Российский экспорт баранины и живых животных в 2023 году составил 16,8 тыс. тонн. Это в четыре с половиной раза больше, нежели годом ранее. Главный импортер отечественной овцеводческой продукции — Иран. Именно эта страна в 2017 году официально сертифицировала поставки баранины из России, открыла и продолжает расширять возможности экспорта для отечественных производителей. Иранские эксперты констатируют: продукция из России имеет неоспоримые преимущества перед конкурентами по качеству. А быстрая логистика из Северо-Кавказского региона страны выводит международное сотрудничество на новый уровень.
Баранину в России нельзя назвать самым популярным мясом. Среднестатистический житель страны ежегодно съедает около 80 кг мяса, из них баранины всего 1,4 кг. Это менее 2 %. А Иран — страна мусульманская, где без баранины не обходится ни одно из блюд национальной кухни. Еще восемь лет назад Россия экспортировала всего порядка 116 тонн баранины в год, а сегодня в страну с населением чуть менее 90 млн человек уходит почти 17 тыс. тонн.
Основные российские поставщики располагают свои производства на Кавказе, ведь именно этот регион на протяжении многих лет традиционно занимается овцеводством. В 2022 году в Карачаево-Черкесии открылся один из самых больших в стране заводов по убою и переработке баранины. Группа компаний «Дамате» поставляет баранину в Иран всего за пару дней, за счет чего кратно увеличивается и срок годности продукции, и преимущества перед конкурентами, даже иранскими.
Спрос Ирана на российскую продукцию стал причиной стремительного развития экономики сразу нескольких субъектов РФ. Ставропольский край за девять месяцев 2023 года экспортировал в это ближневосточное государство почти в 10 раз больше баранины, чем в 2022-м. Наращивает производство и Дагестан, где в овцеводческой отрасли работает почти 30 % трудоспособного населения. Эксперты Россельхозбанка прогнозируют, что в 2024 году экспорт мяса и живых баранов из России увеличится до 17,5 тыс. тонн. Кроме Ирана продукция уйдет в Азербайджан, Иорданию, Грузию, Армению, Казахстан и другие страны Евразии.
Векторов развития будет несколько
«История овцеводства в России насчитывает сотни лет. Баранина — это один из основных продуктов как для традиционной кухни стран Ближнего Востока, так и для поклонников здорового питания — говорит Кирилл Яровой, директор ООО «Сталинские фермы» из Волгоградской области. — Шерсть овец — прекрасный экологически чистый материал для производства одежды и других изделий. Развивая овцеводство, мы обеспечиваем население рабочими местами, делаем инвестиции в инфраструктуру регионов. Необходимо продолжать селекционную работу и создавать более продуктивные и устойчивые к заболеваниям породы овец, что в конечном итоге повысит рентабельность овцеводческих ферм».
Производителя поддерживают и аналитики, утверждающие, что в ближайшее время российское овцеводство ждет индустриализация и вертикальная интеграция. Результатом этих процессов станет то, что баранина уже не будет восприниматься как редкий фермерский продукт, она займет свое место в структуре мясных продаж и расширит ассортимент.
Глобальных векторов развития, считают эксперты, будет несколько. Отрасль начнет развиваться по аналогии со свиноводством, где за последние 15 лет в несколько этапов произошли глобальные изменения. На первом этапе более эффективные сельхозпредприятия вытеснили с рынка ЛПХ и КФХ. Затем сократилась доля мелких и средних хозяйств, которые не выдержали конкуренции с большими индустриальными компаниями. И наконец в настоящее время на рынке продолжаются процессы слияния и поглощения, идет вертикальная интеграция среди крупных игроков. Эксперты Национального союза свиноводов говорят о том, что в ближайшие три года 20 лидеров рынка свиноводства нарастят свое производство еще наполовину, а их доля в общем объеме промышленного производства достигнет 80 %. В этот же период, по их мнению, с рынка уйдет 75 % мелких и 25 % средних компаний, которые ежегодно производят порядка 200 тыс. тонн свинины в убойном весе.
Такая же судьба ждет и овцеводство, считают аналитики. Но — с небольшими особенностями. Поскольку выращивание овец происходит на выпасе, а не на фермах, основная доля производства перейдет из ЛПХ в КФХ, а те, в свою очередь, будут или укрупняться, или входить в состав холдингов, имеющих свою переработку на контрактной основе. Вариантов может быть несколько, но в любом случае, считают аналитики, овцеводство будет переходить на современные рельсы, как это уже делают производители свинины, говядины и молока. В результате, по прогнозам экспертов, годовое производство баранины и для экспорта, и для внутреннего потребления вырастет минимум на 200–250 % в перспективе до 2035 года. Через 10 лет каждый россиянин, уверены аналитики, будет потреблять порядка 3,7 кг баранины в год, что составит 5 % от «мясной корзины».
Основным лозунгом овцеводства, доставшегося в наследство России от СССР, было «обогнать Австралию по производству белой тонкой и полутонкой шерсти». Это основная причина того, что из 44 пород овец, которые сегодня выращиваются на территории страны, нет ни одной чисто мясной. Тонкорунные, полутонкорунные и грубошерстные породы, которые традиционно культивируются в России, сильно отличаются от промышленных, которые откармливаются за рубежом именно на мясо. Одним странам мясные и молочные породы овец достались исторически, другие вывели их самостоятельно. Сегодня самые мощные племенные производители работают в Австралии, ЮАР, Великобритании и Франции. Работы по геномной селекции там никогда не прекращались. Высокопроизводительные породы овец, на основе метаданных по потомству со всего мира, продолжают совершенствовать.
Отечественные специалисты в свое время предлагали импортировать лучшие мясные породы, но этого не произошло. С конца 80-х годов прошлого века овцеводство в СССР находилось в упадническом состоянии и не поддерживалось государством, в отличие от того же свиноводства. Однако несколько десятилетий назад из Голландии, Финляндии и Австралии в Россию все же привезли две породы мясных овец — Тексель и комолый Дорсет. Два предприятия по репродукции, специально созданные для разведения этих пород, почему-то опять начали воспроизводить на их основе не мясных, а мясошерстных овец. За три-четыре поколения генетический материал превратился в обычных мериносов.
Сегодня российские производители, уже рассчитывая на поддержку со стороны государства, пытаются возродить отрасль, отмечая ее явные преимущества. «Наше хозяйство занимается племенным разведением романовской породы овец, — говорит Александр Чачин, руководитель сельхозпредприятия «Юрьевское» из Ярославской области. — Могу с уверенностью сказать, что спрос на животных растет. Овец и баранов покупают как уже действующие предприятия, решившие работать с чистопородным скотом, так и те, кто открывает свое дело с нуля. И тех и других становится все больше и больше. Многих инвесторов сегодня очень привлекает тот факт, что войти в овцеводческий бизнес намного дешевле, нежели в молочное скотоводство, например».
Как утверждают аналитики, в ближайшей перспективе на развитие рынка баранины свое влияние будет оказывать социально-демографическая ситуация в стране. Количество жителей мегаполисов за счет миграции из сельских регионов неуклонно растет. Тысячи мигрантов приезжают в Россию и из стран СНГ, в основном из Средней Азии и Азербайджана. Численность мусульман в больших городах возрастает год от года, опережая среднюю динамику по стране. Больше других мигрантов привлекают Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Обживаясь на новом месте, переселенцы, особенно в первом поколении, продолжают вести привычный для себя образ жизни и вынуждены уже не выращивать самостоятельно, а покупать традиционные для них продукты в обычных магазинах. А это — отличная возможность для выкладки баранины в сетевой рознице.
Помимо миграции эксперты отмечают и увеличение мусульманского населения за счет естественного прироста. А потому баранина, являясь основным видом мяса для этой категории населения ввиду исторических традиций и религиозного запрета на свинину, будет очень востребована как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Спрос на нее будет только расти. Интересно, что все больше обычных потребителей считают продукцию, сертифицированную как халяль или кошерную, более качественной, безопасной и полезной.
Год назад президент России Владимир Путин получил правительству страны представить предложения по вопросу разработки и утверждения комплексной программы развития индустриального мясного овцеводства в Северо-Кавказском федеральном округе до 2030 года. С предложением принять ее к главе государства обратился председатель совета директоров компании «Дамате» Наум Бабаев.
«Мы очень сильно отстали в работе с генетикой, — сказал эксперт. — Отрасль испытывает большие кадровые проблемы. Даже если за ближайшие 10 лет мы увеличим выпуск баранины в два раза, то при этом лишь вернемся к показателям Советского Союза. Овцеводство — основная отрасль животноводства для Северо-Кавказского федерального округа. Разведение овец для многих семей — это традиционный уклад жизни. К тому же у нас находятся и лучшие для овец пастбища. А потому госпрограмма должна быть ориентирована именно на наш регион. Можно выращивать овец и по всей стране, но зачем, если лучшие условия для этого именно на Кавказе?».
Татьяна Симагина