит для краткосрочных кредитов был установлен на уровне 1 млрд руб., однако к концу первого года выяснилось, что 80 % кредитных субсидий досталось крупным агрохолдингам, которые быстро исчерпали бюджет, оформив максимальные кредиты, и не оставили шансов мелким и средним хозяйствам. По этой причине в 2019 году планка была снижена до 600 млн руб., чтобы уравнять условия. Позже было введено также региональное распределение субсидий и лимиты стали устанавливаться индивидуально для каждого субъекта Федерации, что несколько облегчило ситуацию, но проблему нехватки денег «на всех» не решило — в этом году аграрии жалуются на недоступность льготных кредитов и большое количество отказов банков, что негативно сказалось на финансовом положении производителей и инвестиционных планах.

Не развиваться, а выживать

Согласно результатам оперативного опроса Банка России, в январе – сентябре 2022 года инвестиции в сельском хозяйстве сократились на 8,2 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. В основном это связано с неблагоприятными изменениями рыночной конъюнктуры: цены на сельхозпродукцию снизились из-за сокращения экспорта на фоне рекордного урожая, при этом выросли затраты на производство и логистику, а значит, и себестоимость продукции: подорожали техника, корма, удобрения, средства защиты растений, ветпрепараты и другие необходимые расходники. Кризис аграрного перепроизводства поставил хозяйства перед необходимостью продавать продукцию буквально по себестоимости, а иногда и ниже, что делает в принципе невозможным не только дальнейшее развитие, но и выполнение ранее взятых на себя кредитных обязательств. Поэтому зерно складируется на элеваторах, продается в интервенционных фондах, ранее запущенные инвестиционные программы поставлены на паузу. Каждая вторая компания, участвовавшая в опросе Банка России, также назвала высокую неопределенность одним из факторов, которые негативно повлияли на инвестиционные планы.

Меры государственной поддержки несколько сглаживают общую ситуацию, которая на фоне макроэкономических изменений могла бы быть гораздо более драматичной. Так, по данным, озвученным заместителем министра сельского хозяйства Еленой Фастовой на конференции «Где маржа?», рентабельность сельхозорганизаций РФ в 2021 году с учетом субсидий выросла до 23,4 % с 21 % в 2020 году и 13,3 % в 2019 году. Без учета субсидий прошлогодняя рентабельность достигла 20 % против 16,3 % в 2020 году и 8 % в 2019 году. По подсчетам экономистов, для того, чтобы российский АПК продолжал развитие, требуется дальнейшая государственная поддержка в объеме не менее 300–500 млрд руб. в год.

К сожалению, государственная поддержка кредитования АПК сокращается: так, в текущем году на субсидирование краткосрочных кредитов из бюджета было выделено 19,6 млрд руб. (в 2021 году — 29,6 млрд руб.), из них на новые кредиты — всего 1,5 млрд руб. Как указано в пояснительной записке к соответствующему постановлению Правительства, сокращение поддержки ранее взятых и новых льготных кредитов связано с ограниченностью бюджетных средств на поддержку АПК, повышенными расходами на программу в 2021 году в связи с увеличением ключевой ставки Центробанка (потребовалось привлечь дополнительно 9,5 млрд руб.), а также с принятым решением продлить сроки возврата кредитов на один год и предоставлением полугодовых кредитных каникул по тем займам, срок выплаты которых истекает в 2022 году. Вдобавок сократился процент субсидирования ключевой ставки: на уровне 100 % она сохраняется по кредитным договорам, которые были заключены в 2017–2018 годах, по договорам с 1 января 2019 года по 31 августа 2021 года она составит 90 %, с 1 сентября 2021 года по 14 февраля 2022 года — 80 %, с 15 февраля по 1 мая 2022 года — 70 %. И только инвестиционные кредиты на строительство и модернизацию селекционно-семеноводческих и селекционно-генетических центров и развитие молочного скотоводства, привлеченные с 1 мая по 31 декабря 2022 года, сохранят государственную дотацию 100 % ключевой ставки ЦБ.

