Логистика диктует цены

Логистика диктует цены

Вырастить, собрать урожай — это для аграриев еще не все: важно и перевезти его без потерь. Логистика для товаропроизводителей — один из больных вопросов, поскольку цены на нее постоянно растут.

В начале года Министерство сельского хозяйства РФ озвучило цифру субсидирования перевозок на нынешний год — 7 млрд руб. В прошлом году было выделено 6 млрд, в 2024-м планируется довести объем поддержки до 8 млрд. Но деньги вперед не даются, а используются в качестве компенсации затрат на транспортировку продукции в третьем и четвертом кварталах 2022 года и в первом-втором 2023-го, причем не более 25 %. Это осуществляется согласно с постановлением правительства № 1104 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции». Но получается некий замкнутый круг: хотя урожай рекордный, однако транспортировка дорожает, что влияет на закупочные цены у аграриев, стоимость их продукции продолжает падать. То есть мечтать о высокой прибыли не приходится.

В ходе поддержки реализуется также подпрограмма «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

Платформа «Мой экспорт» еще 19 января начала прием заявок на компенсацию части затрат на транспортировку сельхоз- и продовольственной продукции от российских экспортеров, и он продлится до 1 ноября текущего года. Существует установленный четкий механизм от подачи заявок до выплат производителям.

Как правило, Минсельхоз ежегодно подсчитывает потери в доходах при перевозке, которые и будут субсидироваться. В каждом финансовом году вводится льготный тариф на перевозку сельхозпродукции и грузов для организации сельхозпроизводства. Он касается всех типов отправок и в собственном железнодорожном подвижном составе, и в контейнерах. Информацию о реализации программы готовит ОАО «РЖД».

Тот объем помощи (7 млрд) на текущий финансовый год был распределен еще в марте. «Опора России» — общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства — в мае направила письмо в Министерство сельского хозяйства, где просила походатайствовать о выделении еще 6 млрд руб., поскольку, помимо затрат на логистику, на доходы производителей влияют санкционные рогатки, а также конкуренция стран Азии. Тем более, как отметил вице-президент «Опоры России» Сергей Соколов, средства поступают неритмично. Субсидирование идет с отставанием, как правило, плавно переходит на следующий год. Эксперты считают, что, увеличив поддержку, держава кроме всего прочего повысит конкурентоспособность российской продукции за рубежом.

Справка
Группа компаний «Новый сухопутный зерновой коридор» представляет собой экспортно ориентированную холдинговую структуру, реализующую потенциал Урала, Сибири и Дальнего Востока посредством создания инфраструктуры и расширения экспорта зерновых, зернобобовых и масличных культур в Китай, страны Средней Азии и Ближнего Востока.

Южные порты разгрузятся

На разных уровнях продолжается полемика о том, что рекордный урожай 2022 года хоть и «внес большой вклад в продовольственную безопасность и экспортный потенциал России», но скопились нереализованные запасы продукции и нагрузка на логистическую инфраструктуру увеличилась, при этом цены на транспортные услуги возросли. Так, стоимость перевозки грузов, как информировало агентство РБК, от Поволжья и юга России до Новороссийского порта весной выросла на 37 % по сравнению с прошлым годом. А логистика до того же Новороссийска из Ростова-на-Дону автотранспортом также на 38 % подорожала. Да и внутренние перевозки взвинтили цены на 50 % для автотранспорта, а для ж/д — вообще в два раза. Экспорт продукции АПК преимущественно завязан на морских портах Азово-Черноморского бассейна.

К росту транспортных тарифов добавляется и дефицит вагонов-хопперов, перевозка зерна подорожала на 500–2000 руб., что привело к катастрофическому падению цен на зерно. Если в прошлом году, как отмечал президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, тонна пшеницы четвертого класса стоила 15–16 тыс. руб., в этом году цена на юге РФ упала до 11 тыс. У сельхозпроизводителей отдаленных регионов цены оказались вообще ниже себестоимости. При этом в себестоимости зерна транспортные услуги составляют 20–30 %. То есть необходимы меры по стабилизации цен на транспортные перевозки.

Прогноз специалистов на урожай нынешнего года — до 130 млн тонн зерна, как и в среднем за шесть предыдущих сезонов. Но и стоимость логистики отнюдь не уменьшается — железнодорожная и автомобильная становятся все дороже, и перевалка также растет в цене. Одна компенсация проблем не решит, нужны дополнительные ресурсы.

Положительный пример — в порту города Высоцк Ленинградской области в этом году построен зерновой терминал, который уже работает. Как заверила управляющая компания «Порт Высоцкий», его годовая мощность составляет 4 млн тонн. На полную мощность он выйдет через год-два, рассчитан в основном на продукцию северного Черноземья и Верхнего Поволжья, реально поможет увеличению сбыта и развитию сельхозпроизводства именно там. До сих пор зерно на экспорт отправляли через южные порты, где создавались проблемы из-за сильной загруженности. Если отгрузки на экспорт продукции АПК государство считает приоритетным, отмечают эксперты, нужно основательно пересмотреть железнодорожные тарифы, отрегулировать стоимость перевозок: железная дорога – портовый элеватор, железная дорога – элеватор.

Тем не менее, как информировал канал Interfax.ru, в первом полугодии 2023 года сравнительно с тем же периодом прошлого года перевозки хлебных грузов по железной дороге возросли на 38,7 %. Более чем в два раза увеличился объем перевозок на экспорт. Но внутренние перевозки сократились на 16 %. В целом по сети РЖД в январе – июне было отправлено 15,1 млн тонн зерна, что на 43,2 % больше, чем в прошлом году. По объему отгрузки в числе лидеров —Ставропольский край, Курская, Саратовская, Волгоградская, Липецкая области. Как отмечало ИАА «ПортНьюс», в морских портах России перевалка зерна увеличилась в 2,2 раза (33,4 млн тонн).

Правительство и специалисты усиленно работают над поручением президента, касающегося вопроса заключения соглашения между Россией и Китаем («Новый сухопутный зерновой коридор» (НСЗК)). Планируется, что в год через этот коридор будет проходить до 8 млн тонн российского продовольствия.

Как отметила доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС Светлана Котванова, Россия сможет стать для Китая ведущим поставщиком масличных, зерновых и зернобобовых культур и продуктов их переработки. И это благотворно повлияет на экономику края, где преобладает сельское хозяйство. По мнению ее коллеги, кандидата экономических наук Сергея Воробьева, благодаря участию в проекте Китай сможет уменьшить зависимость от нескольких западных стран, продукция которых реализуется по завышенным ценам.

Уже в прошлом году российская группа компаний НСЗК вдоль Транссибирской магистрали осуществляла строительство семи узловых линейных элеваторов, зерновых хабов в Казахстане и морского терминала на Дальнем Востоке, сообщал «Интерфакс». Конечная цель коридора — увеличение объемов производства зерна на территориях Сибири, Дальнего Востока, Урала и наращивание его вывоза в КНР. Поэтому, как считают эксперты, необходимы реформы по железной дороге, чтобы сельхозпроизводители были заинтересованы в своем труде. Тем более что в Сибири транспортировка грузов возможна только железнодорожным транспортом. Прежде всего нужен льготный тариф, как минимум на пять – семь лет, иначе закупочные цены у растениеводов упадут еще больше.

Однако специалистов тревожит тот факт, что в период, когда коридор полностью заработает, стоимость зерна для экспорта у аграриев может быть низкой. Эксперты считают, что для того, чтобы зерновой рынок развивался хорошими темпами, нужно снизить налоговую нагрузку на сельхозпроизводителей, зафиксировать цены на удобрения, СЗР, топливо не менее, чем на три – пять лет.

Наталья Слюсаренко
Подготовлено по материалам
Партнер.ру, forbes.ru agroinvestor.ru, interfax.ru, portnews.ru, Альта-Софт, Интерфакс, ООО «ММТС «КОЛОС»

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности