Поданный на рассмотрение в парламент страны очередной законопроект призван не только определиться со статусом навоза на законных основаниях, но и восполнить некоторые пробелы в знаниях обыкновенного избирателя, искренне считающего, что законодатели ничем не занимаются. Хотите заниматься навозом — пожалуйте в избирательную кампанию.
Если слегка окунуться в историю вопроса, то давно известно, что еще в древней Руси крупный рогатый скот держали на подворье, прежде всего, для наличия продуктов жизнедеятельности этой самой живности, которыми, в свою очередь, удобряли пашню для злаковых. И даже при таком подходе деревенская община на одном месте не держалась более 15–18 лет. Причина простая: пашня истощалась. Поэтому и требовалось российскому государству расширяться на юг, где на плодородных и нетронутых черноземах жили кочевники и любители легкой наживы, а не землепашцы.
Закон призван избавить аграриев от несправедливых, по их мнению, штрафов, которые выписывают надзорные органы. Предметом разногласий с сельхозпроизводителями стали отходы свинокомплексов и птицефабрик. Согласно статотчетности всех уровней, отходы этих производств перерабатываются и используются в качестве удобрений на полях.
Цифра
180 млн. т продуктов жизнедеятельности сельхозживотных образуется в России ежегодно
Но так ли это происходило на самом деле? Дело в том, что отходы свино- и птицепроизводства, в отличие от менее токсичных отходов мясомолочных ферм, в просторечии называемого «коровяком», в чистом виде в качестве удобрений использовать нельзя, и это знают даже на домашних подворьях. Их переработка в пригодные для почв и растений удобрения требует каких-никаких, а затрат, что в условиях аграрного производства является весомой дополнительной финансовой нагрузкой. Вторая сторона вопроса — экологическая. Какое влияние на окружающую среду оказывают вывезенные в поля отходы животноводства, можно только догадываться, особенно после участившихся в последнее время ливней, смывающих все на своем пути… правильно, в реки и водоемы. Добавляют проблем и внедряющиеся у нас повсеместно европейские технологии с применением в качестве добавок к кормам антибиотиков и пестицидов. Привесы это увеличивает, а вот навоз при этом становится крайне токсичным.
Документ призван устранить правовую неопределенность, при которой навоз, используемый свинокомплексами и птицефабриками для удобрения почв, признается отходами. В результате, согласно пояснительной записке, сельхозпредприятиям выписывают штрафы за нарушение правил утилизации отходов, ну а навоз, перефразируя крыловскую басню, остается «и ныне там».
Между тем в России ежегодно образуется около 180 миллионов тонн продуктов жизнедеятельности сельхозживотных. При этом до 100 процентов свиного навоза и куриного помета перерабатывается в органические удобрения. Вопрос, очевидно, в том, что считать отходами окончательно переработанными и годными для дальнейшего использования, а что — переработанными недостаточно.