С 1 января 2019 года в 69 субъектах РФ была запущена «мусорная реформа». Впоследствии к ней присоединились и остальные регионы страны. Но этим летом ряд регионов столкнулся с настоящим мусорным коллапсом на своей территории. Эксперты заговорили о провале реформы и начали предлагать систему возвращения коммерческой отрасли сбора отходов под государственное крыло. Подробнее в нашей статье.
Этим летом тревожные сигналы поступали из различных уголков страны. На переполненные мусорные баки и ненадлежащий вывоз мусора жаловались жители курортных городов и районов Краснодарского края, где в разгар туристического сезона проблема стала уже слишком дурно пахнуть. Главы городов регулярно проводили совещания с регоператорами, но ситуация не менялась.
Так, в своем телеграм-канале мэр Новороссийска Андрей Кравченко неоднократно в течение этого лета выступал с критикой регоператора.
«Негодование жителей абсолютно обоснованно: бездействие со стороны регионального оператора должно быть наказано. В то время как мы прикладываем свои усилия, привлекаем людей, дополнительную спецтехнику, которая ежедневно зачищает контейнерные площадки, регоператор не меняет подход к своей работе. Утром провел рабочее совещание по сложившейся ситуации, сразу после — выехал проверить, как ведутся работы. Ужесточили систему контроля. Только за последние три недели в отношении «ЭкоЮг», который систематически не исполняет обязательства по вывозу мусора с контейнерных площадок, составлено свыше 20 актов. Все административные материалы направлены в прокуратуру для принятия мер согласно действующему законодательству.
Ответственность за халатность в части взятых на себя обязательств неизбежна! Региональному оператору придется ответить финансово. Не снимаю ответственность и с предпринимателей, которые не заключили договора с регоператором и создают дополнительную нагрузку на контейнерные площадки. Новороссийск должен быть чистым! Достичь этого возможно только совместными усилиями», — писал в своем телеграм-канале мэр города в сентябре этого года.
Глава Темрюкского района также публично комментировал ситуацию с вывозом мусора в течение этого лета. «В населенных пунктах Темрюкского района возникла серьезная проблема с вывозом твердых коммунальных отходов (ТКО).
Ситуация стала особенно тревожной из-за неисполнения обязательств региональным оператором «Экотехпром». Неоднократно сложившуюся ситуацию озвучивал региональному оператору, ставя задачу найти инструменты и механизмы решения проблемы в сфере обращения с отходами. К сожалению, улучшения с вывозом ТКО в районе так и не наблюдается». О том, что региональный оператор не справляется со своими обязанностями, писал в своем телеграм-канале и мэр Геленджика Алексей Богодистов.
О провале мусорной реформы конкретно на территории Краснодарского края сообщает «Анапа Сегодня» со ссылкой на доклад начальника отдела по надзору за соблюдением природоохранного законодательства прокуратуры Краснодарского края. В частности, там говорится, что «в связи с бездействием органов исполнительной власти края в 2021–2024 годах аппаратом прокуратуры края по фактам ненадлежащей реализации «мусорной реформы» вносились представления врио регионального министра ТЭК и ЖКХ, курирующему заместителю губернатора края, губернатору края. <…> полигоны переполнены отходами — 9 из 15 объектов работают сверх своей вместимости, а прибрежные районы края и вовсе остались без законно действующих полигонов. Сложившаяся ситуация приводит к росту тарифов на вывоз мусора и появлению множества несанкционированных свалок», — пишет издание.
Регоператоры, в свою очередь, ссылаются на огромный наплыв туристов, которые никак не учитываются ни в платежах населения, ни в городской политике. Так, в ходе прямой линии Муниципального центра управления Новороссийска генеральный директор оператора ТКО по Новороссийской зоне «ЭкоЮг» Наталья Рашковецкая сообщила, что перед началом летнего сезона оператор направил письма в новороссийские УК с просьбой предоставить уточненные данные о реальном количестве проживающих с учетом туристов. Но ответа не получили. В свою очередь, региональный оператор устанавливает необходимое количество контейнеров исходя из нормы 1 бак на 156 человек. По данным компании «ЭкоЮг», на тот момент в Новороссийске были размещены 11 тыс.
контейнеров, мусор вывозился ежедневно. Но из-за огромного количества неучтенных туристов мусорные баки оставались переполненными, по словам жителей. Также есть проблема со слишком экономными владельцами некоторых домовладений, которые не заключают договор на вывоз мусора или не указывают конкретное количество проживающих человек, но по факту пользуются установленными контейнерами.
Впрочем, подобная ситуация с переполненными баками на улицах и забитыми полигонами также в этом году отмечалась и в других регионах, не переживающих такой активный наплыв туристов. Например, в Ростовской и Свердловской областях было то же самое. Так, советник губернатора Ростовской области Виктория Абрамченко неоднократно проводила встречи с региональными операторами. «Люди жалуются на грязь и антисанитарию, в то время как региональные операторы указывают на низкую рентабельность. С мест поступают сигналы о возможном саботаже со стороны перевозчиков мусора. Все по кругу кивают друг на друга. В связи с этим я инициировала аудит отрасли. Цель — исправить все ошибки и наладить цивилизованную работу в каждом
муниципалитете», — сообщила Виктория Абрамченко.
Мало того что эта проблема в прямом смысле дурно пахнет, так еще и представляет определенную угрозу экологии, жизни и здоровью людей. Жители Новороссийска в соцсетях делятся картинками бегающих по мусорным площадкам крыс. По мнению специалистов, это только видимая часть угрозы.
«Главная опасность — проникновение фильтрата в подземные воды. Он может распространяться на большие расстояния, хотя концентрация постепенно будет снижаться. Но на пути распространения в радиусе 2 км, например, будет превышение по содержанию загрязняющих веществ в воде у жителей, которые пользуются колодцами или скважинами. Могут быть и утечки свалочного газа. На старых свалках систем дегазации раньше не строилось и не предусматривалось. Если нарушена технология послойного захоронения и пересыпки инертными материалами, отходы не прикатаны полигонными катками, то в теле полигона образуется большое количество свалочных газов. В глобальной перспективе все это оказывает влияние на климат. Такие полигоны могут выдавать порядочные объемы свалочных газов на протяжении нескольких десятилетий после их закрытия. Также есть опасность самопроизвольных возгораний таких полигонов, большое количество канцерогенных выбросов будет распространяться на обширные площади и может негативно воздействовать на здоровье населения», — рассказал директор АНО «Зеленая цивилизация», кандидат биологических наук, академик МАНЭБ Дмитрий Федоров.
О том, что «мусорная реформа» пошла как-то не так, заявила еще в ходе ПМЭФ председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
«Когда мы принимали закон (ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления». — Прим. «РГ»), подразумевалось, что нужно воссоздать или создать новую отрасль — от сбора мусора, переработки мусора до использования экономики замкнутого цикла и утилизации. И вот прошло пять лет. Мы должны сейчас проанализировать, а что же произошло? А стало ли лучше? Я этой темой реально занимаюсь в диалоге с губернаторами, с регионами и могу сказать, что пока порядка нет», — констатировала Матвиенко в интервью телеканалу «Известия».
Спикер Совфеда напомнила, что за 2023 год региональные операторы собрали с граждан 280 млрд руб. в рамках платежей за вывоз мусора, но никто не контролировал расходование этих средств. А при создании региональных операторов детально не продумали их полномочия и обязанности.
«В моем понимании региональный оператор в первую очередь должен сделать схему размещения контейнерных площадок так, чтобы это было логично, удобно, обновить эти площадки, далее — завезти мусорные баки — чистые и аккуратные, закупить мусоровозы… Дальше — инфраструктура для сортировки и переработки мусора. Пока процесс идет очень скромно и недостаточно, — продолжила сенатор. — Утилизация свалок, которые уже выработали свой ресурс, не идет должными темпами, а несанкционированных свалок появляется еще больше. И посмотрите на наши леса — куда возят? В лес! Значит, надо пошире посмотреть на эту проблему. Надо, чтобы у каждого гектара леса был хозяин, чтобы там висели камеры, чтобы было можно было зафиксировать, а кто нарушает закон и незаконно вывозит мусор».
Кроме того, она говорит, что у Федерального экологического оператора нет достаточных полномочий, чтобы контролировать региональных операторов, расходование средств, которые граждане платят за вывоз мусора. Поэтому сенатор считает, что принятый пять лет назад закон требует переосмысления, внесения изменений, создания в полном смысле этого слова отрасли, подконтрольной государству, а не частным бизнес-структурам.
