15 августа 2022

Кому мешает сельское лесоводство?

Кому мешает сельское лесоводство?

В 2020 году власти приняли постановление, открывающее возможность развивать лесное хозяйство на заброшенных сельхозугодьях. Но через два года документ оброс такими поправками, что свел к нулю полезную инициативу. Зачем выращивать лес на бывших пашнях и как это поможет спасти природные богатства, рассказал эксперт лесного отдела Российского отделения Гринпис Вилен Лупачик.

Кому мешает сельское лесоводство?

Планы сдуло суховеем

— Как ситуация с выращиванием леса на сельхозземлях регламентировалась ранее?
— До 1918 года граница между сельским хозяйством и лесоводством была весьма условной. Многие распространенные в то время практики хозяйствования подразумевали чередование лесов и сельхозугодий как в пространстве, так и во времени (например, при подсечно-огневом земледелии). Местная лесная продукция (дрова и строительные материалы) была критически важным ресурсом для выживания сельских поселений и общин. Система разделения лесов по категориям и формам собственности была сложной и в историческом прошлом неоднократно менялась. В 1978 году Лесным кодексом РСФСР установлена отдельная категория лесов — «колхозные леса», к которым фактически приравнивались леса совхозов. Леса использовались для нужд сельхозпредприятий или сельских поселений, управляли этим колхозным фондом либо сами предприятия, либо специализированные межхозяйственные лесхозы. Часть из них дожила до 2006 года. В 2007 году приняли новый Лесной кодекс: документ окончательно ликвидировал систему колхозно-совхозных лесов. В итоге все леса стали федеральной собственностью, а сельхозугодья, которые массово выходили из активного оборота в период распада СССР и начала 90-х, стали предметом головной боли для их собственников. Ведь за неиспользование сельхозземли и отсутствие порядка на ней налагались большие штрафы.

— Но это вроде логично, особенно сейчас. Мы стремимся к повышению продовольственной безопасности, а значит, нужно осваивать землю…
— Никто с этим не спорит. Но осваивать нужно и можно по-разному, исходя из агрономических характеристик земли. Не все заброшенные к настоящему времени угодья пригодны для ведения сельского хозяйства. В СССР часто расчищали неподходящую для аграриев землю ради выполнения плана. Вспомните целину. В итоге земли, не подходящие для сельского хозяйства, в первую очередь и оказались заброшены. Не так давно в России приняли госпрограмму по возврату таких участков в оборот. До конца 2030 года планируется вернуть из ныне заброшенных угодий 13 млн га. По нашим же оценкам всего не используется 76 млн га в России. На 30 млн га таких участков уже вырос молодой сомкнутый лес. Возникает вопрос: или мы используем его, или заставляем собственника тратиться на расчистку территории. Как это обычно делается? Просто выжигают траву, лес на участке. Это самый простой и дешевый способ. Но он же влечет за собой большую угрозу пожарной безопасности. И не факт, что на этом участке потом смогут вырастить хорошие урожаи — земля неподходящая.

Все по линеечке

— Как решало вопрос с лесовыращиванием на сельхозземлях постановление 2020 года?
— Раньше лес на своей земле собственник выращивал на свой страх и риск, при проверке это считалось одним из критериев неиспользования сельхозугодий и каралось немалым штрафом. Для юрлиц — от 400 до 700 тыс. руб. за невыполнение обязательных требований по охране почвы, так это называлось. Для мелких хозяйств выплата подобного штрафа — настоящая катастрофа, на физлиц накладывался штраф от 20 до 50 тыс. руб. В постановлении главным моментом стал уведомительный принцип: собственник сельхозучастка должен был подать уведомление, что хочет там выращивать лес, это снимало опасность наложения штрафа. Кроме того, собственник мог по своему разумению хозяйствовать на своей земле. Конечно, были некоторые ограничения, но вполне разумные. Если же хозяин хотел вернуть землю в сельхозоборот, у него была и такая возможность.

— А как сейчас?
— В июне этого года уведомительный порядок заменили на заявительный. Теперь собственник пишет подробное заявление, а чиновники решают, выдавать разрешение или нет. Придумали разные критерии определения леса. В их числе обязательное наличие площади более 0,5 га, высота деревьев должна быть более 5 м, сомкнутость крон от 0,8 до 1. Требование по высоте означает, что с нуля уже вырастить саженец нельзя. Придет проверка, а у тебя дерево меньше 5 м — все, нарушение, убирай. Сомкнутость крон вообще определяется на глаз специальной комиссией. Но даже в природе лес редко растет полностью сомкнутым, нередки прогалины и редины, так что добиться соблюдения всех критериев очень сложно. Если же собственнику все-таки выдали разрешение, он должен еще составить проект освоения лесов. Документ должен пройти государственную либо муниципальную экспертизу. За невыполнение этого проекта разрешение отбирают. У арендаторов, которые работают на землях лесного фонда (государственного), таких ограничений нет и в помине. Фактически это запрет на сельское лесоводство.

На помощь природе

— Так, может, оставить все как есть и заниматься развитием и сохранением лесного (природного) фонда?
— А без этого не получится. У нас проблема негативного влияния человека на леса не стоит так остро, как, например, в Бразилии. Там ежегодно вырубают по миллиону гектаров лесов под пашни, фермы, инфраструктуру. В России эти процессы уже прошли. Но есть другие. В Забайкальском крае, Приморье, Амурской области исчезают десятки гектаров деревьев из-за регулярных лесных пожаров. Проблема в том, что у нас уходят так называемые дикие леса, чудом сохранившиеся до наших дней в нетронутом виде. Но виноваты не только пожары. Лес вырубают на древесину. Древесные массивы на заброшенных сельхозземлях могут снизить пресс промышленных заготовок в диких лесах. Это переход к цивилизованному лесному хозяйству, где древесину специально выращивают для нужд человека.

— А хватит ли тогда материала?
— Даже если взять планы по возврату земли в оборот, то остается еще более 50 млн га для развития лесного фермерства. В перспективе с этих площадей можно ежегодно заготавливать до 300 млн кубометров древесины — это больше, чем сейчас производится в государственном лесном фонде. Также разнообразие форм собственности даст конкуренцию, а это всегда полезно. Для северных регионов, Нечерноземья это может стать отличной возможностью для развития. Нужно, чтобы лес на участке воспринимался не как проблема и источник штрафов, а как возможность заниматься конкурентной деятельностью. Для этого необходима не только поддержка со стороны Правительства, люди тоже должны выращивать лес не бессистемно, а последовательно выполнять цикл мероприятий по лесному хозяйству и относиться к этому соответствующе. Кстати, в 90-х годах в Прибалтике — Эстонии и Латвии — столкнулись с теми же проблемами, что и в России, тоже было много заброшенных сельхозземель. К сегодняшнему дню там уже сложились частные лесные хозяйства. Польза еще и в том, что собственники бережно относятся к своим лесам, берегут их от пожаров. Но чтобы получить хороший результат хотя бы через 20 лет, нужно активно развивать это направление уже сейчас.

— Как вы считаете, получится переломить ситуацию?
— В настоящее время главная задача — донести информацию о пользе развития этого направления и ошибочности внесенных поправок не только наверх, но и до самих собственников. Можно распахать десятки миллионов гектаров, засеять все площади зерновыми, но отдачи все равно не будет. Так что вклад в продовольственную безопасность в этом случае сомнительный. Ну и, конечно, выбор использования участка (в разумных пределах) должен быть у собственника, а не у чиновника, порой абсолютно далекого от сельского хозяйства.

КСТАТИ

Чем грозит собственнику неиспользование земельного участка сельхозназначения?

По словам юриста Юридической компании «Фабула» Елизаветы Мирошник, неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения влечет ряд неблагоприятных последствий для правообладателей.

«Первое — административная ответственность (статья 8.8 КоАП РФ). Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение трех и более лет влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3 тыс. руб. На должностных лиц — от 0,5 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тыс. руб. На юридических лиц — от 2 до 10% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тыс. руб., — комментирует юрист. — Второе — принудительное изъятие земельного участка по решению суда (статья 6 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках федерального государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника может осуществляться при условии неустранения указанного нарушения после назначения административного наказания».

При этом юрист напомнила, что в 2022 году отменены плановые проверки (имеются исключения). Основания для проведения внеплановых проверок также существенно сокращены, вследствие чего в 2022 году проведение проверок и привлечение по их результатам к административной ответственности за неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения, а также возможное принудительное изъятие последнего, предполагается маловероятным.

ОЛЬГА РОМАНОВА
Фото автора

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности