29 августа 2022

Не потерять «соседский» рынок

Не потерять «соседский» рынок

Не потерять «соседский» рынок

В конце августа этого года истекает срок запрета на экспорт российского сахара в страны ЕАЭС. Подобное решение было призвано поддержать внутренний рынок. Но «соседи» в итоге оказались в сложном положении из-за введенных ограничений. Тем временем эксперты уверены: в текущей ситуации нам нужно не только наращивать поставки на рынок ЕАЭС, но и искать, осваивать новые ниши, чтобы выдержать конкуренцию.

Ситуацию на рынке дружественных стран и новые решения для бизнеса обсудили в ходе панельной дискуссии «Российский экспорт продукции АПК на рынки ЕАЭС: перспективы в новых реалиях» в рамках деловой программы Всероссийского Дня поля.

Барьеры для экспорта

Россия постепенно наращивает объемы продовольственного экспорта. По данным Федерального Цента «Агроэкспорт», в течение 2021 года объем вывезенной продукции агропромышленного комплекса вырос на 21 % и составил $37,1 млрд, это на 21 % больше показателя рекордного 2020-го. За прошлый год Россия поставила на внешние рынки более 71 млн тонн продовольствия и сельхозсырья. Важной частью экспортного направления, особенно в нынешних реалиях, является рынок стран ЕАЭС. По словам руководителя «Агроэкспорта» Дмитрия Краснова, в прошлом году поставки выросли на 30 % и составили почти 5,5 млрд долларов.

«Важная особенность торговли между Россией и другими странами ЕАЭС — она сбалансированная. На наш объем экспорта приходится примерно равный объем импорта. Вторая особенность — более половины структуры российского экспорта составляет доля готовой продукции. Ключевыми направлениями являются зерновые культуры, масложировая продукция, кондитерские изделия, мясо птицы, рыба и бутилированная вода, — поясняет эксперт.

При этом в ряде случаев доля РФ превышает 80 % от общего объема импорта соответствующей продукции в странах. Например, масложировая продукция для Армении, продукты перемола для Казахстана, го­товые продукты и рыба в Киргизию.

Но также, как отметил Дмитрий Краснов, несмотря на налаженные связи и сходство потребительских предпочтений, некоторые моменты тормозят наращивание экспорта РФ в страны ЕАЭС.

«В Армении, Казахстане, Киргизии развит протекционизм (государственная политика, направленная на поддержание внутренних товаропроизводителей путем ограничения импорта — прим. автора). В Белоруссии высока обеспеченность собственной продукцией. Нельзя сбрасывать со счетов и усиление конкуренции, ведь рынки стран ЕАЭС открыты для поставщиков других зарубежных стран, не входящих в этот союз. Также один из ключевых факторов, тормозящих экспорт, — снижение доходов потребителей. Еще большее влияние оказывает высокая цена рубля и волатильность, а также невыгодный курс других национальных валют стран ЕАЭС по отношению к мировым деньгам. Это создает тревожный дисбаланс, который нам нужно научиться преодолевать», — отметил Дмитрий Краснов.

Среди других барьеров, по словам эксперта, — требования по максимальной наценке на социально значимые товары в Белоруссии и Казахстане, контроль цен на импортную продукцию в Киргизии, а также отсутствие регионализации территории РФ по некоторым болезням животных со стороны Белоруссии, Казахстана, что затрудняет поставки мясной продукции.

Впрочем, и способов продвигать российскую продукцию на рынок ЕАЭС немало. В первую очередь это расширение линейки товаров, появление новых позиций. Пока что на внутреннем рынке РФ отечественные производители реализуют гораздо более широкий ассортимент продукции, чем в странах ЕАЭС. Хорошо может зайти на «соседские» рынки органическая продукция для здорового питания и растительные аналоги мяса и молока.

«Спрос на такие продукты активно развивается во всем мире, и страны ЕАЭС этот тренд не обошел. В случае с Казахстаном и Белоруссией одним из драйверов для российского экспорта могут стать поставки под собственными марками отечественных торговых сетей, они активно осваивают пространство ЕАЭС. Если применять все необходимые меры, то можно предполагать, что наш экспорт увеличится до 2030 года на 2 млрд долларов, совокупно получим около 8 млрд долларов», — рассказал Дмитрий Краснов.

Откройте границы

Именно с «ассортиментным голодом» столкнулись в этом году в Казахстане. И все это на фоне роста цен на некоторые социально значимые товары из-за запрета на экспорт из РФ в ЕАЭС, а также усложнения и удорожания логистики из других стран.

«Некоторый ассортимент уже существенно сократился, особенно это касается бытовой химии, косметики, парфюмерии, и тенденция к сокращению позиций продолжается. На фоне кризиса ищем новые возможности в логистике и для расширения ассортимента. В прежние годы доля импорта из России в Казахстан составляла более 52 %. В этом году она сократилась в два раза, причиной стали запреты на вывоз из РФ некоторых продуктов и более выгодные условия работы с местными поставщиками в ряде случаев. Но в результате у нас не только сократился ассортимент, но и выросли цены. Так, сахар подорожал на 60 %. У нас есть местный завод по производству этого продукта, но даже при 100 %-ной загруженности он может покрывать только 40 % потребности нашей республики. Поэтому нам важно снятие ограничений и налаживание новых связей по поставкам продуктов», — рассказал директор компании INMART Куандык Досымов.

Курица или яйцо

На сегодняшний день большой потенциал для экспортного рынка имеет органическая продукция. Тренд на нее развивается во всем мире, но пока что лучшие шансы по продвижению направления есть именно на рынках в ЕАЭС. Также планируют рассматривать азиатские рынки.

«Рынок органической продукции за прошлый год в России составил 16,6 млрд руб., в рынке всей пищевой продукции это 0,14 %. Но все же потенциал есть. За 2,5 года официального существования рынок органической продукции расширился географически: сейчас он присутствует в 42 субъектах РФ, а к 2030 году можно говорить как минимум о 10-кратном росте. За два года мы создали структуру для будущего консолидированного рынка», — отмечает заместитель руководителя АНО «Российская система качества» Елена Саратцева.

Для молочников страны ЕАЭС также одно из ключевых направлений. По словам генерального директора Национального союза производителей молока Артема Белова, экспорт молочной продукции из России развивался достаточно активно. В 2020 году прирост составил 20 %, в 2021 году — 17 %. Львиная доля экспорта приходилась на страны постсоветского пространства, прежде всего на страны ЕАЭС.

«Номер один с точки зрения экспорта российской молочной продукции — Казахстан. На вто­ром месте — Белоруссия, на третьем были некоторые территории Украины. Хороший объем экспорта показывают Киргизия и Узбекистан. В Армении ситуация более стабильная, там уровень локального протекционизма достаточно высок. В целом объем экспорта по прошлому году в денежном выражении составил 500 млн долларов. Доля стран ЕАЭС в структуре российского экспорта по данной категории — порядка 85 %, с учетом геополитической ситуации по итогам текущего года она может еще вырасти. Рынок ЕАЭС будет оставаться базовым для нас», — говорит Артем Белов.

Но и на молочном рынке есть свои проблемы. Например, цена на сырье в Белоруссии устанавливается нормативно и составляет 24 руб. против 40 руб. у российских производителей.

«И возникает вопрос, почему белорусские производители могут серьезно снижать цены, а наши упираются в экономику, в себестоимость. При этом потенциал рынка у нас достаточно неплохой, весьма успешно развиваемся в плане взаимных поставок. Конечно, мы будем конкурентами, но нужно использовать свои преимущества», — считает эксперт.

На тему барьеров и протекционизма в странах ЕАЭС высказался генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов.

«Есть примеры, когда законодательство государства – члена ЕАЭС предполагает наличие не менее определенного процента именно национальных брендов на полке. Под этим девизом убираются импортные продукты, в том числе из России», — поделился Сергей Лахтюхов.

Что касается поставок российского мяса птицы на рынки ЕАЭС, здесь тоже все непросто. По словам главы Союза птицеводов, совокупно объем мяса птицы во всех странах-соседях составляет примерно 15 % от общего объема производства в России, то есть при желании мы могли бы закрыть все потребности по мясу птицы каждой из стран. Но дальше вступает динамика, баланс и конкуренция. Так, Белоруссия полностью обеспечивает себя мясом птицы и является экспортно ориентированной страной. До 2021 года Россия практически не поставляла этот продукт в страну, даже 1 тыс. тонн не набиралось. С 2021 года пошел значительный рост: за пять месяцев текущего года в Белоруссию ушло почти 9 тыс. тонн российского птичьего мяса.

«Но давайте не забывать, что при этом Белоруссия нам экспортирует более 120 тыс. тонн мяса птицы ежегодно, Казахстан долго входил в тройку основных стран-получателей нашей продукции. Но в 2021 году по сравнению с 2020-м экспорт из РФ в этом направлении снизился примерно на 20 %, при этом импорт из Казахстана вырос в 2,6 раза. А если посмотрим динамику импорта из других стран в Казахстан, то увеличились поставки из Турции, Украины, США», — подчеркнул Сергей Лахтюхов.

На сегодняшний день, по мнению эксперта, Россия сможет стать серьезным игроком на рынке стран ЕАЭС по поставкам инкубационного яйца. В 2020 году Россия импортировала 700 млн шт. куриного яйца. Доля импорта составляла 20 %, остальные 80 % производили сами. В прошлом году уже импортировали 600 млн шт. яиц. В этом году за первое полугодие сократили на 40 % импорт инкубационного яйца, при этом свободного яйца на рынке более 100 млн шт.

«К концу 2023 года должны быть реализованы инвестпроекты по строительству репродукторов второго порядка, и тогда мы сможем легко выйти на самообеспеченность. В таком случае встает вопрос профицита инкубационного яйца. Россия, например, сможет обеспечить потребности Казахстана, который заявляет, что к 2024 году он сможет выйти на самообеспечение по мясу птицы, а к 2027 году стать экспортоориентированной страной», — рассказал глава Союза птицеводов.

ОЛЬГА РОМАНОВА

Земля и Жизнь, 2003-2021 | Политика конфиденциальности