«Проблема заключается в особенностях реализации «мусорной реформы» на местах. По факту развалили работающую систему, когда муниципалитеты были обязаны организовывать вывоз мусора со своей территории силами МУПов. Но затем МУПы ликвидировали и ввели систему региональных операторов. В Краснодарском крае несколько операторов, на каждого приходится ряд муниципалитетов. Нагрузка на них огромная, не хватает полигонов, новых полигонов не строится, а вместимость старых уже на пределе. Например, мусорный полигон в Новороссийске, который горел этим летом, что также стало причиной мусорного коллапса, уже давно исчерпал вместимость. Но туда продолжают возить отходы», — комментирует руководитель проекта «Ясный горизонт» Дмитрий Шевченко.
В партии «Зеленая Альтернатива» предложили проводить народные выборы регоператоров по вывозу мусора. По мнению лидера партии Руслана Хвостова, во многих регионах страны назначаемые государством региональные операторы по вывозу мусорных отходов элементарно не справляются со своими задачами. Но вместо того чтобы заменить невыполняющую прямые обязанности компанию на более компетентную, люди вынужденно продолжают платить ей космические тарифы за услуги, которые предоставляют недолжным образом. В партии предлагают народу самому решать, какой компании отдавать свои кровные за вывоз бытовых отходов. Конкуренция — залог развития рынка.
«Считаю, что жители Краснодарского и Алтайского краев, республик Крым и Дагестан, Архангельской, Кировской, Оренбургской и Магаданской областей и некоторых других проблемных с точки зрения вывоза мусора регионов должны сами решать, кому платить деньги, а кому нет. У нас регоператоры сидят себе спокойно и не переживают о том, что за «косяки» в работе могут вообще лишиться контракта. Такое положение вещей пора менять.
Мы предлагаем узаконить народные выборы региональных операторов по вывозу мусорных отходов. Пусть люди сами выбирают того или иного подрядчика, кому хотят платить деньги за вывоз мусора. Пусть, в конце концов, возникнет здоровая конкуренция, благодаря которой граждане со временем начнут получать заслуженное качество услуг и забудут о мусорных коллапсах», — заявил Руслан Хвостов.
На самом деле, как отметил Дмитрий Федоров, мусорная реформа изначально стартовала в неравных условиях относительно состояния регионов.
«Есть интересные и лакомые зоны деятельности, в которых присутствуют столицы регионов, либо крупные населенные пункты с большим количеством малого и среднего бизнеса, также являющегося плательщиком. А есть зоны деятельности региональных операторов из преимущественно сельских населенных пунктов с небольшим количеством жителей, бизнес-организаций, сложной инфраструктурой сбора платежей. Часто в малых населенных сельских пунктах преобладает пожилое население, имеющее определенные льготы за оплату коммунальных услуг, либо просто малообеспеченные люди — будущие должники. Также в каких-то зонах региональному оператору достались мощности муниципального предприятия, которое ранее занималось вывозом мусора, или полигоны, у которых полезный объем перед стартом мусорной реформы оставался на уровне не менее 80 % общей вместимости. А другие, наоборот, получили исчерпанные полигоны. И нужно было сразу с ходу что-то решать», — говорит академик.
Поэтому, если в сложных регионах власти смогли оказать поддержку региональным операторам на старте, утвердили им экономически обоснованный тариф, взяли на себя обустройство части объектов инфраструктуры, подъездных путей, закупку контейнеров, помогли в строительстве мусоросортировочных комплексов и полигонов, — там ситуация лучше. Где подобной помощи не было, а условия на старте оказались сложными, такие регионы сталкиваются с мусорными проблемами.
«Для каждого регионального оператора важна величина тарифа, который устанавливает орган тарификации субъекта РФ на основании расчетных методик. Этот тариф должен быть для регоператора экономически обоснованным. В него должна быть заложена и амортизация, и инвестсоставляющая, и возможность покупать, модернизировать мусоровозы, свои производственные мощности, и прочее. На все должно хватать. Если тариф эти нужды не покрывает, то у регионального оператора будет копиться долг и он автоматически будет попадать в зону риска сворачивания деятельности. Поэтому необходим баланс со стороны органов власти. С одной стороны, должен быть экономически выверенный тариф для оператора, с другой стороны, учитывающий социальную защиту всех слоев населения. Увеличение тарифа должно сопровождаться дотацией пенсионеров и прочих социально незащищенных групп населения. Либо тариф остается прежним, но тогда надо предоставить регоператору субсидию, бюджетный кредит с низкой процентной ставкой, помочь с лизингом оборудования и технологий для работы с отходами и др.», — считает эксперт.
К предложению Валентины Матвиенко специалист отнесся скептически. На его взгляд, возврата к прежней модели коммунального хозяйства в отношении отходов сейчас уже не получится. Уже нет таких муниципальных предприятий в большинстве субъектов, которые могли бы на себя сейчас взять эти обязанности. Многие площадки муниципальных образований в свое время пошли с молотка в результате различных вариантов приватизации.
«Так что нужно смотреть в целом по стране, есть ли вообще такой ресурс. Я думаю, его нет. В этом случае государству придется выкупать имущество у регионального оператора. Это будет дороже, чем просто их поддержать существующими инструментами», — подчеркнул Дмитрий Федоров.
Председатель правления общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Андрей Нагибин согласен, что в возникающих проблемах на местах есть не только просчеты со стороны регоператоров, но и муниципальной власти.
«Недавно вышел национальный экологический рейтинг субъектов РФ — первое место занял Алтайский край. Там приняли более 2 млн туристов, но смогли справиться с нагрузкой. Что касается ситуации на Кубани, думаю, уже заранее было понятно, что люди останутся в стране на летний отдых и поедут осваивать наши курортные (и не очень) места. Территориальная схема по обращению с отходами, которой пользуется региональный оператор, была просто не рассчитана на такое большое количество людей. Условно говоря, в одном частном доме вместо двух запланированных жителей появилось еще пять. Соответственно, не были предусмотрены контейнеры, не проведены другие предупредительные мероприятия. И мусор просто не успевали физически вывозить. Не хватало контейнеров, машин, дополнительных денег на возросшие расходы. Проблему нужно было разруливать конкретно на местах региональной власти совместно с регоператором. Нужно вводить особые меры на период туристического сезона, это же очевидно. Иначе, как следствие, будет вал жалоб от населения. Но также есть риск возникновения различных инфекций, болезней», — говорит эксперт.
Кстати, видимо, муниципальные власти взяли под контроль происходящие события. Как нам прокомментировали в администрации Новороссийска, в настоящее время (информация на 18.09) региональный оператор приступил к сбору и транспортировке отходов (после пожара на мусорном полигоне. — Прим. автора), сейчас ситуация нормализуется.
«В туристический сезон количество образуемых отходов на 50 % и более превышает объемы других сезонов, в связи с чем происходят навалы твердых коммунальных отходов в местах их накопления. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Новороссийска организовано 3,983 тыс. мест накопления ТКО. В целях ликвидации несанкционированного размещения ТКО на территории Новороссийска заключен муниципальный контракт. В 2024 году планируется закупить 100 контейнеров для сбора несортированных отходов», — прокомментировали в МКУ «УЖКХ города».
В Геленджике блок ЖКХ занялся проработкой модели на следующий год по изменению схемы работы регоператора на территории города. В Сочи также усилили контроль за работой подрядчиков по вывозу мусора. Так что есть надежда, что ситуация начнет постепенно меняться.
В целом же, по мнению Андрея Нагибина, нельзя говорить, что реформа провалена.
«Да, проблем по ходу возникает много. Но за эти годы уже сделали большое дело — полностью вывели огромную отрасль вывоза мусора и переработки из серой зоны. Каждая машина с мусором сейчас отслеживается. Конечно, все еще не хватает нормальных полигонов, старые — переполнены. Есть большая проблема по стимулированию и мотивации ТКО-переработки. Имеются отраслевые технические проблемы как федерального уровня, так и регионального. Это хронические сложности и «болезни», с которыми нужно работать, и на исправление ситуации уйдет не один месяц и даже не год. В целом я бы оценил на удовлетворительно продвижение мусорной реформы в России. Работа ведется», — отметил эксперт.
В ЭТО ВРЕМЯ
В Кабардино-Балкарии регоператор оштрафован на 11 млн руб. Об этом сообщил ТАСС. По данным пресс-службы Росприроднадзора, регоператор ООО «Экологистика» не вносит обязательную плату за негативное воздействие на окружающую среду уже несколько лет. Росприроднадзор добился взыскания с компании 11 млн руб. за 2020 и 2022 годы. Еще два иска к предприятию рассматривают суды: по задолженности за НВОС за 2023 год и пеням за 2021-й. Между тем в пресс-службе регоператора сообщили, что в республике сохраняется низкая платежная дисциплина за оказываемые услуги по вывозу мусора. Несмотря на это, взносы компания платит, говорится в ответе на запрос информагентства.
ЮЛИЯ ЖИТНИКОВА