Как мы можем понять из этой информации, агропромышленные предприятия, особенно небольшие, которые в последние три года взяли кредиты под льготные 5 % годовых, могут столкнуться с проблемой потери государственной поддержки и права на пролонгацию кредитных договоров на льготных условиях и будут вынуждены возвращать заемные средства под проценты по рыночной ставке. Все это в совокупности с разнообразными последствиями глобального экономического кризиса, санкционным давлением, снижением цен на зерно и говядину на фоне перепроизводства, ростом затрат на фоне невозможности компенсировать их повышением розничных цен из-за снижения покупательной способности населения может привести к новой волне банкротств малых, средних и монопредприятий. Если еще в начале этого года аграрии возлагали надежды на экспорт, выручка от которого составляла значительную часть дохода многих производителей, то введение Правительством экспортных пошлин в совокупности с заградительными санкциями практически свели на нет все преимущества торговли на внешних рынках.

В целом ситуация в АПК уже выглядит не очень здоровой. По данным аудитора FinExpertiza, закредитованность российских компаний в среднем составляет 51,1 % (нормальным уровнем считается соотношение заемных и собственных средств 1:2). И хотя в целом по итогам года АПК может продемонстрировать положительную динамику за счет рекордных урожаев, анализ результатов деятельности предприятий за последние несколько лет говорит об экстенсивном характере развития. Несмотря на то, что показатель валового производства в отдельных категориях растет, площадь обрабатываемых земель, количество сельхозтехники и поголовье скота неуклонно уменьшаются. Так, посевные площади сократились с 54,4 млн га в 2017 году до 52,7 млн га в 2021 году, поголовье скота — с 33 млн до 30,1 млн голов, число тракторов — с 216,8 тыс. шт. до 198,3 тыс. шт., комбайнов — с 57,6 тыс. шт. до 52,6 тыс. шт. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что финансовое положение сельхозпроизводителей, вынужденных примерно половину дохода тратить на обслуживание кредитов, не позволяет им в полной мере задействовать все имеющиеся ресурсы на обработку земель и расширение производства.

Как уже говорилось, сложнее всего в этих условиях приходится мелким и средним предприятиям, которые вынуждены банкротиться или переходить в состав крупных холдингов в результате сделок по слиянию и поглощению (M&A). В 2021 году в АПК было зафиксировано рекордное количество таких сделок — 43 (в 2020 году — 39), их общая стоимость составила $2,1 млрд (в 3,8 раза больше, чем в 2020-м). По информации управляющего директора инвестиционного бизнеса Россельхозбанка Ильи Шумова, за последние пять лет объем сделок M&A в российском АПК составил $9,6 млрд, средний объем сделки — $44,6 млн.

Адекватно оценить количество и динамику ликвидаций сельхозпредприятий в данный момент сложно из-за действовавшего в последние годы моратория на банкротства, который был отменен только в начале октября 2022 года. По данным СПАРК, в настоящий момент процедуру банкротства проходят 1,4 тыс. сельскохозяйственных предприятий, большинство из них — представители малого бизнеса. Больше всего таких организаций в Алтайском крае (66 предприятий, и только три из них — крупные, с годовой выручкой свыше 22 млн руб.), на втором месте — Краснодарский край (53 предприятия, четыре из них — крупные), в Ставропольском крае банкротятся 36 компаний, лишь одна из них с миллионным оборотом — и так далее. Антилидером по банкротствам являются предприятия, занятые выращиванием зерновых, — их в списке 451, однолетних культур — 149, овощей — 85, крупный рогатый скот разводит 191 предприятие, птицу — 98.

Совокупность всех этих негативных факторов привела к пессимистическим ожиданиям сельхозпредприятий, которые пересматривают свои инвестиционные планы, — как крат­косрочные, так и стратегические. Все это уже в ближайшей перспективе может вылиться в уменьшение вложений в посевную кампанию, сокращение закупки яиц и молодняка. А значит, приведет к падению урожайности, поголовья птицы и скота и, как следствие, сокращению валового производства, росту цен на продукты питания для конечных потребителей, проблемам с рентабельностью агропредприятий и вызовет новый виток невозврата кредитов и банкротств.

ОЛЬГА ЛОГИНОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности