20 декабря 2023

Кто оплатит молочные реки

Кто оплатит молочные реки

По прогнозам аналитиков, в 2023 году мировое производство молока вырастет в среднем на 2,1 %. Большую часть в этом «молочном разливе» занимает рост объемов производства в Беларуси (+6 %) и России (+3 %)*. Но на фоне снижения закупочных цен на сырое молоко по сравнению с прошлым годом производители вряд ли нарастят прибыль даже по итогам увеличения производства. Что происходит на молочном рынке РФ и какие тенденции по его развитию наблюдаются, разбираемся с нашими экспертами.

Разогнали волну

Еженедельные данные Минсельхоза РФ обнадеживают. По состоянию на 20 ноября суточный объем реализации молока сельскохозяйственными организациями составил 53 тыс. тонн, что на 5,4 % (+2,7 тыс. тонн) больше показателя за аналогичный период прошлого года. Максимальные объемы реализации от 2 тыс. тонн достигнуты в Республике Татарстан, Удмуртской Республике, Краснодарском крае, Воронежской и Кировской областях. Средний надой молока от одной коровы за сутки составил 20,4 кг, что на 1 кг больше, чем годом ранее. Лидерами среди регионов по данному показателю являются Санкт-Петербург, Ленинградская, Курская и Калининградская области. В этих регионах получено более 26 кг молока в расчете на одну корову.

То есть объемы реализации и надои в ряде регионов растут. Чего нельзя сказать о ценах. Несмотря на то, что ситуация по отношению к весне этого года постепенно начала улучшаться, о восстановлении рынка говорить пока рано. Как мы уже писали ранее, если в начале года средние цены на сырье показали свой исторический максимум, увеличившись на 13 % год к году, — 34,7 руб. за кг, то уже весной они рухнули до 12 руб. по некоторым регионам. Такую закупочную цену, например, давали за литр молока в Татарстане.

На состоявшемся в июле заседании Аграрного комитета Госдумы в Казани президент АККОР Владимир Плотников привел конкретные данные по регионам. Так, в Саратовской области молоко у фермеров принимали по 19 руб/кг, в Удмуртии — 18 руб/кг, в Самарской области у КФХ — по 16 руб., у ЛПХ — по 14 руб. «Падение закупочных цен идет повсеместно и на фоне роста затрат, — подчеркнул депутат. — Все больше хозяйств считают реальной угрозу банкротства и сокращения поголовья. При этом в розничной продаже некоторые молочные продукты продолжают дорожать. Нарушена ценовая цепочка «производитель — переработчик — торговля». Полтора месяца назад вместе с депутатами аграрного комитета обратились в Федеральную антимонопольную службу. К сожалению, ФАС бездействует. Закупочные цены на молоко продолжают падать. Чтобы нормализовать ситуацию, необходимо объединить все заинтересованные стороны и принять срочные конкретные меры.

Как отметили участники Всероссийского молочного форума регионов «Интересы и значение молочного бизнеса России», прошедшего в конце сентября в Сочи, резкое снижение цен на сырое молоко произошло в результате одновременного воздействия ряда факторов: снижения реальных располагаемых доходов населения и, соответственно, потребления в первой его половине, формирования значительных складских запасов нереализованной готовой молочной продукции и при этом стремительного (на 7 %) роста объемов производства товарного молока.

«Текущий рост производства молока — это прежде всего результат активного стимулирования развития молочной отрасли в предыдущие годы. На производство молока шел огромный объем инвестиций, создавались молочно-товарные фермы в большом количестве и т. д. И в 2022 году этот раскрученный маховик наткнулся на сокращение физического количества населения и падение потребления на душу населения из-за падения доходов. Соответственно, мы увидели падение цены в 2023 году. Последние несколько месяцев она начала выравниваться, но все еще далека от желаемой», — рассказал управляющий партнер The DairyNews Россия Михаил Мизин.

По словам эксперта, с 2016 года потребление молока в России росло достаточно быстро. Самый сильный рост пришелся на 2020 и 2021 годы — ковидные границы закрылись, люди остались в стране и начали тратить деньги внутри нее. Этот фактор дал серьезное увеличение потребления. В 2020 году оно выросло на 7,5 %, в 2021-м — на 9,7 %. Но в 2022 году произошло падение потребления на душу населения сразу на 23 кг, это минус 12 %. В итоге на складах скопилось значительное количество продукции, которая начала давить на внутренний рынок. И закупочные цены рухнули.

При этом производство молока продолжало расти и в 2022 году, в разных регионах по-разному. По итогам 2022 года первое место по производству молока занял Татарстан, второе — Краснодарский край, третье — Удмуртия, которая обогнала Воронежскую область. А Кировская область обошла Башкирию. Больше всех упала по производству молока в 2022 году Пензенская область — там производство молока сократилось на 28,9 тыс. тонн. По переработке на первом месте по-прежнему остаются Москва и Московская область. На втором месте — Краснодарский край и Татарстан, который по переработке обогнал Алтай.

Спрос начинает расти

Как пояснили в «Союзмолоко», в сравнении с уровнем октября 2022 года цены на молочную продукцию снизились на 0,2 %, хотя между категориями молочной продукции ситуация различается. Растет спрос на большинство видов кисломолочной продукции (сметана, творог, кефир), на сливочное масло и сыры, восстанавливается спрос на современную молочную категорию (йогурты, десерты).

«Но после провала начала года во втором полугодии цена на сырье начала восстанавливаться. Причиной восстановления цен на сырье стало оживление внутреннего спроса благодаря снижению оптовых и потребительских цен и повышению доходов населения. Кроме того, совместные усилия государства и бизнеса по активизации экспортных поставок молокоемких категорий продукции позволили разгрузить запасы на складах. Еще одна причина — сокращение импорта по отдельным категориям до минимального уровня», — рассказал генеральный директор «Союзмолоко» Артем Белов.

«По данным Росстата, во второй половине 2023 года доходы населения действительно немного выросли», — отмечает Михаил Мизин. — «Этому способствовали в том числе адресные программы помощи и прочие меры поддержки населения, а также масштабное вливание денег в экономику от государства. В итоге потребление молочной продукции увеличилось, особенно в онлайн-продажах. За счет увеличения продаж удалось снизить запасы молочной продукции на складах, давление на рынок ослабло, и переработчики начали закупать молоко, реанимировался спрос. Это дало поддержку цене».

Как пояснили в пресс-службе сети «Магнит», интерес покупателей увеличивается в первую очередь за счет сегмента современной молочной продукции. Этому способствует комплекс факторов — стабилизация цепочек поставок и ситуации с упаковкой и сырьем у поставщиков, усиление промоподдержки. Причем это касается как продукции холдингов, так и фермерской.

«Специальные зоны с фермерской продукцией представлены в большинстве супермаркетов и суперсторов компании, также такой ассортимент выделяется отдельными ценниками. Кроме того, местная продукция обозначается на полке специальными знаками и надписями (в зависимости от региона: «Покупай свое», «Сделано на Дону», «Сделано на Кубани» и пр.). В течение года фермерская категория ведет себя так же, как и основная группа, в целом наблюдаем устойчивый спрос на фермерскую молочную продукцию с ростом продаж год к году примерно 15 %», — сообщили в пресс-службе.

При этом растет спрос на молочную продукцию и перед новогодними праздниками. По данным ритейлеров, он особенно заметен в категории «Сливочное масло», которое входит в состав различной выпечки.

В ГК «ЭкоНива» также отмечают как рост производства, так и объем продаж.

«В холдинге активно развивается направление собственной переработки молока. Расширяется сотрудничество с торговыми сетями и предприятиями сферы гостеприимства, растет сеть фирменных розничных магазинов группы. Соответственно, увеличиваются объемы производства и продаж готовой молочной продукции. За первые три квартала 2023 года перерабатывающие предприятия «ЭкоНивы» произвели 199,8 тыс. тонн готовой молочной продукции, на 77 % превысив результат аналогичного периода прошлого года (январь — сентябрь 2022 года: 112,8 тыс. тонн). Самой быстрорастущей категорией являются сыры. За январь – сентябрь 2023 года их производство выросло почти в семь раз год к году и достигло 5,8 тыс. тонн, продажи увеличились почти в три раза и превысили 3,1 тыс. тонн. Также за этот период наиболее заметный рост продаж наблюдался в категории традиционной молочной продукции: пастеризованного и ультрапастеризованного молока, сливок, сливочного масла и творога», — сообщил представитель ГК «ЭкоНива».

Кстати, в октябре «ЭкоНива» провела первый в России онлайн-аукцион на НТБ по продаже сырого молока. Полученный опыт признали удачным, и, как пояснили в компании, в будущем планируется все краткосрочные контракты с поставками в течение одного месяца перевести на реализацию через биржу, а долгосрочные контракты с парт­нерами заключать как обычно, напрямую через собственный отдел продаж. «Биржевые торги способствуют формированию простого и прозрачного ценового индикатора на рынке сырого молока и молочной продукции. Это пойдет на пользу не только производителям и переработчикам молока, но и потребителям», — прокомментировал представитель холдинга.

В «Союзмолоко» также видят большой потенциал в использовании биржевых инструментов для торговли молочными продуктами.

«Россия становится экспортно ориентированной страной, и нам важно иметь индикативы на ключевые биржевые товары. Эти индикативы могут быть использованы для бенчмаркинга как внутри страны, так и на территории ЕАЭС. Кроме того, торговля через биржу делает рынок более прозрачным, что важно с учетом огромной российской территории и все еще довольно низкой консолидации сектора. В перспективе эту практику можно было бы распространить на рынок сырого молока», — считает Артем Белов.

По данным Национального союза производителей молока («Союзмолоко»), с января по август 2023 года выросли продажи основных молочных продуктов:

На 13 % к аналогичному периоду прошлого года выросли продажи сливок и сыров
На 8 % выросли продажи сливочного масла и сметаны
На 5 % выросли продажи творога
На 2 % выросли продажи кефира
На 1 % выросли продажи йогурта
31,7 руб. стоил 1 кг сырого молока в сентябре 2023 года. Это на 1,1 % больше, чем месяцем ранее, и на 11,9 % меньше, чем в сентябре прошлого года.

Коровы пошли под нож

Но если холдинги демонстрируют устойчивый рост в связи с развитием переработки, то сами фермеры говорят, что закупочные цены и сейчас не соответствуют выросшим затратам, тем более что увеличилась цена на молоко далеко не везде. Например, в том же Алтайском крае повышение составило всего 1–6 руб. А падение было очень серьезным.

«Никакого особого повышения цен у нас не произошло. Весной цена упала до 19 руб. за литр при себестоимости не менее 38 руб. Сейчас фермеры продают молоко за 20–21 руб., предприятия — за 26 руб., крупные предприятия — по 28 руб. Рост, сами видите, незначительный. До уровня прошлого года по-прежнему не дотягиваем. Из-за падения цен на продукцию и продолжающийся рост стоимости кормов, а также затраты по прочим расходным статьям, многие зарезали коров. Произошло сокращение поголовья и пока улучшения ситуации я не вижу», — рассказал исполнительный директор Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края Александр Вайс.

В Татарстане также сократили поголовье молочного стада. Но пока что реализация по молоку все же остается самой активной среди регионов России. Дело в том, что Татарстан, даже несмотря на эту ситуацию, пожалуй, все еще остается лидером по количеству дойных коров. По итогам 2021 года в Минсельхозпроде РТ сообщили, что республика занимает первое место в регионах России по этому показателю. До молочного кризиса ситуация вряд ли могла измениться.

«Мы подсчитали: на падении цен фермеры потеряли 15 млрд руб. Да, сейчас цена выросла, но потери эти уже никто не вернет. До понижения было 30 руб. за литр, а сейчас предприятия по переработке предлагают цену до 35–36 руб. Но в среднем стоимость колеблется на уровне 26 руб. У ЛПХ принимают молоко по еще более низкой цене — 23 руб. А для того чтобы закрыть наши потери, как минимум полгода у нас должны принимать молоко по 60 руб.», — прокомментировал председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Камияр Байтемиров.

В Ассоциации фермеров Московской области, в свою очередь, говорят о том, что местные фермеры смогли пережить весенне-летнее падение цен благодаря тому, что у членов сообщества развито не только производство сырого молока, но и переработка. Конечная продукция все-таки вытягивала цену.

«В период падения цен, конечно, были жалобы от наших фермеров на низкие закупочные цены. Сейчас уже об этом не говорят. У нас развиваются именно семейные большие фермы, направленные на переработку, то есть ориентированные не на первоначальное сырьевое производство, а на создание конечного продукта с высокой добавленной стоимостью. Фермеры имеют и свое поголовье, свое сырье, и, соответственно, свою переработку. Для таких производств падение закупочных цен в свое время не стало фатальным, как для некоторых исключительно сырьевых хозяйств», — рассказал представитель ассоциации Александр Попов, курирующий животноводство.

Цифра: 241 кг молока потребляет один человек в России в год. Норма Минздрава — 322 кг

Две дороги молочного рынка

На Всероссийском молочном форуме определили пять ключевых долгосрочных трендов, которые должны вывести молочную отрасль на новый уровень.

«Первый важнейший тренд — переход от модели импортозамещения к экспортоориентированной парадигме развития молочной отрасли, и динамика здесь очевидно позитивная. Поскольку возможности импортозамещения уже практически исчерпаны, за первые полгода 2023 года объем экспорта биржевых товаров, прежде всего сухого обезжиренного молока, вырос в полтора раза по сравнению с объемом экспорта за весь 2022 год, а сыворотки — уже превысил показатель всего прошлого года. Однако за рубежом предложения обыкновенного молока и простых продуктов питания, которые сегодня имеет российский рынок, не востребованы. Мировой рынок требует более технологичных продуктов (с разделением на компоненты, которые есть в молоке, используемые во всех пищевых производствах, комбикормовой промышленности и фармацевтике). Для дальнейшего развития молочной отрасли необходимо улучшить взаимодействие молочных предприятий и науки, чтобы российские компании чаще применяли отечественные разработки, а не только пользовались зарубежными технологиями. Отмечается нехватка отечественных предложений оборудования для молочной промышленности (в том числе перерабатывающей) должного качества в достаточном для отрасли количестве и по приемлемой цене», — говорится в составленной по итогам форума резолюции.

Второй важнейший тренд, считают эксперты, — укрупнение и консолидация отрасли. Эффективность современных крупных ферм существенно выше, чем средних и небольших. Доходность ферм с поголовьем 200–400 голов в среднем по стране составляет порядка 7 %. Это на уровне объемов субсидий, которые фермы получают из федерального бюджета. Если говорить о фермах с поголовьем от 1,2 тыс. голов, то доходность на них составляет минимум 20–25 %. Похожая ситуация в переработке: развивается крупнотоннажное производство и биржевых, и традиционных потребительских продуктов.

Третья тенденция, которая сохранится в России, — это постепенное замещение товарного производства молока, которое производится в личных подсобных хозяйствах. Она наблюдается последние десять лет и, скорее всего, в обозримом будущем также сохранится.

Еще один важный тренд, с которым столкнется бизнес в ближайшие годы, — это усиление конкуренции за государственную поддержку из-за ситуации с бюджетом.
И пятый ключевой тренд, который должен быть в приоритете для бизнеса и в части производства, и в части переработки — эффективность.

Что касается конкретных прогнозов на ближайшее будущее, то, по мнению экспертов, есть возможность развития как позитивного, так и негативного сценария. В пользу каждого варианта существует ряд факторов.

«При первом сценарии рост производства молока в 2024–2025 годах будет на уровне 1–1,5 % с последующим сокращением. Этому может способствовать слабый рубль, который даст поддержку экспорту, если удастся завоевать экспортные рынки. Попытки освоения рынков других стран шли активными темпами в течение всего 2023 года. Есть и сложности. Например, внезапное требование Алжира к поставкам из России по соблюдению норм продукции халяль, причем об этом импортеры сообщили, когда груз уже был на борту. Но в целом динамика по экспорту скорее положительная. Позитивный фактор в пользу развития хорошего сценария — также прогнозируемый рост мировых цен на молочную продукцию в недалеком будущем. При отрицательном сценарии будет падение производства сырого молока уже в ближайшие годы, если не удастся завоевать экспортные рынки в той степени, в которой это необходимо для развития отрасли. Плюс надо учитывать фактор возможных поставок сухого молока из Беларуси в больших объемах. Это может обрушить наш рынок», — сообщил Михаил Мизин.

По какому сценарию станет жить российский молочный рынок, покажет время. Редакция будет следить за развитием событий.

ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности